Бухгалтерия столицы и регионов по криптовалюте не сходится

6448

Как мотивировать криптобизнес приносить реальные инвестиции?

Бухгалтерия столицы и регионов по криптовалюте не сходится

Павлодарская область, ставшая едва ли не первой в стране площадкой для развития майнинговых ферм, пока не видит финансовой отдачи от данного бизнеса, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на заместителя аким области Сакена Шаяхметова.

А деньги где?

Власти региона одними из первых дали добро на размещение трех криптоферм в надежде, таким образом, решить проблему профицита электроэнергии. Удалось это или нет, ясности нет. В профильных ведомствах говорят о том, что информацией не располагают. То ли и правда говорить не о чем, то ли Экибастузская ГРЭС-1, откуда, собственно, и черпают электроэнергию фермы, умалчивает реальный объем поставок. К слову, добыча биткоина далеко не "зеленая" технология, если учесть, что для выработки электроэнергии используется уголь. По оценкам Кембриджского центра альтернативного финансирования, на уголь приходится 38% мощности майнеров. Поэтому желание получить от них реальный доход в регионе, где они, пусть и опосредовано, влияют на экологию, резонный вопрос.

По словам Сакена Шаяхметова, можно найти лучшее применение местной электроэнергии, чем криптофермы.

"Тем не менее во многих странах они служат для надстройки более высокотехнологичных вещей. Наша задача в том, чтобы использовать их для дальнейшего продвижения. Что касается финансовой отдачи, ее физически нет. Вопрос налогообложения данных структур поднимается на центральном уровне. На мой взгляд, чтобы регион получал отдачу от бизнеса с малым количеством сотрудников и чьи дивиденды оседают в офшорах, стоит подумать о том, чтобы обязать их вкладывать какую-то часть доходов в физическую инфраструктуру. Вариантов много", – отметил замакима.

Впрочем, у столичных чиновников другой взгляд на ситуацию. Летом прошлого года министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагаливев заявил, что стране рассчитывает привлечь 300 млрд тенге (около $738 млн) инвестиций для проектов добычи криптовалют. По словам министра, майнинговые фермы уже принесли Казахстану инвестиции на 82 млрд тенге (свыше $200 млн).

Выйти из серой зоны

По мнению эксперта ИК "УНИВЕР Капитал" Сергея Дроздова, сложно получить от такого бизнеса налоги в ситуации, когда статус криптовалют в правовом поле страны не урегулирован и доля полученной криптовалюты не может быть перечислена в бюджет напрямую или после конвертации.

"По сути, в такой ситуации с точки зрения законодательства криптофермы не получают дохода, лишь несут убытки на оборудование, оплату электроэнергии и зарплаты. При этом они создают очень мало рабочих мест, а полученный доход если и реинвестируют, то в то же оборудование для майнинга, которое в большинстве стран является импортным", – отмечает эксперт.

По его данным, низкая цена на электроэнергию и, как следствие, популярность этой страны у майнеров может доставить проблемы энергетикам. В частности, такая ситуация наблюдается в Абхазии, где цена на электроэнергию существенно ниже мировой, даже российской, сети и генерирующие станции изношены, а возможности создания новых мощностей ограничены в силу особенностей местного законодательства, не позволяющих иностранцам владеть собственностью.

"Если пока доля энергии, потребляемой майнерами в Казахстане, незначительна, это не значит, что она не возрастет в дальнейшем, ведь майнинг каждого следующего коина требует все больших затрат энергии, а число майнеров может и возрасти. При этом майнеры в ряде стран находят лазейки, позволяющие им подключаться к сетям незаконно или используя различные коррупционные схемы. В результате преимущество дешевой энергии для экономики страны в целом может быть утрачено. Не стоит также забывать о том, что средства, вкладываемые в майнинг, могли бы быть вложены в реальную экономику страны, обеспечив прирост ВВП, занятость и налоговые поступления.

Конечно, можно пойти по пути ряда европейских стран, легализовав криптовалюты как средство платежа, введя обязательное лицензирование для криптобирж, установив контроль над обращением коинов. Но не факт, что в результате удастся вывести майнеров из серой зоны", – отмечает Сергей Дроздов.

Крипто возьмут на контроль?

Впрочем, в правительстве считают, что будущее криптоиндустрии и блокчейн-технологий в Казахстане. По данным Reuters и Кембриджского центра альтернативных финансов, на Казахстан приходится 6% всей добычи криптовалюты. 

Стремительный рост отрасли в стране был вызван дешевыми ценами на энергоносители, отмечает телеграм-канал Qazaqstan-2049. Например, для майнингового предприятия в Экибастузе, которое потенциально может производить 4% глобального хешрейта биткоина (количество вычислительных операций в секунду, участвующих в создании биткоинов во всем мире), потребуется 160 рабочих, и на нем будет размещено до 50 тыс. компьютеров, на которых производятся вычислительные операции для проверки транзакций (известные как хеширование).

Стоит отметить, что сегодня на рынке Казахстана из всего разнообразия компаний, работающих в сфере криптоиндустрии, инновационных финансовых инструментов и смежных областях, представлены только компании, занимающиеся майнингом.  В правительстве намерены пересмотреть сложившуюся ситуацию и запустить пилотный проект по реализации криптобирж на базе МФЦА.

Как отмечают в Международном финансовом центре, рынок криптовалюты активно развивается. Наряду с новыми перспективами и возможностями возникают и новые вызовы, в том числе связанные с рисками мошеннических действий.

В Казахстане запрещено обращение и проведение сделок с криптовалютами. Однако полный запрет на их использование в век цифровых технологий может оказаться неэффективной мерой и в перспективе привести к снижению активности в сфере финансовых технологий и инноваций в целом. Выходом из положения может стать регулирование цифровых активов со стороны государства, при котором особое внимание будет уделено защите прав и интересов физических лиц. МФЦА, в свою очередь, может стать площадкой для тестирования необходимых технологий и выработки документальной регулирующей базы. Таким образом, у казахстанцев отпадет необходимость использовать зарубежные площадки для сделок с криптовалютой, а любые транзакции внутри страны будут контролироваться и защищаться государством.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться