Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

09:00 19 Сентябрь 2020 4771

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Автор:

Мадина Ерик

Какие выводы делают бизнесмены после пандемии и карантина, и как в Нур-Султане спасался цветочный бизнес

Нурлан Баукенов больше трех лет занимается цветочным бизнесом в Нур-Султане. Его компанию хорошо знают столичные красавицы и местные романтики. А в период жестких ограничений во время карантина клиентская база пополнилась обычными казахстанцами, которым вдруг захотелось сделать приятное родным, приободрить их в домашнем заточении или поздравить с днем рождения, находясь при этом в другой стране с закрытыми границами. Вот так выживал цветочный бизнес. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Нурлан рассказал, какой главный опыт он извлек из работы в режиме пандемии и почему не готов отказаться от роз, орхидей и пионов в пользу менее рискованного бизнеса.   

Нурлан, порадуйте нас, расскажите, что все карантинные месяцы казахстанцы вдруг стали внимательными к своим домочадцам, активно закупали у Вас цветы и Ваш бизнес сегодня «цветет и пахнет» во всех смыслах?

Да, рассказать есть что. В первые дни карантинных ограничений и мы, и наши заказчики пребывали в небольшом замешательстве. Никто не знал, какие новые сюрпризы подготовит нам завтрашний день. Люди массово скупали крупы, консервы, маски, антисептики и туалетную бумагу. Поэтому мысли о цветах или о каких-либо других подарках немного отошли на второй план. Но Вы правы, с течением времени мы стали замечать, что с каждым днем ситуация стабилизируется. Стали преобладать заказы просто так, без повода, чтобы подбодрить и поднять настроение своим близким. Также, конечно, с гордостью можем заявить, что стали неким связующим звеном для людей, которые из-за закрытых границ не смогли поздравить своих родных людей с памятными датами вживую. Тогда они обращались к нам посредством мессенджеров, заказывали букеты, писали тексты для открыток и курьер уезжал радовать получателя неожиданным презентом. К сожалению, не могу сказать, что сейчас все «цветет и пахнет». Все-таки пандемия ударила практически по всем направлениям бизнеса, и мы не исключение. Если посмотреть на статистику, то с каждым годом мы отмечали постепенный рост продаж. В нынешней же ситуации мы наблюдаем замедление темпов роста. Но мы не опускаем руки и верим, что скоро все вернется на круги своя.

Вернемся к первым ограничениям в марте. Как Вы поступили со своим цветочным бизнесом тогда, когда стало впервые понятно, что грядет непростое время и актуальным останется только разве что аптечный бизнес и продуктовый. Какие решения тогда приняли?

Самая важная мысль, которая была у меня в голове, – это сохранить все то, что создавалось нашей командой упорным трудом на протяжении нескольких лет. Мы посоветовались с сотрудниками, взвесили все «за» и «против», и приняли решение работать до тех пор, пока это будет возможным. Также, конечно, я чувствовал большую ответственность перед своими коллегами. Мы вместе работаем уже более трех лет, и оставить нас всех в подвешенном состоянии было бы крайне безответственным. Я очень благодарен нашему небольшому коллективу, что мы просто взяли себя в руки и продолжили делать то, что умеем, несмотря ни на что.

Вы работали на доставку. Но тогда здесь вопрос – было ли что продавать? Насколько я знаю, у Вас поставки цветов идут из Голландии в основном. И кстати, да, почему Вы не продаете цветы, выращенные в Казахстане?

Да, как только правительство начало вводить карантинные меры, мы стали работать исключительно в режиме доставки. С поставками из Голландии и других стран, выращивающих цветы, действительно были большие проблемы. Но некоторые наши партнеры-поставщики смогли обеспечивать нас ограниченным количеством растений. Также не стоит забывать о стабилизированных растениях и сухоцветах, которые не портятся и тоже очень нравятся покупателям. Что по поводу местных производителей. К сожалению, большей частью цветы, выращенные в нашей стране – это розы классических сортов и расцветок. Но мы работаем в несколько ином направлении.

Простые розы можно купить везде, а мы больше ориентируемся на букеты, составленные из экзотических сортов цветов, которые не продают в каждом цветочном киоске. Еще одним немаловажным фактором является то, что пока что наши плантации цветов, к сожалению, не могут конкурировать по цене и качеству с зарубежными производителями. Мы бы были рады поддерживать наших производителей, но на данный момент это направление в Казахстане только-только набирает обороты. Радует, что появляются небольшие фермы, выращивающие что-то помимо роз. Мы с большим любопытством наблюдаем за ними и потихонечку начинаем сотрудничать.

Кто был Вашим покупателем чаще всего? Какие цветы приобретали, были ли в ходу дорогие, роскошные букеты, к которым мы привыкли в Instagram, или все-таки чувствовалось социальное напряжение, финансовые затруднения казахстанцев даже в выборе цветов?

Карантин карантином, но жизнь ведь все-таки продолжалась. У людей также были дни рождения, юбилеи и другие памятные даты. Также, повторюсь, в карантин цветочные магазины стали связующим звеном между вынужденно разлученными людьми в разных городах и странах. Дети отправляли цветы мамам, внуки бабушкам и так далее. Конечно, многие заказчики хотели подарить что-то роскошное, но из-за перебоев с поставками мы не всегда могли удовлетворить запросы всех покупателей. Но они прекрасно видели всю сложившуюся ситуацию и с пониманием к этому относились. Люди, так же, как и в «докарантинное» время, покупали как недорогие букеты, так и букеты подороже. Но мы не планировали снижать планку своих работ, и когда понимали, что ничего красивого и необычного из оставшихся в наличии цветов мы предложить не можем, закрывались и не принимали заказы до следующих поставок.

Подобьем кассу – как в финансовом выражении карантин повлиял на Ваш бизнес? Есть ведь и позитивные моменты, когда не нужно тратиться на аренду – много случаев, когда арендодатели входили в положение – и владельцы хорошо экономили, активизируясь в онлайн-магазинах. Другими словами, в цифрах – сегодня Вы в плюсе или в минусе?

Конечно, наши арендодатели пошли нам навстречу и сделали хорошую скидку на аренду, за что им большое спасибо. Но и я, в свою очередь, понимал, что это тоже заработок владельца помещения, и как только ситуация начала стабилизироваться, снова начал оплачивать сумму по договору. В финансовом положении, естественно, пострадали практически все сферы. Кто-то больше, кто-то меньше. Но те, кто изначально был заточен под онлайн-торговлю, почувствовали изменения в своей работе немного меньше. По поводу вопроса в плюсе мы или нет, отвечу так: мы в плюсе, но карантин замедлил темпы нашего развития.

Не секрет, что цветочный бизнес очень зависим от праздничных дат. В Вашем случае упущены мартовские праздники, майские школьные звонки и выпускные, 1 сентября. Получается, Ваш бизнес всем этим может быть парализован очень долгое время. Вы можете успешно работать только при возврате к полноценной жизни…

8 марта – день, являющийся самым главным в работе каждого цветочного магазина, к счастью, мы не упустили. А что касается других праздников, то мы изначально сильно не акцентировали на них внимания. Считаю, что работать только из-за праздников и сильно на них концентрироваться не совсем правильно. Лучше работать над тем, чтобы ежедневно были стабильные продажи, чем «выстреливать» несколько раз в году.

Нурлан, не возникало желания заняться менее рискованным бизнесом? Таким, чтобы мог выжить в любых, самых экстремальных условиях? Согласитесь, цветы – и в спокойное время весьма сложный бизнес.

Я работаю с 9 класса, и за все свои 29 полных лет занимался разными сферами бизнеса. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень нравится. Да, продажа живых цветов – достаточно рискованная сфера деятельности, но все приходит с опытом. Бизнес – это всегда определенные риски, как ни крути. Иногда, конечно же, возникают мысли о другом виде деятельности. Но это не значит, что нужно закрывать одно и начинать что-то другое. При желании, можно успешно управлять несколькими направлениями одновременно.

Вы большой оптимист. Чему из позитивного научил Вас опыт работы в карантин? Какие выводы Вы для себя сделали? С каким багажом готовы к работе в условиях второй волны коронавируса, о которой сегодня много говорят?

Самый главный вывод, который я для себя сделал в очередной раз: «Будущее за онлайн услугами, обучением и торговлей». За время карантина мы выявили свои сильные и слабые стороны. Но сейчас вопрос в другом: с каким опытом и багажом знаний придет к возможной второй волне наше правительство. Удастся ли им продумать свои постановления так, чтобы дать функционировать как можно бОльшим сферам деятельности и тем самым сохранить рабочие места своих граждан.

Подсчитывали ли Вы, сколько должно пройти времени – мы говорим о формате прежней жизни – чтобы Ваш бизнес нормально функционировал, и можно было бы строить планы на его масштабирование?

Нет, такие подсчеты я не производил. Но считаю, что как только снимут все ограничения, во всех сферах ситуация начнет выравниваться. Потому что все сферы деятельности связаны между собой. Сотрудник офиса идет тратить заработок в магазины одежды, салоны красоты, кафе и рестораны, сотрудники этих заведений едут в путешествия, идут покупать технику, смотреть кино, дарят цветы и так далее по цепочке. И пока что-то функционирует, а что-то нет, этот баланс нарушен, а это отражается на нас всех.

Вы правильно отметили ответственность государства. Как считаете, Нурлан, достаточную ли поддержку предусмотрело правительство для отечественного МСБ в период ЧП и карантина? Вы обращались за предложенной помощью – я говорю о единовременных выплатах, мораториях по налогам и прочее?

Я не подавал заявок на выплаты и не обращался в банки за бизнес-кредитом, поэтому мне сложно о чем-либо рассуждать. Конечно, большим облегчением стало освобождение от налоговых выплат макро и малого бизнеса с 1 января 2020 года. В сложившейся ситуации это оказалось как никогда кстати. Но хотелось бы обратить внимание правительства на еще одну большую проблему, с которой мы столкнулись во время карантина – постановления санитарных врачей. К примеру, работать в режиме доставки, согласно документу, было можно, но при попытке оформить пропуск на передвижение по городу, в ответе Оперативного штаба, который пришел только через 19 дней, мы получили отказ. Обращались с этим вопросом в Палату предпринимателей, там отвечали, что согласно этому же постановлению, работать нам можно и нам должны были выдать разрешение. Хотелось бы, чтобы правила и алгоритмы работы были продуманы более детально, и пункты не противоречили сами себе.

Успехов Вам, Нурлан. Спасибо за беседу.

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Материалы по теме:

nefteservisniki-nastaivayut-na-peresmotre-statusa-kazahstanskoj-kompanii

v-ust-kamenogorske-razgoraetsya-skandal-vokrug-novyh-dorozhnyh-znakov

sertifikat-pretknoveniya

kak-uberech-detej-ot-covid-19

pochemu-kazahstanskaya-molodezh-sidit-bez-raboty-i-pochemu-v-strane-mnogo-suicida

загрузка

×