/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,65 Brent 36,55
Быть профессионалом нужно там, где раньше не требовалось: как устроено современное образование

Быть профессионалом нужно там, где раньше не требовалось: как устроено современное образование

Что изменилось в людях с распространением общедоступного образования.

15:20 12 Ноябрь 2019 7309

Быть профессионалом нужно там, где раньше не требовалось: как устроено современное образование

Автор:

В последние десятилетия, особенно в связи с окончательным распадом СССР, либеральный (или неолиберальный) образ мышления стал доминирующим и принес веру в то, что социальный прогресс очень зависит от уровня развития и качества жизни каждого человека. В современном мире статус индивида как никогда высок. Об этом в интервью рассказал почетный профессор Стэнфордского университета, социолог образования Джон Мейер.

По его словам, уделяется большое внимание образованию на каждом уровне – дошкольному, университетскому, переквалификации и т. д. Детям еще в утробе включают аудиоуроки математики и классическую музыку. Раньше никто и представить не мог, что страны будут инвестировать в высшее образование, чтобы стимулировать экономический рост. Сейчас такое решение кажется рациональным, хотя на самом деле это скорее усвоенная культурная модель, чем здравое решение.

«Также расширяется доступ к высшему образованию и lifelong learning. Важно, что эта образовательная экспансия, даже если мы говорим о корпоративном обучении, связана именно с идеей постоянного саморазвития, повышением уровня жизни, а не освоением конкретных навыков под определенные задачи. Конечно, то же корпоративное обучение поможет продвинуться по карьерной лестнице, но также обещает расширение индивидуального жизненного горизонта. Это не просто идея о «человеческом капитале», который поможет больше зарабатывать. Например, моя жена недавно начала учить французский, хотя он ей явно нигде не пригодится», – рассказывает профессор.

По мнению Джона Мейера, особенно популярны курсы, где учат принимать решения, что-то организовывать, быть менеджером. Это связано с тем, что институции растут и усложняются – решения нужно принимать там, где раньше этого совсем не требовалось. Появляется все больше новых специфических административных задач и менеджеров, которые ими занимаются. Там, где в университете раньше были секретари, сегодня мы видим менеджеров с более сложной работой. С этим связано появление многочисленных коротких онлайн-курсов и бизнес-коучей. На организаторские навыки и разные виды менеджерского опыта есть очень большой спрос. Стандарты человеческой эффективности очень повышаются. Если раньше профессионалами считались профессора, доктора, юристы, то сейчас абсолютно все, подчеркивает профессор.

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Куда после карантина пойдут дошколята?

27 Май 2020 09:14 1946

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Этот вопрос может стать острым, частный сектор дошкольного образования сейчас переживает не лучшие времена.

И даже открытие дежурных групп не спасает их, поскольку многие родители еще побаиваются водить в сады своих детей. По словам предпринимателя из Кызылорды Натальи Мишуковой, в дежурных группах по двое-трое детей и содержать учреждение ради такого числа детей невыгодно.

«Если не будет поддержки от государства, с той же самой дотацией, вы понимаете, сколько народу реально может выйти на забастовку», – говорит она на онлайн-совещании с участием НПП «Атамекен».

Практически у всех дошкольных организаций в разных регионах страны аналогичная ситуация. Есть проблемы с арендой помещений либо с банковскими платежами, с выплатой зарплаты воспитателям.

По словам директора детсадов в столице Айшат Вагаповой, они готовились к открытию к 1 июня, вызвали на работу своих сотрудников, подготовили запас дезсредств, масок, ковриков. Но после снятия режима ЧП прекратилось и госфинансирование.

«У меня почти 100 человек сотрудников, я им должна выплатить зарплату. А сегодня выясняется, что нет документа после ЧП, на основании которого будут выплачивать (госзаказ). Все руководители частных дошкольных организаций в панике. 70% в городе частных детсадов в столице в арендуемых помещениях, и нам никто не делает скидок! В трех садах у меня аренда, выставляют счета, хотя в мае мы не работали. Мы на грани закрытия! Как мы будем выживать, если нам не будут выплачивать в полном объеме госзаказ?!» – говорит она

Ее, как и других представителей МСБ, волнует будущее, которое становится весьма туманным с учетом прогнозов о второй волне коронавируса этой осенью и отсутствием госпомощи.

«Это крик души», – говорит женщина, ведь в детсады было столько вложено, в инфраструктуру, в людей, и закрыть их одним махом – решить судьбу многих работников, детей и их родных.

Как отметила предприниматель Кулянда Батырбекова из Алматинской области, у них в регионе более 600 детсадов получали госзаказ, а это значит, что более 50 тысяч детей могут остаться без должного присмотра, а 8 тыс. работников – пополнить ряды безработных.

По данным зампредседателя НПП «Атамекен» Олжаса Ордабаева, в Казахстане работают 4428 частных детских дошкольных учреждений, которые посещают 339 тысяч детей. 70 тысяч человек – это обслуживающий персонал.

«Сады могут просто закрыться, и непонятно, куда после окончания карантина пойдут наши дети», – говорит он.

Ордабаев предложил участникам совещания написать коллективное письмо для решения проблемы на уровне межведомственной комиссии, поскольку одно минобразования не все может решить.

«Вопрос стоит достаточно жестко, большое высвобождение на рынок пойдет. Говорили про дорожную карту бизнеса, но нужно понимать, что это в основном строительные проекты. Нянечек и воспитателей не отправишь на строительство зданий и дорог. Единственным вариантом является то, чтобы сохранить им рабочие места. Для этого нужна поддержка детсадов. Насколько я знаю, МОН прорабатывает совместно с минфином этот вопрос, но не все так просто, не все в их руках. Однозначно нужно стоять на том, чтобы сохранить госзаказ, чтобы выплачивать хотя бы минимальную зарплату работникам», – говорит он.

По мнению Олжаса Ордабаева, ситуацию можно было бы выправить, если бы государство продолжило бы выплачивать 42 500 тенге тем предпринимателям, чья деятельность не разрешена в карантинный период.

К работе совещания подключился и председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов.

Он поделился видением ситуации на дальнейшую перспективу. Представитель НПП предлагает параллельно вносить предложение, чтобы в будущем подушевое госфинансирование было трехлетним, как и бюджет страны.

«То есть заключается контракт на три года, а с теми, кто только начинает, – на год. По родительской плате ограничений (со стороны госорганов) не должно быть. Ведь это риск предпринимателя. Если он завышает цену, никто в сады отдавать детей не будет. А если будет плата минимальной, то рентабельность будет падать», – говорит он.

Также он считает необходимым пересмотреть бизнес-модель детсадов.

«Все-таки частные детсады – это коммерческое предприятие, хотим мы этого или нет. По всей видимости, в дальнейшем, после коронавируса, нам нужно думать о том, чтобы коммерциализировать деятельность детсадов. Это будут дополнительные кружки английского или подготовка к школе, или сдача помещений в субаренду», – говорит он.

К сожалению, не удалось присоединиться к дискуссии представителям минобразования.

Но уже сейчас становится понятно, что данная сфера – дошкольное воспитание детей – затрагивает не только их участок ответственности, ведь дети и их воспитание, возможность родителям работать – это, по сути, тот вопрос, который касается развития общества в целом, экономики страны. Одно государство справиться с этим и обеспечить всех местами в детсадах в одиночку не сможет. В НПП намерены провести массовое анкетирование предпринимателей частного дошкольного сектора образования, чтобы отстаивать интересы этого бизнеса с цифрами на руках.

Айгуль Тулекбаева

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Заказ распределен на подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD.

25 Май 2020 13:25 13822

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Комиссия по распределению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием на 2020/21 учебный год в разрезе групп образовательных программ от 30 апреля 2020 года распределила государственный образовательный заказ.

Подготовка педагогических специальностей осталась на уровне прошлого года – чуть более 8200 бюджетных мест, так же как и искусство – 1615 мест, социальные науки уменьшились на 10 мест до 867. Количество грантов на информационно-коммуникационные технологии уменьшилось на 500 мест, до 3800 грантов. Заказ на инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли остался на прежнем уровне – более 14 600 мест, на сельское хозяйство и биоресурсы сохранился также на прежнем уровне – 1565, здравоохранение – 2700 (как и в 2019 году). Гранты на услуги (туризм, досуг, ресторанное дело) также не изменились – 2200 мест. Напомним, ранее мы писали о том, на какие специальности в Казахстане наблюдается дефицит кадров.

Саян Абаев