Бюджет богатеет, экология беднеет: доход от экоштрафов вырос в 7 раз

540

​Несмотря на полученные Казахстаном десятки миллиардов тенге, никакого бюджетного правила по тратам части этих средств на природоохранные мероприятия нет.

Бюджет богатеет, экология беднеет: доход от экоштрафов вырос в 7 раз Фото: inbusiness.kz

С начала 2025 года в Казахстане выросли как налоги, так и штрафы. Причем размеры экологических штрафов оказались особенно значительными. Рост поступлений за прошлый год составил почти в 7 раз, приближаясь к плану в 100 млрд тенге. Еще недавно общественность обсуждала возможность наказания за прогрев автомобиля более пяти минут в морозы. Однако остается открытым вопрос: куда именно идут деньги, собранные за ущерб окружающей среде? По логике, они должны направляться на экологические проекты, но так ли это на самом деле?

Как сообщили inbusiness.kz в министерстве экологии Казахстана, ведомство активно контролирует соблюдение экологического законодательства. Только за первые два месяца 2025 года территориальные департаменты провели 83 проверки, по итогам которых было наложено 203 административных штрафа на общую сумму 12,01 млрд тенге.

Динамика доходов Казахстана от экологических штрафов за 2021-2024 годы, в млрд тг

Источник: министерство экологии и природных ресурсов Казахстана, 2025 г.

Резкий рост штрафов в 2024 году объясняется нарушениями в нефтегазовом секторе, особенно в Атырауской области. Основные экологические нарушения включают: несоблюдение требований по управлению отходами (ст. 344 КоАП РК), превышение допустимых выбросов (ст. 328 КоАП РК) и невыполнение экологической экспертизы (ст. 332 КоАП РК).

Крупнейшие штрафы были наложены на компании нефтегазового сектора. В 2023 году ТОО Karabatan Utility Solutions и ТОО "Тенгизшевройл" выплатили 7,2 млрд и 2,8 млрд тенге за сверхнормативные выбросы. В 2024 году "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В." (НКОК) и АО "Каспий нефть" были оштрафованы на 12,4 млрд и 13,7 млрд тенге соответственно за загрязнение окружающей среды.

Однако, несмотря на впечатляющие суммы штрафов, их дальнейшее использование не связано с экологическими проектами. Как пояснил вице-министр экологии Жомарт Алиев, деньги, собранные с нефтегазовых компаний, поступают в Национальный фонд Казахстана, а остальные штрафы – в республиканский и местные бюджеты. Их распределение находится в ведении министерства финансов, что означает, что прямого целевого финансирования экологических инициатив не предусмотрено.

При этом в министерстве подчеркивают, что все субъекты, независимо от формы собственности, несут одинаковую ответственность за нарушение экологического законодательства. Однако без прозрачного механизма использования средств от штрафов сложно говорить о реальном улучшении экологической ситуации в стране.

Читайте по теме:

Почему крупные предприятия предпочитают платить экологические штрафы в Павлодарской области

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться