/img/tv1.svg
RU KZ
Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Какие выводы делают бизнесмены после пандемии и карантина, и как в Нур-Султане спасался цветочный бизнес

09:00 19 Сентябрь 2020 3435

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Автор:

Мадина Ерик

Нурлан Баукенов больше трех лет занимается цветочным бизнесом в Нур-Султане. Его компанию хорошо знают столичные красавицы и местные романтики. А в период жестких ограничений во время карантина клиентская база пополнилась обычными казахстанцами, которым вдруг захотелось сделать приятное родным, приободрить их в домашнем заточении или поздравить с днем рождения, находясь при этом в другой стране с закрытыми границами. Вот так выживал цветочный бизнес. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Нурлан рассказал, какой главный опыт он извлек из работы в режиме пандемии и почему не готов отказаться от роз, орхидей и пионов в пользу менее рискованного бизнеса.   

Нурлан, порадуйте нас, расскажите, что все карантинные месяцы казахстанцы вдруг стали внимательными к своим домочадцам, активно закупали у Вас цветы и Ваш бизнес сегодня «цветет и пахнет» во всех смыслах?

Да, рассказать есть что. В первые дни карантинных ограничений и мы, и наши заказчики пребывали в небольшом замешательстве. Никто не знал, какие новые сюрпризы подготовит нам завтрашний день. Люди массово скупали крупы, консервы, маски, антисептики и туалетную бумагу. Поэтому мысли о цветах или о каких-либо других подарках немного отошли на второй план. Но Вы правы, с течением времени мы стали замечать, что с каждым днем ситуация стабилизируется. Стали преобладать заказы просто так, без повода, чтобы подбодрить и поднять настроение своим близким. Также, конечно, с гордостью можем заявить, что стали неким связующим звеном для людей, которые из-за закрытых границ не смогли поздравить своих родных людей с памятными датами вживую. Тогда они обращались к нам посредством мессенджеров, заказывали букеты, писали тексты для открыток и курьер уезжал радовать получателя неожиданным презентом. К сожалению, не могу сказать, что сейчас все «цветет и пахнет». Все-таки пандемия ударила практически по всем направлениям бизнеса, и мы не исключение. Если посмотреть на статистику, то с каждым годом мы отмечали постепенный рост продаж. В нынешней же ситуации мы наблюдаем замедление темпов роста. Но мы не опускаем руки и верим, что скоро все вернется на круги своя.

Вернемся к первым ограничениям в марте. Как Вы поступили со своим цветочным бизнесом тогда, когда стало впервые понятно, что грядет непростое время и актуальным останется только разве что аптечный бизнес и продуктовый. Какие решения тогда приняли?

Самая важная мысль, которая была у меня в голове, – это сохранить все то, что создавалось нашей командой упорным трудом на протяжении нескольких лет. Мы посоветовались с сотрудниками, взвесили все «за» и «против», и приняли решение работать до тех пор, пока это будет возможным. Также, конечно, я чувствовал большую ответственность перед своими коллегами. Мы вместе работаем уже более трех лет, и оставить нас всех в подвешенном состоянии было бы крайне безответственным. Я очень благодарен нашему небольшому коллективу, что мы просто взяли себя в руки и продолжили делать то, что умеем, несмотря ни на что.

Вы работали на доставку. Но тогда здесь вопрос – было ли что продавать? Насколько я знаю, у Вас поставки цветов идут из Голландии в основном. И кстати, да, почему Вы не продаете цветы, выращенные в Казахстане?

Да, как только правительство начало вводить карантинные меры, мы стали работать исключительно в режиме доставки. С поставками из Голландии и других стран, выращивающих цветы, действительно были большие проблемы. Но некоторые наши партнеры-поставщики смогли обеспечивать нас ограниченным количеством растений. Также не стоит забывать о стабилизированных растениях и сухоцветах, которые не портятся и тоже очень нравятся покупателям. Что по поводу местных производителей. К сожалению, большей частью цветы, выращенные в нашей стране – это розы классических сортов и расцветок. Но мы работаем в несколько ином направлении.

Простые розы можно купить везде, а мы больше ориентируемся на букеты, составленные из экзотических сортов цветов, которые не продают в каждом цветочном киоске. Еще одним немаловажным фактором является то, что пока что наши плантации цветов, к сожалению, не могут конкурировать по цене и качеству с зарубежными производителями. Мы бы были рады поддерживать наших производителей, но на данный момент это направление в Казахстане только-только набирает обороты. Радует, что появляются небольшие фермы, выращивающие что-то помимо роз. Мы с большим любопытством наблюдаем за ними и потихонечку начинаем сотрудничать.

Кто был Вашим покупателем чаще всего? Какие цветы приобретали, были ли в ходу дорогие, роскошные букеты, к которым мы привыкли в Instagram, или все-таки чувствовалось социальное напряжение, финансовые затруднения казахстанцев даже в выборе цветов?

Карантин карантином, но жизнь ведь все-таки продолжалась. У людей также были дни рождения, юбилеи и другие памятные даты. Также, повторюсь, в карантин цветочные магазины стали связующим звеном между вынужденно разлученными людьми в разных городах и странах. Дети отправляли цветы мамам, внуки бабушкам и так далее. Конечно, многие заказчики хотели подарить что-то роскошное, но из-за перебоев с поставками мы не всегда могли удовлетворить запросы всех покупателей. Но они прекрасно видели всю сложившуюся ситуацию и с пониманием к этому относились. Люди, так же, как и в «докарантинное» время, покупали как недорогие букеты, так и букеты подороже. Но мы не планировали снижать планку своих работ, и когда понимали, что ничего красивого и необычного из оставшихся в наличии цветов мы предложить не можем, закрывались и не принимали заказы до следующих поставок.

Подобьем кассу – как в финансовом выражении карантин повлиял на Ваш бизнес? Есть ведь и позитивные моменты, когда не нужно тратиться на аренду – много случаев, когда арендодатели входили в положение – и владельцы хорошо экономили, активизируясь в онлайн-магазинах. Другими словами, в цифрах – сегодня Вы в плюсе или в минусе?

Конечно, наши арендодатели пошли нам навстречу и сделали хорошую скидку на аренду, за что им большое спасибо. Но и я, в свою очередь, понимал, что это тоже заработок владельца помещения, и как только ситуация начала стабилизироваться, снова начал оплачивать сумму по договору. В финансовом положении, естественно, пострадали практически все сферы. Кто-то больше, кто-то меньше. Но те, кто изначально был заточен под онлайн-торговлю, почувствовали изменения в своей работе немного меньше. По поводу вопроса в плюсе мы или нет, отвечу так: мы в плюсе, но карантин замедлил темпы нашего развития.

Не секрет, что цветочный бизнес очень зависим от праздничных дат. В Вашем случае упущены мартовские праздники, майские школьные звонки и выпускные, 1 сентября. Получается, Ваш бизнес всем этим может быть парализован очень долгое время. Вы можете успешно работать только при возврате к полноценной жизни…

8 марта – день, являющийся самым главным в работе каждого цветочного магазина, к счастью, мы не упустили. А что касается других праздников, то мы изначально сильно не акцентировали на них внимания. Считаю, что работать только из-за праздников и сильно на них концентрироваться не совсем правильно. Лучше работать над тем, чтобы ежедневно были стабильные продажи, чем «выстреливать» несколько раз в году.

Нурлан, не возникало желания заняться менее рискованным бизнесом? Таким, чтобы мог выжить в любых, самых экстремальных условиях? Согласитесь, цветы – и в спокойное время весьма сложный бизнес.

Я работаю с 9 класса, и за все свои 29 полных лет занимался разными сферами бизнеса. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень нравится. Да, продажа живых цветов – достаточно рискованная сфера деятельности, но все приходит с опытом. Бизнес – это всегда определенные риски, как ни крути. Иногда, конечно же, возникают мысли о другом виде деятельности. Но это не значит, что нужно закрывать одно и начинать что-то другое. При желании, можно успешно управлять несколькими направлениями одновременно.

Вы большой оптимист. Чему из позитивного научил Вас опыт работы в карантин? Какие выводы Вы для себя сделали? С каким багажом готовы к работе в условиях второй волны коронавируса, о которой сегодня много говорят?

Самый главный вывод, который я для себя сделал в очередной раз: «Будущее за онлайн услугами, обучением и торговлей». За время карантина мы выявили свои сильные и слабые стороны. Но сейчас вопрос в другом: с каким опытом и багажом знаний придет к возможной второй волне наше правительство. Удастся ли им продумать свои постановления так, чтобы дать функционировать как можно бОльшим сферам деятельности и тем самым сохранить рабочие места своих граждан.

Подсчитывали ли Вы, сколько должно пройти времени – мы говорим о формате прежней жизни – чтобы Ваш бизнес нормально функционировал, и можно было бы строить планы на его масштабирование?

Нет, такие подсчеты я не производил. Но считаю, что как только снимут все ограничения, во всех сферах ситуация начнет выравниваться. Потому что все сферы деятельности связаны между собой. Сотрудник офиса идет тратить заработок в магазины одежды, салоны красоты, кафе и рестораны, сотрудники этих заведений едут в путешествия, идут покупать технику, смотреть кино, дарят цветы и так далее по цепочке. И пока что-то функционирует, а что-то нет, этот баланс нарушен, а это отражается на нас всех.

Вы правильно отметили ответственность государства. Как считаете, Нурлан, достаточную ли поддержку предусмотрело правительство для отечественного МСБ в период ЧП и карантина? Вы обращались за предложенной помощью – я говорю о единовременных выплатах, мораториях по налогам и прочее?

Я не подавал заявок на выплаты и не обращался в банки за бизнес-кредитом, поэтому мне сложно о чем-либо рассуждать. Конечно, большим облегчением стало освобождение от налоговых выплат макро и малого бизнеса с 1 января 2020 года. В сложившейся ситуации это оказалось как никогда кстати. Но хотелось бы обратить внимание правительства на еще одну большую проблему, с которой мы столкнулись во время карантина – постановления санитарных врачей. К примеру, работать в режиме доставки, согласно документу, было можно, но при попытке оформить пропуск на передвижение по городу, в ответе Оперативного штаба, который пришел только через 19 дней, мы получили отказ. Обращались с этим вопросом в Палату предпринимателей, там отвечали, что согласно этому же постановлению, работать нам можно и нам должны были выдать разрешение. Хотелось бы, чтобы правила и алгоритмы работы были продуманы более детально, и пункты не противоречили сами себе.

Успехов Вам, Нурлан. Спасибо за беседу.

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Субъектам МСБ в пострадавших секторах экономики просубсидируют до 6% кредитов

Правительство РК утвердило соответствующее постановление.

21 Октябрь 2020 11:06 172

1 сентября т. г. в очередном послании народу Казахстана глава государства поручил правительству совместно с АРРФР и НПП «Атамекен» проработать субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики на период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП (16 марта т.г.).

В этой связи правительством РК утверждено постановление за № 679 от 20 октября 2020 года по предоставлению субсидий согласно вышеуказанному поручению.

Согласно постановлению (№ 679 от 20 октября 2020 года), субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо в срок до 30 октября 2020 года обратиться в банки второго уровня для подачи заявления на получение субсидий.

По всем вопросам необходимо обращаться в банки второго уровня и АО «ФРП «Даму» по месту обслуживания.

Условия субсидирования:

  • срок субсидирования – 12 месяцев (с 16 марта 2020 года до 15 марта 2021 года);
  • конечная ставка вознаграждения для предпринимателя – 6%;
  • целевая группа – МСБ в пострадавших секторах экономики согласно перечню ОКЭД, получивших налоговые льготы, всего 29 видов деятельности;
  • субсидированию подлежат кредиты БВУ, заключенные до 31 августа 2020 года, при этом отсутствует срок давности по кредитам;
  • субсидированию не подлежат кредиты, по которым на 16 марта 2020 года имеется просроченная задолженность сроком более 180 дней по основному долгу и/или начисленному вознаграждению;
  • номинальная ставка вознаграждения по кредитам с 16 марта по 31 августа т.г. не ограничена; с 1 сентября т.г. по 15 марта 2021 года не должна превышать 18%, при этом ставки по кредитам, превышающие 18%, подлежат реструктурированию с понижением номинальной ставки вознаграждения до 18% на данный период.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Три сценария для предпринимателей во время карантина

Основатели казахстанского сервиса по созданию чат-ботов Letlime рассказали, как перестроить бизнес в ожидании второй волны коронавируса.

