Будущие управленцы полны карьерного оптимизма

523

Многие учащиеся, специализирующиеся на менеджменте, с трудом прогнозируют свой карьерный путь даже на ближайшие пять-десять лет. Часть студентов явно идеализируют свое будущее, рассчитывая на стремительный, профессиональный взлет

Будущие управленцы полны карьерного оптимизма

Многие учащиеся, специализирующиеся на менеджменте, с трудом прогнозируют свой карьерный путь даже на ближайшие пять-десять лет. Часть студентов явно идеализируют свое будущее, рассчитывая на стремительный, профессиональный взлет.

Они полагают, что к тридцати годам смогут стать топ-менеджерами в средних и крупных организациях и в работе никогда не повторят ошибок собственных начальников и преподавателей. Доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Светлана Сатикова изучила карьерные ожидания будущих управленцев.

Горизонты планирования перспектив у молодежи нередко оказываются довольно ограниченными. Большинство студентов, специализирующихся на управлении, указывают на сложности «в представлении развития своей жизни через 10-12 лет», отметила Светлана Сатикова в исследовании «Динамика карьерных ожиданий студентов в 2005-2015 годах». «При этом они пишут, что задача вообразить себе свой будущий жизненный путь интересна и необычна для них», – подчеркнула эксперт. Однако показательно, что каждый десятый учащийся с трудом представляет себя даже через пять лет. Такая ограниченность временных горизонтов говорит о ряде психологических трудностей, считает Сатикова.

Отчетливо проявляется и другая проблема – нереалистичная оценка своего будущего, которую сложно списать только на юный возраст. Примерно четверть учащихся менеджерского профиля из года в год рассчитывают на почти идеальную профессиональную судьбу: они видят себя на топовых позициях компаний и фирм уже к 30 годам. Дальнейшие перспективы могут видеться еще более заманчивыми. «Для меня идеальная карьера просто обязана закончиться в качестве чиновника федерального масштаба, желательно главы какого-нибудь министерства», – вот одно из симптоматичных суждений учащихся.

Нереалистичность представлений молодежи проявляется и в других аспектах, подчеркивает исследователь. Так, студенты верят, что в своей будущей управленческой деятельности они превзойдут нынешних начальников и преподавателей.

Светлана Сатикова провела качественное исследование представлений студентов о своем будущем за последние десять лет и выявила как «общий знаменатель» – некое стабильное «ядро», так и изменения. С 2005 года студентам факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и учащимся ряда других вузов предлагали написать эссе на тему «Моя карьера». Студенты должны были изложить видение своего профессионального будущего, в том числе долгосрочные цели, рассмотреть основные этапы их достижения и обосновать свой выбор. Нужно было также разработать несколько альтернативных вариантов развития карьеры, если по каким-либо причинам не удастся реализовать основной. Проект позволил исследователю проанализировать не только надежды студентов на будущее, но и их отношение к выбору профессии и связь карьерных планов учащихся с их способностями и увлечениями.

Молодежь строит наполеоновские планы

В течение десяти лет эссе стабильно демонстрировали, что около четверти студентов имеют явно нереалистичные временные ориентиры в оценке своей карьеры, отметила Сатикова. Многие из них считают, что через два-три года после окончания вуза они, начав с рядовых должностей, смогут войти в средний менеджмент, стать руководителями подразделений и групп, а еще через пять-семь лет, то есть к тридцати годам – займут позиции топ-менеджеров в средних и крупных организациях, подчеркнула исследователь.

С одной стороны, это легко объяснить: когда человеку всего 18-20 лет, тридцатилетние кажутся ему очень взрослыми, а этот возраст – солидным, чуть ли не близким к старости. «Мне почти двадцать лет, а значит, у меня уже на двадцать лет меньше времени, чтобы воплотить свои мечты в реальность, чтобы найти счастье и прийти к успеху», – указал один из студентов.

При таком подходе не удивительно, что молодежь намерена к тридцати годам уже добиться многого. Показательны, например, такие цитаты из эссе: «К тридцати годам я буду вполне уверенно решать проблемы международного уровня»; «Мне – 32. Я главный маркетолог (директор по маркетингу) предприятия. У меня муж и трое детей. Заработок такой, что я могу ни в чем себе не отказывать».

С одной стороны, можно, несомненно, порадоваться за студентов, которые стремятся к вершинам, полагает эксперт. Но с другой стороны, по мере взросления реальность будет вносить свои коррективы, и если представления не изменятся, то мечтателей ждет глубокое разочарование. «Для таких людей широко известный психологам возрастной кризис тридцати лет проходит особенно тяжело, часто вызывает смену сферы деятельности, круга общения, разочарование в жизни», – сказала Сатикова. Поэтому одна из задач системы обучения – помочь студентам скорректировать свои планы, не отказываться от стремления к достижениям, но более реалистично рассчитывать «путь наверх».

Примерно одна пятая (около 20%) студентов каждый год декларируют желание создать собственный бизнес. Между тем, на практике попытки предпринимательской деятельности совершают лишь 3-4% от числа опрошенных, указывает эксперт. «Возможно, студентам не хватает практических навыков и знаний об основах предпринимательства», – полагает эксперт.

Студенты хотят «брать от жизни все»

При этом у учащихся наблюдаются и нереалистичные представления «о совмещении собственного бизнеса, работы в крупной компании, семьи и научной деятельности», продолжает Сатикова. Показательна, например, такая выдержка из эссе: «С 30 до 40 лет я в роли топ-менеджера. Заправляю директорами своих ресторанов, вынося судьбоносные решения в жизни компании, – пишет студент. – Много времени уделяю хобби и семье. Работа к сорока годам постепенно отходит на второй план». Автор эссе в заключение отмечает, что конечная цель всех стараний – «это удовольствие», и надо стараться брать от жизни «как можно больше».

С одной стороны, желание взять от жизни все очень мотивирует к развитию, способствует поиску новых возможностей. «Но можно и вспомнить старый анекдот о студенте: если он будет заниматься в основном личной жизнью – появятся хвосты; в основном учебой, пренебрегая личным, – появятся рога, а если постарается совмещать по максимуму – отбросит копыта», – напоминает Светлана Сатикова. Вывод прост: нужно научить студентов рассчитывать свои силы, предупредить об опасностях длительных стрессов и эмоционального выгорания, убеждена исследователь.

Вера в «продвинутый менеджмент»

Есть и другие стабильные закономерности, которые повторяются в студенческих представлениях из года в год. Это, например, вера учащихся в то, что сами они будут продвинутыми, «усовершенствованными» менеджерами.

Многие студенты считают, что «никогда не повторят ошибок собственных начальников и преподавателей», а также будут учитывать индивидуальные особенности коллег и подчиненных. Это говорит о некоей идеализации собственного профессионального пути. В принципе, это нормально, замечает исследователь: «Плох тот ученик, который не пытается превзойти своего учителя. Главное – разобраться, в чем именно надо превосходить».

Четкие планы лучше воплощаются

При этом большинство студентов затрудняется с прогнозами своей жизни на ближайшие десять-двенадцать лет. А некоторым сложно представить себя и через пять-шесть лет. «Такая ограниченность временных горизонтов говорит о ряде психологических трудностей», – комментирует исследователь.

С одной стороны, нужно учесть, что десятилетие в возрасте 18-20 лет – это очень большой период, фактически полжизни, поясняет Сатикова. «Студенты помнят себя десять лет назад и, сравнивая, понимают, что тогда даже не могли представить свою жизнь в настоящее время. Поэтому и через десять лет многим трудно что-то вообразить, особенно тем, кто выбрал менеджмент случайно», – сказала эксперт. Некоторые учащиеся резонно замечают, что обстоятельства меняются, и они трансформируются вместе с обстоятельствами. «Впереди много трудностей, рынок меняется, меняются требования, меняется сфера, меняется моя гибкость и умение подстраиваться под ситуацию», – пишет автор эссе.

С другой стороны, нужно понимать, что отсутствие планирования в целом приводит к такому явлению, как незамеченные возможности. Доказано, что, когда человек имеет долгосрочные планы, он бессознательно выбирает из представляемых жизнью возможностей те, которые помогут ему реализовать намеченное. Если же планов нет, или они внутренне не приняты, человек не уверен в своих силах и желаниях, то возможности могут быть не замечены. Начинается либо «бег в колесе» (если человек активный), либо прозябание в ожидании «феи», «принца» (того, кто «разбудит»), так как «потенциал без направления движения раскрывается слабо», констатировала исследователь.

Иногда профессию выбирают случайно

Вероятно, с горизонтами планирования, а также с целеполаганием связано и другое наблюдение, касающееся случайного выбора профессии и дальнейшего ощущения себя в ней.

В течение всех десяти лет исследования примерно одно и то же количество студентов (24-26%) сообщали, что делали выбор профессии случайно. Красноречиво, например, такое признание: «Когда я поступал в университет, я не знал, понравится ли мне на факультете менеджмента... я не знал, какие дисциплины там изучаются и для чего они нужны. Я поступал туда, просто потому что мне нравится общаться с людьми».

Из этой почти четверти «неопределившихся» информантов в дальнейшем почти половина (48,7%, или 12-13% от общего числа) находили себя в выбранной профессии, уточнила Светлана Сатикова. Остальные же продолжали чувствовать неуверенность в своем выборе на втором, третьем и даже четвертом курсе.

Также в течение всех лет сбора данных около 60% студентов (от 59% до 66%) указывали на собственные способности в какой-либо области (музыка, спорт, танцы, дизайн, иностранные языки и пр.) и связывали свою карьеру с применением и развитием этих способностей, наряду с управленческими навыками.

За рубеж стремятся меньше студентов

Кроме стабильных показателей, анализ карьерных ожиданий выявил и меняющиеся. В их число входят планы профессиональной миграции. Так, в эссе 2011 года 39% студентов писали о намерениях продолжить учебу и работу за рубежом. А в 2014 году долгосрочную карьеру с другими странами связывали уже впятеро меньше студентов – лишь 8%. «При этом в четыре раза увеличилось упоминание о работе в России, но в крупных компаниях, имеющих международную представленность», – уточнила автор исследования.

Таким образом, в целом по итогам анализа карьерных ожиданий студентов можно сказать, что необходимо дополнительно работать с их настроем. Возможно, имеет смысл поддержать студентов в саморазвитии и самоменеджменте (для этого существуют курсы теории организации, управления человеческими ресурсами и другие управленческие дисциплины). Это нужно для того, чтобы помочь молодым людям справиться с «неизбежными разочарованиями и кризисами при столкновении нереалистичных ожиданий с действительностью», то есть научить их управлению собственной жизнью. У менеджеров в этом есть преимущество перед другими направлениями, отметила в заключение Сатикова.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться