В последнее время "зеленые" облигации становятся в мире все более популярными. От обычных они отличаются тем, что средства от их продажи используются для проектов, связанных с экологическим оздоровлением. К таким проектам относятся возобновляемая энергетика, повышение энергоэффективности, экологически чистый транспорт или развитие низкоуглеродной экономики.
Вместе с тем для Казахстана, несмотря на бурное внедрение таких "зеленых" проектов в области энергетики, инфраструктуры и промышленного производства, этот финансовый инструмент пока все еще не опробован, однако путь тернист и будет опираться на их окупаемость. Abctv.kz выяснял, готовы ли наши финансовые структуры к выпуску первых в стране "зеленых" облигаций.
Примечательно, что первая в мире "зеленая" облигация была выпущена относительно недавно – в 2007 году – Европейским инвестиционным банком. До 2013 года этот рынок считался нишевым с совокупным объемом в 3 млрд долларов в 2012 году. А затем последовал взрывной рост – уже в 2017 году общемировой выпуск "зеленых" облигаций вырос до 155 млрд долларов. Причина столь стремительного роста проста. Мир, наконец, прислушался к призывам "зеленых" о необходимости сокращения давления на экологию.
Мировым лидером по привлечению "зеленых" средств является Китай – только в 2016 году в стране было продано "зеленых" облигаций более чем на 23 млрд долларов. Такой результат стал возможным благодаря политике китайского правительства по сокращению выбросов парниковых газов.
В других странах интересы государства могут идти вразрез с корпоративными трендами. В июне 2017 года США заявили о выходе из Парижского соглашения по климату. Однако это не помешало корпорации Apple разместить "зеленые" облигации на 1 млрд долларов в прошлом году.
Интерес к "зеленым" облигациям проявляет и исламский финансовый рынок. В феврале 2018 года впервые был выпущен "зеленый" сукук (исламская облигация) с доходностью 3,75%. Эмитентом выступала Индонезия, которая смогла привлечь 1,25 млрд долларов.
"Продвижение многих таких экологических инициатив часто зависит от политической воли", – считает председатель Экофорума общественных организаций Казахстана, эксперт в области международного экологического права Вадим Ни. По его мнению, перспективы "зеленых" облигаций в Казахстане связываются с муниципальными бондами, поскольку на местном уровне много "зелёных" проектов. Однако есть и ряд сдерживающих факторов, к примеру ограничение на иностранные заимствования у местных исполнительных органов.
"Зеленые" финансы сейчас активно продвигает МФЦА (международный финансовый центр "Астана"). Предусмотрены налоговые льготы, специальный режим регулирования и многое другое. К сожалению, это не решает ключевые вопросы с муниципальными проектами, но позволяет создать условия для реализации проектов на уровне частных и национальных компаний, которые будут участниками МФЦА", – сказал Вадим Ни в разговоре с abctv.kz.
Другой проблемой является отсутствие четких критериев "зеленых" проектов.
"У Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) есть критерии "зеленых" проектов, но его схема не работает напрямую. ЕИБ дает "зеленый" заем Банку развития Казахстана или ассоциации АГРО, но компании в Казахстане получают деньги уже у банка второго уровня, который должен оперировать критериями "зеленых" проектов. Основным барьером, снижающим привлекательность займов под "зеленые" проекты на международном рынке, в этом случае становится риск скачка валюты", – продолжает эксперт.
Как отмечает директор департамента аналитики АО Private Asset Management Дамир Сейсебаев, сложно говорить о перспективах "зеленых" облигаций в Казахстане, поскольку таких облигаций в Казахстане еще нет:
"Спрос со стороны инвесторов будет зависеть от многих факторов. В частности, от того, кто будет эмитентом данных облигаций, будут ли это муниципальные облигации или корпоративные, будут ли это обеспеченные или необеспеченные облигации, с фиксированной или плавающей ставкой купона, в какой валюте будут выпускаться данные облигации, на каких площадках, будут ли доходы по данным облигациям освобождены от уплаты налогов и так далее".
Казахстан уже приступил к развитию "зеленых" финансов. Как отметила в беседе с abctv.kz Асель Нурахметова, директор департамента "зеленых" финансов МФЦА, в 2017 году была принята концепция по развитию "зеленой" финансовой системы в Казахстане, разработанная совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
"Зеленое" финансирование является одним из стратегических направлений работы МФЦА. Созданию МФЦА предшествовали глубокие исследования, задачей которых было выявление реальных финансовых инноваций, имеющих конкретные перспективы и вызывающих интерес инвесторов", – сообщила г-жа Нурахметова.
По словам представителя МФЦА, на данный момент утверждена стратегия регионального лидерства в сфере "зеленых" финансов до 2025 года. Разработаны и утверждены правила выпуска и обращения "зеленых" облигаций на рынке МФЦА.
"То есть мы полностью готовы к выпуску первых в Казахстане и регионе "зеленых" облигаций", – резюмирует эксперт.
В качестве яркого примера проектов, реализующихся за счет "зеленых" бондов, г-жа Нурахметова привела опыт муниципалитета Гетеборга (Швеция). Местная мэрия с октября 2013 года трижды выпускала "зеленые" облигации на 3,36 млрд шведских крон (386 млн долларов) в поддержку перехода к малоуглеродному и климатически нейтральному потреблению. Один из проектов – автономные дома. В 2015 году было завершено четыре новых строительных проекта. В среднем дома потребляют примерно на треть меньше энергии по сравнению с требованиями шведского законодательства. Похожие проекты, по словам Асель Нурахметовой, разрабатываются и для акимата Астаны в рамках устойчивого развития города.
Г-жа Нурахметова также поделилась с нами планами относительно торговли квотами на выбросы углекислого газа:
"Этот инструмент не является новым, он "перезапущен" с 1 января 2018 года. Его суть заключается в том, что компании-природопользователи, "эмитенты" выбросов парниковых газов, получают квоты на определенный объем выбросов. Они должны постепенно уменьшать выбросы путем введения энергоэффективных технологий. При этом, озеленяя производство, они высвобождают квоты и могут продавать их тем, кто выходит за пределы своих квот. Сейчас такая торговля ведется внутри стран, мы же хотим раскрыть потенциал международного обмена квотами".
Сара Бухина