21 Октябрь 2020 10:00 1473

Последние шесть месяцев были тяжелыми для казахстанского бизнеса. По данным KPMG, число пострадавших субъектов предпринимательства составило более 1 млн, больше 300 тыс. были вынуждены приостановить деятельность. При этом, по данным исследования, проведенного компанией FusionLab, более 80% представителей отметили негативное влияние пандемии на их бизнес.

Что ждет бизнес в ближайшем будущем? Все будет зависеть от того, по какому пути пойдет страна во время второй волны коронавируса. В октябре министр здравоохранения Казахстана озвучил три прогнозных сценария: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. В зависимости от сценария будут регулироваться и соответствующие меры: от профилактических до локдауна. Учитывая, что пандемия так просто не закончится, а ее влияние на экономику и повседневную жизнь будет ощущаться на протяжении еще нескольких лет, вывод один – казахстанскому бизнесу нужно адаптироваться под «новую реальность».

Основатели казахстанского сервиса по созданию чат-ботов Letlime провели исследование, поговорили с казахстанскими предпринимателями и составили три сценария, по которым бизнесу стоит развиваться в условиях карантина.

Сценарий 1 – оптимистичный

Даже если в ближайшие несколько месяцев профилактических мер и соблюдения социального дистанцирования будет достаточно, чтобы взять коронавирус под контроль, бизнесу все равно нужно меняться. Причина – за время карантина многое изменилось: снизилась покупательская способность, появились новые привычки (например, заказывать продукты онлайн), из-за ограничений перестали работать некоторые сферы. Ко всему этому нужно адаптироваться. Вот несколько способов сделать это.

Бизнес в онлайн. Во время карантина лучше всего себя чувствовали компании, ориентированные на онлайн: маркетплейсы, интернет-магазины, онлайн-сервисы, доставка продуктов питания и так далее. По прогнозам Ассоциации интернет-бизнеса Казахстана, увеличение оборота электронного бизнеса в стране может повыситься на 40-50% по итогам года. Причины – из-за карантина офлайн-бизнес был ограничен, а многие пользователи перешли на онлайн-заказы и бесконтактную доставку.

Что делать: переориентировать бизнес под работу в онлайне (оптимизировать бизнес-процессы), запустить доставку товаров, обновить сайт и продвигать социальные сети, настроить рекламу в Интернете, создать чат-боты, повысить сервисное обслуживание.

Сценарий 2 – реалистичный

Реалистичный сценарий подразумевает, что последствия второй волны будут значительно серьезнее. В этом случае рекомендуем бизнесу задействовать меры оптимистичного сценария, а также следующие.

Партнерство с другими компаниями. Даже если ваш бизнес невозможно ориентировать на работу в Сети, всегда можно наладить партнерские отношения с компаниями, которые уже в онлайне. Например, многие рестораны ушли в сервисы по доставке еды, а производственные компании, работающие в офлайне, начали сотрудничать с компаниями, у которых уже была доставка. Задача – работать не только с маркетплейсами и агрегаторами услуг, но и найти те обычные компании, чьи услуги могут быть интересны вашим клиентам (или наоборот).

Что делать: составьте список потенциальных партнеров, с которыми вы можете работать, и напишите им.

Оптимизируйте бизнес-процессы. Под капотом у любой компании есть множество бизнес-процессов, которые, по сути, отвечают за эффективность работы. Не только продаж, но и взаимодействия внутри компании, коммуникации с пользователями, сервисного обслуживания и многого другого. Например, во время карантина многие компании запустили чат-боты, которые помогли бизнесу взаимодействовать с клиентами в авторежиме: помогать им подобрать услугу, купить товар, оформить доставку и получить ответ на интересующий вопрос. То, как можно использовать чат-боты в бизнесе, зависит от вашей фантазии, но в большинстве случаев они помогают быть с клиентом на связи 24/7, обрабатывать запросы и отслеживать заказы, оптимизировать бизнес-процессы, облегчить процесс рекрутинга.

Что делать: завести чат-бот и настроить его под бизнес-задачи. Стоимость такого решения невысока.

Работают чат-боты следующим образом: вы создаете сценарий диалога с клиентами, настраиваете чат-бот под ваши потребности, после чего бот сам взаимодействует с клиентами.

Запустить чат-бота – задача простая. В казахстанском сервисе Letlime это можно сделать без специальных знаний и навыков программирования. Вы просто создаете сценарий – цепочку сообщений с вопросами и ответами для клиента, копируете готовую ссылку и запускаете чат-бот. Диалог с чат-ботом открывается виде отдельной страницы сайта в любом браузере – на любом устройстве.

Чат-боты, разработанные в Letlime, стоят от 10 долларов в месяц и помогают решить следующие задачи: прием заказов на почту без привязки к магазину или офису, помощь пользователям в поиске информации, повышение качества обслуживания, экономия ресурсов на сайте, лендинге и целой команде менеджеров.

Создать чат-бот!

Будьте с клиентами на связи. Во время карантина большинство компаний потеряли контакт с клиентами и пользователями. В таких ситуациях теряются важные связи, которые потом могут и не возобновиться. Потому что компания может работать с временными ограничениями, а клиент может выбрать другую компанию, потому что там есть бесконтактная доставка или она работает онлайн. Выход – настроить всевозможные виртуальные каналы коммуникации, чтобы поддерживать связь с пользователями. При этом важно не просто публиковать новости, а «разговаривать» с клиентами: узнавать их потребности, спрашивать у них идеи по улучшению бизнеса, интересоваться их мнением. Задача – показать, что вы открыты и всегда на связи.

Что делать: обновите сайт и социальные сети, настройте e-mail-рассылку или чат-боты и «разговаривайте» с клиентами.

Сценарий 3 – пессимистичный

Хорошее планирование – это подготовиться к самому худшему исходу. Даже если в реальности все будет гораздо лучше. Преимущество такого подхода в том, что бизнес от этого не пострадает, а наоборот – получит преимущества, которых нет у конкурентов.

Расширяйте свою нишу или ищите новые. Если ваш бизнес ориентирован на офлайн, то любые ограничения в будущем могут убить его. Добавьте сюда зависимость от уровня платежеспособности, пользовательских привычек и предпочтений, и получится, что такой бизнес в новых условиях – очень хрупкая конструкция. Выход – расширять свою нишу или выводить бизнес на новые. Например, во время карантина многие производственные компании временно переориентировались на создание медицинского оборудования, масок и дезинфицирующих средств, а рестораны и продуктовые магазины начали доставлять товары.

Что делать: подумать, чего не хватает вашим клиентам, и добавить это в список услуг; перестроить компанию под новые рынки, ниши и услуги.

Инвестируйте в будущее. Любой кризис – это возможности, которые нужно научиться видеть. В таких ситуациях становится очевидно, что что-то не работает, а что-то можно улучшить или оптимизировать. Поэтому ваша задача – посмотреть на бизнес через лупу, исследовать каждый бизнес-процесс и настроить инструменты, которые, может, и не принесут мгновенного результата, но будут эффективными завтра. Например, если у вас есть сайт, то его можно оптимизировать. SEO – процесс долгий, но уже через несколько месяцев он начнет приводить новый трафик. Или же уделите внимание контент-маркетингу. На создание контента может уходить много времени, ресурсов и усилий, но в дальнейшем условный блог или экспертные статьи на сторонних сайтах могут «бесплатно» продавать компанию и ее услуги.

Что делать: вкладывайтесь в инструменты, которые принесут результат в перспективе: SEO-оптимизация, контент-маркетинг, любые технологии, улучшающие пользовательский опыт или работу компании.

Выводы

Пандемия коронавируса – это беспрецедентное событие для современного бизнеса. По сути, прямо сейчас пишется история, поэтому ни у кого нет универсального средства, которое поможет остаться на плаву, увеличить клиентскую базу и масштабировать бизнес в условиях карантина. Все, что можно сделать в сложившейся ситуации, – пробовать все доступные маркетинговые инструменты, способы и идеи. И замерять эффективность на каждом шагу.

Аида Найзабекова

Материал подготовлен совместно с партнерами


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!