banner

Быть ли авторскому праву

7118

В 1996 году в стране был принят закон об авторском праве. Но, похоже, его так и не научились соблюдать.

Быть ли авторскому праву

Время от времени в нашей стране происходят всплески интереса к теме интеллектуальной собственности. Связано это, увы, зачастую с резонансными делами.

Так, 22 ноября 2017 года в Казахстане была презентована новая 500-тенговая купюра. А уже на следующий день некоторые пользователи соцсетей стали задаваться вопросом: "А не ворованная ли чайка изображена на новой купюре?". Слишком уж похожа она на фотографию чайки из Википедии. Прошел месяц и нашелся автор, им оказался швейцарский фотограф Марсель Буркхард. Он рассказал, что снимок сделал в 2005 году в Швейцарии, и отметил, что может раскрыть все настройки камеры. А также попросил Казахстан соблюдать авторское право.

Десятью годами ранее до "скандала с чайками" журналисты портала gazeta.kz, у которого был дочерний интернет-ресурс "Наш спорт", вдруг обнаружили свои статьи, новости и интервью на только что открывшемся сайте "Спортивный портал Казахстана". У них создалось ощущение, что новоиспеченный портал чуть ли не полностью перепечатывал материалы из "Нашего спорта", совпадаемость статей была на 99 процентов. Просьбы прекратить воровство понимания не нашли. Более того, "Спортивный портал Казахстана", печатавший чужие статьи, получил интернет-премию!

После этого "Наш спорт" опубликовал открытое письмо-обращение к редакции "Спортивного портала Казахстана" с требованием прекратить красть чужие материалы и заодно напомнил о законе. До суда дело не дошло, письмо возымело действие.

Вспоминается еще один случай, когда работы известной казахстанской художницы Нэлли Бубэ вдруг стали украшать сувенирную продукцию компании ТОО "Эмпайр – Лтд Казахстан". Самое интересное, что ранее художница заключила контракт с компанией Empire, специализирующейся на изготовлении и продаже национальных сувениров класса люкс. Сотрудничество это было успешным, мотивы картин художницы украшали фарфоровую посуду. "Коллекция имела большой успех, она нравится иностранным гостям. И получается, что кто-то берет готовое изделие и кустарным способом повторяет его, обманывая не только потребителя, подсовывая ему подделку, но автора и производителя", – сетовала Нэлли Бубэ во время пресс-конференции, посвященной факту плагиата. Юристы, представляющие интересы живописца, обратились с заявлением в службу экономических расследований департамента государственных доходов столицы.

Сегодня время другое. Трудно представить, чтобы один медиаресурс полностью копировал статьи другого. Так же как и ушли в прошлое походы по кафе и ресторанам, устраиваемые некоторыми чересчур ретивыми обществами защиты авторских прав. В начале нулевых сотрудники этих обществ чуть ли не ежедневно и ежевечерне совершали рейды по многочисленным точкам общепита во всех относительно крупных городах с одной целью – зафиксировать, что здесь звучит музыка. Причем было не важно, какая – местная, зарубежная, поп, рок или джаз. Поскольку мало кто из хозяев этих заведений имел документы, разрешающие воспроизводить музыкальные произведения, на них тут же составляли протоколы о нарушении авторских прав (песня ведь тоже чья-то интеллектуальная собственность).

Однако скандалы, связанные с несоблюдением авторских прав, по-прежнему то и дело возникают. И это при том, что в Казахстане существуют целых семь организаций, которые занимаются защитой интеллектуальной собственности.

Юрист, специалист по авторским правам Темирлан Тулегенов считает, что нынешнее положение дел ведет к злоупотреблениям. 

"Уровень знания авторского права и у пользователей, и у правообладателей очень низкий, поэтому этих обществ расплодилось много. Они видят, что можно, пользуясь этой безграмотностью, собирать большие деньги. И то, что сейчас происходит в "Казахстанском авторском обществе" и в авторском обществе "Абырой", – тому подтверждение. В первом случае идет битва за власть между двумя группировками. Во втором случае к власти пришли авторы, которые провели аудит. Ревизия вывела очень плачевные результаты – хищения на сумму порядка одного миллиарда тенге. Сейчас идут определенные юридические действия по взысканию этой суммы.

Министерство юстиции озабочено нынешней ситуацией. Тем более Минюст получил рекомендации из Всемирной организации по интеллектуальной собственности в том числе и о нелогичности существования целых семи обществ на население в 18 миллионов человек. Поэтому сегодня разработана концепция по внесению изменений в закон об авторском праве именно в части деятельности авторских обществ.

Хотел бы отметить еще один удручающий факт, опять же связанный с безграмотностью населения, которым пользуются и некоторые государственные органы. Есть такое республиканское государственное предприятие – Казахстанский национальный институт интеллектуальной собственности, предлагающий услуги на регистрацию авторского права. Причем на регистрацию личных неимущественных прав на необнародованное произведение. То есть, проще говоря, вам предлагают получить свидетельство о том, чтобы признать вас автором произведения, которое еще не обнародовано. Но у этого документа нет никакой юридической силы.

За последние два года это РГП буквально на ровном месте заработало почти 52 миллиона тенге. При этом, когда люди звонят им в call-центр, они их не предупреждают, что соблюдать эту процедуру совсем не обязательно.

Очень важно повышать уровень осведомленности об авторском праве. Правда, исходя из моего опыта, у меня складывается ощущение, что все заинтересованы в том, чтобы творческие люди продолжали оставаться, простите, лохами.

Что касается медиа, чтобы не попадать в неприятные истории, необходимо брать на работу юриста, знающего, что такое авторское право и как им можно пользоваться, чтобы защитить контент этого СМИ. К сожалению, уровень квалификации именно в области авторского права у подавляющего большинства юристов, которые работают на телеканалах, в газетах, на радиостанциях, очень низкий", ", – отметил Темирлан Тулегенов.

Последние события, связанные с защитой авторских прав, обнадеживают. Так, в этом году выиграл судебное дело алматинский фотограф Максим Золотухин. За семь фотографий он получил от одного из изданий компенсацию в полтора миллиона тенге. Так что в ближайшем будущем стоит ожидать роста исков по защите интеллектуальной собственности.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК, в 2018 году по гражданским делам в сфере интеллектуальной собственности на рассмотрение суда первой инстанции о защите авторских прав поступило 837 заявлений, по 790 из которых возбуждено производство. 93 заявления касались защиты товарных знаков, производство было возбуждено по 67 из них.

Диана Даниярова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться