Мониторинг открытости бюджетной информации на сайте акимата, его структурных подразделений, районных акиматов и маслихата города Алматы показал, что больше половины информации, которая должна быть в открытом доступе отсутствует. Такие данные в ходе круглого стола сообщила директор ОО "Центр поддержки правовых и экономических реформ" Асель Крыкбаева.
По ее словам обзор открытости бюджета является независимым, регулярным и сравнительным анализом прозрачности, участия и контроля бюджета общества во всем мире.
Большая часть вопросов рассматривает объем бюджетной информации, который доступен общественности в восьми ключевых бюджетных документах и на основании ответов на 109 вопросов, каждая страна получает оценку от 0 до 100 баллов в Индексе открытости бюджета (ИОБ) – сопоставимый показатель прозрачности бюджета. Показатель Казахстана составляет 51 балл из 100 возможных, что немного выше среднего мирового показателя 45 баллов.
На этот раз эксперты сфокусировались на оценке бюджета самого крупного города страны – Алматы и пришли к выводу, что на сайте акимата отсутствует 57% бюджетных документов, также не опубликован проект бюджета на 2017-2019 годы. Отсутствует гражданский бюджет на 2016-2017 годы, утвержденный бюджет на 2017-2019 годы и полугодовой отчет об исполнении бюджета за 2016 год. На сайтах районных акиматов также нет отчетов об исполнении бюджета за 2016 год. 20% сайтов структурных подразделений акимата Алматы вообще не содержат бюджетной информации, 75% сайтов управлений не публикуют отчеты о реализации бюджетных программ, 54% не публикуют утвержденные бюджетные программы.
В целом в городах Астана, Алматы и в Кызылординской области самая закрытая информация по исполнению бюджета, сообщила Асель Крыкбаева. В рамках мониторинга сайтов центральных госорганов, выяснилось, что на 3 из 17 сайтах министерств отсутствует информация о бюджете, хотя в 2015 году был принят закон, обязывающий все акиматы размещать годовые отчеты об исполнении бюджета региона.
Как пояснили в Центре поддержки правовых и экономических реформ, мониторинг сайтов проводился по трем направлениям: полнота и открытость бюджетной документации; учет предложений представительных органов; действия государственных органов по вовлечению общественности.
Мониторинг показал, что отсутствует информация о действиях акимата Алматы по вовлечению общественности в бюджетный процесс, нет объявлений о проведении общественных слушаний по обсуждению проекта бюджета и отчета об его исполнении.
54% управлений акимата (13 из 24) не публикуют утвержденные бюджетные программы, 75% управлений (18 из 24) не публикуют отчет о реализации бюджетных программ. Вообще не доступными остаются сайты Управления энергетики и коммунального хозяйства, Управления архитектуры и градостроительства, отсутствует сайт Управления экономики и бюджетного планирования.
Директор ОФ "Zertteu Research Institute" Шолпан Айтенова считает, что необходимо разработать инструменты для определения прозрачности бюджетных процессов – всех местных уровней государственного управления, имеющих собственный бюджет. По ее словам важно сравнивать индексы разных регионов Казахстана между собой, что будет мотивировать органы местного управления к повышению прозрачности информации. Только так, можно будет сделать выводы том, какие регионы предоставляют больше возможностей своим гражданам для участия в бюджетном процессе, а какие нет, считает она.
"Нам необходимо узнать о том, какова фактическая ситуация, то есть, что происходит на самом деле, а не то, что предписано по закону. Надо выявить и сфокусировать внимание на действиях по своевременному информированию и привлечению общественности к участию в бюджетном процессе", - заметила г-жа Айтенова.
Эксперты подчеркнули, что согласно рекомендациям ОЭСР в сфере бюджетного управления, среди главных принципов указано, то, что бюджетные документы и показатели должны быть открытыми, прозрачными и доступными. Все бюджетные отчеты должны публиковаться полностью, своевременно и регулярно, а также таким образом, чтобы они были доступны гражданам. При этом в программе 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, одним из шагов является обеспечение онлайн-доступности статистических баз данных центральных государственных органов, заметили эксперты.
Шолпан Айтенова сказала, что прозрачность на местном уровне будет формироваться, когда станут доступными все данные по республиканскому бюджету. Для этого, по ее словам, необходима публикация гражданского бюджета, то есть доступной для всех граждан версии госбюджета, это соответствует рекомендациям Международного валютного фонда.
Согласно выводам последнего на данный момент опроса по открытости бюджета Казахстана, который был проведен в 2015 году, правительство Казахстана предоставляет общественности недостаточно возможностей для участия в бюджетном процессе. Вместе с тем, начиная с 2012 года, правительство все-таки повысило доступность бюджетной информации, пришли к выводу исследователи Центра поддержки правовых и экономических реформ. Однако, несмотря на это общий балл 51, полученный Казахстаном в Индексе открытости бюджета в 2015 году, остался таким же, как в 2012 году.
Вместе с тем, обзор основных параметров республиканского бюджета показывает, что они демонстрируют рост на протяжении 2013-2016 годов. Так, доходы республиканского бюджета выросли с 5,18 трлн тенге в 2013 году до 7,27 трлн тенге в 2016 году.
До 2016 года основную часть доходов составляли - налоговые поступления: 2013 год - 3,5 трлн тенге – 67,8%, 2014 год - 3,66 трлн тенге- 62%, 2015 год - 3,32 трлн тенге – 54,3% от всех поступлений республиканского бюджета, при этом доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%). В 2016 году долевое соотношение налоговых поступлений снизилось и стало составлять – 43,9%.
Эти изменения связаны как с тем, что сумма налоговых поступлений снизилась не только в долевом, но и в абсолютном значении и с ростом поступлений трансфертов, долевое соотношение которых составляло в 2013 году – 30,1%, в 2014 году – 35,6%, в 2015 году - 42,9%, в 2016 году - 53,7% от всех поступлений республиканского бюджета.
Эксперты констатировали, что для того, чтобы понять, что происходит с государственной казной подобные исследования и обзоры необходимы, они позволяют понимать фундаментальные процессы в национальной экономике, а гражданам дают возможность отслеживать движение денег.
"Открытость бюджетного процесса, своевременность, полнота и понятность предоставленных общественности документов, характеризуется необходимостью определения эффективности деятельности исполнительных органов, а также качества и результативности реализованных программ. Широкое и эффективное участие общественности является важным компонентом хорошо функционирующей и подотчетной бюджетной системы" - заключила Асель Крыкбаева.
Аскар Муминов