Банк развития Казахстана подводит итоги своей 20-летней деятельности, передает inbusiness.kz.
За 20 лет при финансовой поддержке БРК было введено в эксплуатацию 125 инвестиционных проектов с численностью сотрудников 31 тысяча человек. За сухими цифрами стоят люди, новые производства, жизнь регионов. Основная миссия банка остается прежней – диверсификация экономики, развитие несырьевого сектора экономики.
По состоянию на октябрь 2021 года банком одобрено и начато финансирование 153 инвестиционных проектов и 108 экспортных операций. Общий объем финансирования составил 3 трлн 861 млрд тенге.
"За прошедшие годы банк не раз трансформировался, чтобы соответствовать требованиям и вызовам времени. Сегодня мы не снижаем темп. Мы ставим более амбициозные цели. Поставленные государством задачи выводят Банк развития Казахстана в авангард реформ экономики. Успех и показатели банка – это наш совместный труд", – сказал председатель правления Абай Саркулов на встрече с заемщиками.
В этом году в банке ожидают прибыль на уровне 4 млрд тенге.
"Объем освоения средств на сегодня составляет порядка 270 млрд тенге. До конца года ожидаем, что эта сумма достигнет 400 млрд тенге. Основной приоритет при отборе проектов мы отдаем частному сектору. Если первые 10-15 лет БРК больше работал с квазигосударственным сектором, сейчас же основной акцент на привлечение частного бизнеса. На сегодня в нашем кредитном портфеле порядка 68% проектов – это частный бизнес. Это важно с точки зрения исполнения поручения президента – в бизнесе должно быть меньше государственного участия", – говорит Абай Саркулов.
Управляющий директор АО "Банк развития "Казахстана" Рахимжан Сатаев остановился подробно на тех изменениях, которые были внесены в долгосрочную стратегию развития БРК на 2014-2023 годы.
В БРК, анализируя свой 20-летний путь, говорят не только о достижениях, но и признают слабые стороны. К преимуществам относят накопленный опыт, наличие квалифицированного персонала, особый правовой статус банка, а также постоянную финансовую поддержку со стороны правительства Республики Казахстан.
"Среди слабых сторон мы видим на данный момент низкий уровень применения новых инструментов финансирования, недостаточно высокую в структуре нашего кредитного портфеля долю проектов по производству товаров среднего и верхнего передела. Среди угроз мы видим продолжающуюся высокую зависимость экономики от ситуации на сырьевых рынках, а также возможное ухудшение макроэкономической ситуации из-за внешних факторов, включая пандемию", – говорит Рахимжан Сатаев.
В банке определили для себя три стратегических направления – это содействие росту национальной экономики в партнерстве с бизнесом, управление финансовыми ресурсами для удовлетворения потребностей бизнеса, совершенствование операционной деятельности. Расширен перечень финансовых инструментов, в прошлом году внесены законодательные поправки, касающиеся такого механизма, как синдицированное финансирование.
Директор департамента анализа и структурирования сделок Жанат Ансаганова рассказала о том, как проекты проходят экспертизу. Она обратила внимание на то, что сдача неполного пакета документов в банк, а иногда и противоречия в документации приводят к затягиванию рассмотрения проектов, потере времени.
Более того, отсутствие той или иной информации по проекту, финансовая недальновидность заемщика могут привести компанию-заемщика к дефолтному состоянию.
Жанат Ансаганова также предлагает клиентам новую философию взаимоотношений с банком.
"Раньше у нас была такая парадигма мышления: БРК – кредитор, а клиенты – заемщики. Мы предлагаем сменить эту парадигму на то, что БРК и заемщик – это долгосрочные партнеры. Мы – партнеры, которые взаимно улучшают практику корпоративного управления. У нас есть некоторые заемщики, которые не испытывают проблем в получении финансирования. Они приходят в БРК, несмотря на то, что есть некоторый бюрократизм в нашей работе, обязательный элемент в работе, который нужен в конечном счете всем. Мы предлагаем нашим клиентам проникнуться этой парадигмой. Мы – партнеры. Все ваши заявки мы рассматриваем с позиции, как улучшить ситуацию в проекте", – говорит она.
Говоря о бюрократии, нужно отметить, что пандемия ускорила процесс цифровизации в финансовых институтах, и БРК здесь не исключение. Часть бизнес-процессов перешла в цифровой формат, облегчив работу и значительно сократив время по оформлению документов.
"Для Банка развития Казахстана вопрос по взаимодействию с клиентами встал еще до пандемии, и это было обусловлено географическим расположением наших клиентов. У нас нет ни филиалов, ни представительств, поэтому мы очень постарались и в 2019 году запустили личный кабинет. Это уникальная система с дружественным интерфейсом, единое окно, доступность из любой точки мира, и единственное, что для этого нужно, – это наличие электронной цифровой подписи", – говорит директор департамента бизнес-процессов Дамегуль Жургенбаева
Через личный кабинет можно взаимодействовать не только с клиентами, но и с потенциальными сотрудниками, стажерами. А в скором времени такая возможность будет и у партнеров банка – внешних оценочных компаний, финансовых консультантов. Функционал личного кабинета расширяется, и в скором времени здесь появятся новые опции.
Цифровой формат помогает нивелировать сложности, возникающие из-за смены работников, как со стороны банка, так и клиента. Созданная база архивирует необходимые документы.
Также в банке сообщили еще об одном новшестве. Вопросам ESG – экологическому, социальному, корпоративному управлению – в БРК уделяют внимание и уже в 2022 году приступают к следующему этапу реализации этого принципа.
"Устойчивое развитие для нас не пустой звук. В прошлом году в банке была представлена концепция "зеленого" офиса, то есть по банку мы знаем, сколько уходит электроэнергии, вывозится мусора, сколько вырабатывается углекислого газа. Теперь переходим на второй этап – будем отслеживать выбросы и воздействие на экологию со стороны клиентов. Предстоит большая работа. И на сегодня мы ее внутри банка начали. В будущем проекты, которые будут заходить в банк, будут рассматриваться по критерию экологичности в том числе. Предпочтение будет отдаваться проектам, которые менее воздействуют на экологию, другие же будут отложены в сторону, даже если они более рентабельны", – отметил глава банка Абай Саркулов.
О том, какой вклад и преимущества дает БРК, на встрече рассказали заемщики.
"Мы стали сотрудничать с банком в 2016 году. В 2017 году уже начали строительно-монтажные работы и получили первое освоение. Целевое финансирование БРК было направлено именно на строительно-монтажные работы. Мы освоили 5 млрд тенге", – говорит финансовый директор ТОО "Тургусун-1" Асет Максут.
Для проекта строительства гидроэлектространции в Восточном Казахстане были привлечены собственные средства заемщика и средства других организаций.
"В 2021 году мы запустили первую станцию по выработке электроэнергии. В сентябре этого года мы подписали акт о госприемке и вырабатываем электроэнергию", – говорит он, добавив, что компания подумывает о строительстве новых станций. В БРК они пришли не сразу. Отрабатывали проект с ЕБРР и с ЕАБР, но условия в БРК оказались более подходящими.
Строительство гидроэлектространций обретает еще большую актуальность с учетом дефицита электроэнергии в стране и пиковых нагрузок, а также риска блэкаута.
В копилке банка и другие не менее важные для экономики проекты. Только в течение этого года при финансовой поддержке БРК введены в эксплуатацию многофункциональный туристический комплекс "Караван-Сарай", Жайремский горно-обогатительный комбинат, Шымкентская химическая компания, Сарыаркинский ферросплавный завод с агромерационной фабрикой, обогатительная фабрика.
В конце мероприятия, в котором приняли участие более 60 бизнесменов со всей республики, гостям презентовали юбилейную книгу банка, в которой собраны значимые достижения и события прошлых лет. В летописи запечатлены истории всех первых руководителей банка, поздравления акционеров, независимых директоров и партнеров банка. На встрече клиенты выразили сотрудникам банка благодарность за многолетнее надежное сотрудничество, поддержку и профессионализм.
Фото: Аскар Ахметуллин