БРК смотрит аэропорты

3978

Банк развития проводит индикативный анализ проектов воздушных гаваней Караганды, Актау и Уральска.

БРК смотрит аэропорты Фото: inbusiness.kz

Банк развития Казахстана (БРК) рассматривает возможность финансирования расширения и обновления существующих производств аэропорта Караганды. Об этом сообщается на сайте дочерней организации “Байтерека” в разделе "проекты на рассмотрении", передает inbusiness.kz.

Держателем акций аэропорта указано ТОО Sky Service (Скай Сервис) – его участниками обозначены на 95% Оспанов Е. М., а на 5% Аканов А. Х. Проект находится на этапе "индикативный анализ". В конце 2023 года сообщалось, что бывший гендиректор группы "Верный Капитал" Ерлан Оспанов купил карагандинский аэропорт, ранее принадлежавший этому холдингу. Любопытно, что во время пребывания в "Верном" воздушная гавань не была полностью обновлена, и теперь на это запрашивается льготный кредит БРК.

К слову, согласно финотчетности, АО "Аэропорт "Сары-Арка" в 2022 году имело чистую прибыль в 73,8 млн тенге, а в постковидном 2021 году и вовсе убыток в 784 млн тенге.

К слову, недавно было объявлено, что "Байтерек" привлек 173 млрд тенге из ЕНПФ для финансирования проектов транспортной инфраструктуры. Есть ли среди них аэропорты, не пояснялось, акцент в сообщении делался на грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.

Возможно, это стоило бы уточнить, так как БРК сейчас рассматривает финансирование не только карагандинского аэропорта, но и уральского. Проект модернизации инфраструктуры и обновления спецтехники и оборудования последнего также находится на рассмотрении банка, на таком же этапе "индикативный анализ".

Владельцем уральского аэропорта заявлено ТОО "Орал Аэропорт Холдинг", а его участниками: Килыбаев Даулет Азимханович – 49%, ТОО "Уральск Менеджмент", АО "Ретранс" – 44.1%. В прошлом году СМИ писали, что АО "Ретранс" было связано с менеджментом компании "Ренова" подсанкционного Виктора Вексельберга. Станет ли это преградой для выдачи денег от БРК, покажет время. Кстати, Даулет Килыбаев раньше работал в Банке развития Казахстана.

Еще одним транспортно-инфраструктурным претендентом на удобное финансирование от Банка развития Казахстана является актауский аэропорт. Там конечный собственник в лице госучреждения – управления финансов Мангистауской области – заявил о необходимости его расширения, поданная документация также находится на стадии индикативного анализа.

Согласно сайту воздушной гавани, АО "Международный аэропорт Актау" было передано в доверительное управление турецкой компании ATM Grup Uluslararası Havalimanı Yapım Yatırım ve Işletme limited на 28 лет в 2007 году, то есть до 2035 года. Тогда же был заключен концессионный договор с АТМ Grup на строительство и эксплуатацию международного нового пассажирского терминала сроком на 30 лет. То есть фактически экономикой актауского аэропорта управляет иностранный концессионер, который и будет определять финансовые потоки еще более 12 лет, если договор не будет возобновлен. Учтут ли такие сроки и сопутствующие нюансы в БРК, пока неясно. Прибыль за год у актауского аэропорта в 2022 году была 1,8 млрд тенге, значительно больше, чем годом ранее – 448 млн тенге.

С учетом специфики хозяйственной деятельности аэропортов, чьи отдельные услуги регулируются в тарификации, а пассажирские потоки часто бывают нестабильны, к примеру, из-за пандемии, уместно вспомнить опыт финансирования БРК реконструкции пассажирского терминала международного аэропорта Астаны на 33,5 млрд тенге в 2017-2018 годах сроком до 2031-2033 года. Ранее у воздушной гавани столицы возникали вопросы по выплатам, которые пришлось решать государству.

Отметим, что на днях в Брюсселе министр транспорта Марат Карабаев заявил о готовности передать более 20 казахстанских аэропортов в управление европейским инвесторам.

Читайте по теме:

Минтранспорта планирует передать аэропорты Актобе, Туркестана и Кызылорды частным инвесторам

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться