Компания из Темиртау начала работать с 2012 года, занималась экспортом минерального сырья – нефрита. Сырье завозилось из Российской Федерации и отправлялось транзитом в Китай. Для этого вида деятельности необходима была лицензия, и каждый раз ее оформляли согласно всем процедурам. Работы шли, лицензию неоднократно проверяли на таможенных постах, ее статус был действительным.
– Лицензия была выдана госорганом, не было никаких оснований сомневаться в том, что эта лицензия была поддельной. Кроме того, эта лицензия обязательна для того, чтобы осуществлять деятельность. Она должна была быть поставлена на таможенный контроль, так как товар завозился, оформлялся, растаможка происходила в городе Алматы. То есть если эта лицензия ставилась на таможенный контроль в городе Алматы, то проверялась на законность ее выдачи департаментом таможенного контроля города Алматы. Также проверялась в базе "Е-лицензирование", и что примечательно, все работники таможни, таможенных органов города Алматы, все однозначно утверждают, что данную лицензию в электронной базе они видели со статусом "действующая", – рассказывает Азамат Куспеков.
В 2016 году были сданы все документы на получение новой лицензии. По словам юриста, документы были отправлены через канцелярию комитета промышленности, имеется соответствующее заявление с печатью. Через 15 дней, как и полагается, на портале "Е-лиценз" появился документ, подтверждающий наличие лицензии. Однако в какой-то момент ее просто не стало.
– В декабре мы узнаем, что эта лицензия больше не существует, с портала она чудесным образом исчезает, и, собственно, после этого началось это расследование, полное каких-то недоразумений и противоречий. Хотя есть письмо в 2017 году от министерства, которое выдавало лицензию, в котором говорится, что она была выдана, есть письмо от комитета государственных доходов, что лицензия была выдана. Поэтому как так получилось, что лицензия исчезла с портала – мы недоумеваем, – продолжает юрист Руслан Дюсенбаев.
По одному документу в нашу страну завозилось сырье, по нему же вывозилось на экспорт. Товар пересекал три границы – Российскую Федерацию, Казахстан и Китай. На каждом таможенном рубеже проверялась лицензия и законность ее выдачи. Как бы сомнений не должно возникнуть вообще, но странным остается то, что предпринимателя сейчас обвиняют в экономической контрабанде и осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
– Более того, хотел бы сказать, что в свое время, когда лицензия была размещена на портале "Е-лицензирование", юридическая компания сделала скриншот, который соответствует именно той дате, когда лицензия была там размещена. Этот скриншот мы предоставили в судебные инстанции. Какой еще нужен документ, какое доказательство, для того чтобы подтвердить, что лицензия находилась в "Е-лицензировании"? Мы заявили ходатайство о назначении соответствующей экспертизы, потому что не имеется опять никаких оснований и опасений к тому, что этот скриншот не соответствует действительности, – с уверенностью заявляет адвокат Азамат Куспеков.
По словам адвоката, со стороны Китая при ввозе в их страну все документы тщательно проверяются, и это само по себе доказывает существование лицензии на деятельность ТОО. Отмечу, что уголовное дело, заведенное на предпринимателя, ведется уже более двух лет. По словам Азамата Куспекова, в 2017 году дело поступило в Алматинский суд, в городе Алматы дважды суды отправили дело обратно из-за несостыковок, которые были допущены органами досудебного расследования.
– По данному делу состоялся даже оправдательный приговор. То есть моего подзащитного, директора ТОО "Темир Орда", оправдал районный суд города Алматы. Но в связи с тем, что я не знаю, какие приоритеты расставляются, может быть, это корпоративные интересы, может быть, это статистическая отчетность какая-то, но был внесен протест генеральным прокурором, и оправдательный приговор почему-то незаконно был отменен, – недоумевает Азамат Куспеков.
– Расследование, конечно, идет однобоко, с обвинительным уклоном. Там сомнений нет, что руководитель "Темир Орда" виновен в совершении этих преступлений. Доводы со стороны защиты даже не принимаются во внимание. Хотя сомнений очень много. Те же моменты, когда два госоргана друг другу противоречат, комитет промышленности говорит: "Мы не выдавали", комитет государственных доходов говорит: "Лицензия была выдана, она была, мы ее поставили на контроль, по ней вывозились товары, декларировались. Претензий нет", – вторит адвокату юрист Руслан Дюсенбаев.
По мнению адвоката, основной акцент органы судебного расследования сделали на том, что у них имеется некий ответ РосПриродНадзора о том, что ТОО из Темиртау не получало разрешительных документов на добычу минерального сырья – нефрита. И вот еще одна странность – ТОО вообще не занимается добычей, оно лишь закупает сырье в России и экспортирует в Китай, а подобные документы как раз должны иметься у российской компании, которая это самое сырье и продавала. Вот и возникает немало вопросов к представителям комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства тогда еще по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
Получается, что требовать с ТОО "Темир Орда" лицензию на добычу сырья – все равно что требовать с пассажира автобуса произвести этот автобус. Зачем тому, кто занимается исключительно перевозкой, получать документ на деятельность, которой он не занимается? Другой вопрос – почему наше же министерство так легко решило судьбу отечественного предпринимателя, просто удалив его лицензию? Не пошли ли наши чиновники на поводу у российских коллег, а может быть, даже конкурентов казахстанского бизнеса?
На днях суд города Алматы признал директора ТОО Марата Кулжина виновным и назначил наказание в виде 2,5 года ограничения свободы. По словам Марата, оспаривать это решение можно было бы, но у предпринимателя просто не осталось сил противостоять госорганам.
– Я три года из Темиртау мотался в Алматы, чтобы доказать, что я невиновен. Меня сначала оправдали, а потом решили, что все-таки надо наказать. Я знаю, что это заказ с российской стороны, но дальше "воевать" просто нет ни сил, ни времени, ни желания, – заявил Марат Кулжин.
Константин Харламов