Бытовая химия: почему произвести легче, чем продать?

3620

В Казахстане практически нет собственного химического производства, inbusiness.kz выяснял причины.

Бытовая химия: почему произвести легче, чем продать? Фото: aristaeco.ru

Трудности "перезагрузки" особенно хорошо видны на примере химической промышленности, которая в советском прошлом была одной из ведущих отраслей экономики республики, передает inbusiness.kz. Теперь казахстанским химикам предстоит практически воссоздать химпром. Причем для этого есть два магистральных направления – промышленная химия и бытовая химия. Первое направление специалисты группы компаний EASY не без оснований считают безусловным приоритетом. И мы обязательно посвятим промышленной химии серию публикаций на нашем сайте.

А начнем с так называемой "бытовки", внутренний рынок которой сегодня практически полностью "оккупирован" иностранными производителями. Ответ на напрашивающийся вопрос "почему?" очевиден. В Казахстане не производится практически ни один вид сырья для бытовой химии, кроме гипохлорида натрия для популярного отбеливателя "Белизна" и каустической соды для "Крота". Кроме того, не производятся ПАВ (поверхностно-активные вещества – основа основ для любой продукции бытовой химии). А спектр применения ПАВ чрезвычайно широк – от моющих средств до косметики, от строительства до медицины, от лаков и красок до нефтедобычи. Иначе говоря, те же шампуни и зубные пасты легче импортировать в нашу страну, чем в ней произвести.

Именно это чаще всего и происходит на отечественном рынке бытовой химии: как признают в профильном подразделении ФНБ "Самрук-Казына" ТОО Samruk-Kazyna Ondeu, общий спрос на химическую продукцию составляет порядка 1,7 трлн тенге, из них 80 процентов потребности покрывается за счет импорта. В случае с бытовой химией эта цифра еще выше.

Участники рынка не скрывают: производство продукции бытовой химии не самое благодарное дело.

В первую очередь, увеличивать проникновение нашей "бытовки" на внутриказахстанский рынок мешают трудности с ее сбытом. Крупные ретейлеры типа Magnum неохотно пускают на свои полки, где уже давно "засели" мировые тяжеловесы типа условной Procter&Gamble, отечественных нераскрученных "выскочек". У производственников есть выстраданная годами борьбы за место под солнцем фраза: "Произвести гораздо легче, чем продать".

Ведь даже высокое качество еще не гарантия успеха. Из-за непопадания "на полку", чувствительных транспортных издержек, высоких расходов на импорт "тары" ( в себестоимости бутылки отбеливателя условно 400 тенге, примерно 150 тенге "тянет" бутылка, или так называемая "преформа", которую приходится импортировать, у нас в стране  ее производства нет") наши производители не выдерживают конкуренции с импортными "тайдами" и "фейри". Да что там! Даже российский производитель (не говоря уже о китайском) "бьет" нашего более конкурентной ценой. Дело тут в государственном протекционизме: если вы производите продукцию, например, в Татарстане и там же закупаете сырье для своего, татарстанского производства, то сырьевики по закону обязаны предоставить вам ощутимую скидку.

А что у нас? Запуск мощностей по производству в нашей стране полипропилена мало что изменил: предприятие KPI в Атырауской области проектной мощностью 500 тысяч тонн поставляет на внутренний рынок всего 20 тысяч (при потребности вчетверо больше), причем без всяких скидок, которые без проблем получают крупные (те же китайские) фирмы. Аргументируется такая политика весьма оригинально: мол, предприятие должно гасить кредиты, взятые под высокие проценты. Вопрос "почему это делается за счет казахстанских производителей, у которых проблемы со сбытом, с оборотными средствами и еще много с чем?" повисает в воздухе…

Еще одна серьезная проблема: немалые трудности с получением разрешительной документации – процедурой, без которой производитель бытовой химии (особенно начинающий) просто не попадет на казахстанский рынок.

Представьте условную ситуацию: у начинающего предпринимателя есть оборотный капитал, есть сырье для производства конкретной номенклатуры бытовой химии и есть небольшое помещение (скажем, гараж), где он собирается эту химию производить. Но, чтобы пройти экологическую проверку, ему предстоит целый ряд хлопотных и к тому же довольно затратных мероприятий – так что разрешение на выпуск всего одной товарной позиции может стоить больше потенциальной прибыли. И даже если в итоге окажется, что тот самый гараж полностью соответствует всем требованиям экологической и иной безопасности, потраченных на получение разрешения миллионов бизнесмену никто не вернет.

Казахстанские производители бытовой химии утверждают: они способны конкурировать с ведущими мировыми брендами, если их поддерживать. И зачастую эту поддержку они находят в структуре, которую многие называют "неформальное министерство предпринимательства", Национальной палате предпринимателей (НПП) "Атамекен".

"Нам повезло застать в Актюбинской области сильный "Атамекен"  признаются в ГК EASY. – Если же говорить о Нацпалате в республиканском масштабе, без нее государство с удовольствием взвалит на себя все, что связано с лицензированием, сертифицированием и прочими разрешительно-регуляционными процедурами. А это чревато только одним: государство в лице комитета метрологии министерства промышленности просто утонет в собственных полномочиях и заодно утопит многих мало-средних производителей вроде нашей компании. Собственно говоря, первый негативный опыт такой госмонополии уже есть – речь о выдаче паспортов безопасности химической продукции. Там долгие очереди, волокита, а значит, потенциально благодатная почва для коррупции".

И все же совсем недавно у казахстанских бизнесменов, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, появился повод для оптимизма. Премьер-министр Олжас Бектенов на заседании совета директоров холдинга "Байтерек" распорядился "пересмотреть правила закупок "Байтерека" в сторону кардинального увеличения доли отечественных товаров". Глава правительства сообщил, что сейчас разрабатывается план "по повышению внутристрановой ценности и развитию отечественного производства" с опорой на производителей, готовых "наладить в Казахстане производство тех товаров, которые он сейчас импортирует, повышать производительность труда и уровень заработных плат работников, привлекать в качестве субподрядчиков и поставщиков казахстанские предприятия".  

Именно этого долгие годы добиваются первопроходцы отечественного рынка бытовой химии.

Читайте по теме:

Дети часто отравляются лекарствами и бытовой химией в Жамбылской области

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться