"Бюджет народного участия": а так ли он народен на самом деле?

3004

Inbusiness.kz разбирался, как в Павлодаре идет реализация проекта. По неведомым причинам стоимость проектов вырастает в разы и они обходятся бюджету в 50 млн, а то и 70 млн тенге.

"Бюджет народного участия": а так ли он народен на самом деле?

Как обещает павлодарский городской акимат, в рамках проекта "Бюджет народного участия" горожане могут до 28 августа подавать свои заявки по развитию и улучшению городской среды. Однако горожане опасаются, что вместо заявленных ими комфортных площадок для своих детей получат автомобильные парковки, передает корреспондент inbusiness.kz.

Акимат собирает заявки

Впервые проект "Бюджет народного участия" в Павлодаре запустили в 2020 году. В первый раз в акимат поступило всего 15 заявок, из которых в итоге было оставлено только 5. Четыре из них касаются реконструкций дворовых территорий. Пятая идея представляет собой изготовление и установку двух блок-модулей "Сәби бокс". Это стационарный модуль, предназначенный для кормления ребенка мамой.

Любопытно то, что за оставшиеся несколько месяцев 2022 года городские власти обещают реализовать заявки, одобренные еще в 2020 году. Их принимают уже третий год, хотя в положении проекта ясно прописано, что срок реализации проектных предложений "не должен превышать один бюджетный год".

По итогам 2021 года было утверждено еще 9 проектов. Причем абсолютно все одобренные идеи снова касались преобразования дворов. В пяти дворах работы уже начались. По остальным проектам 2021 года в данный момент разрабатывается проектно-сметная документация. Непосредственная реализация проектов намечена на 2023 год.

Тем не менее, в начале августа в Павлодаре опять начался дополнительный прием заявок от жителей в программе "Бюджет народного участия" на 2022 год. Иными словами, речь идет об участии граждан в распределении средств местного бюджета. В проекте может принять участие любой желающий. Если предложенная идея по улучшению городской среды будет поддержана другими жителями в процессе голосования, то ее реализуют за счет городского бюджета.

За понравившуюся идею павлодарцы могут проголосовать в электронном виде на интернет-ресурсе акимата Павлодара.

"В случае если инициатива будет поддержана горожанами, проекты будут реализованы в 2023 году за счет городского бюджета. Заявки принимаются до 28 августа 2022 года. Голосование и отбор инициатив пройдут в режиме онлайн на официальном сайте акимата города Павлодара", – подтвердили информацию в пресс-службе павлодарского городского акимата.

На 2022 год на данный момент утверждено уже 5 проектов. Но, что удивительно, только 2 из 5 как-либо связаны с дворами и детскими площадками. В остальных заявках павлодарцы попросили отреставрировать один из небольших городских парков, установить вызывные светофоры возле нескольких школ города. Но наиболее интересный проект – это шахматный городок. Он представляет собой отдельную зону в парке, где будут установлены столы для игры в шахматы. Изначально была идея сделать экспозицию из больших шахматных фигур, однако позднее от этой идеи было решено отказаться, сославшись на соображения безопасности. А если точнее, то безопасности и сохранности самих шахматных фигур, которые побоялись оставлять без присмотра в темное время суток.

Сейчас на сайте павлодарского городского акимата висит уже 7 заявок, среди которых еще несколько детских площадок, проект по контролю выбросов с предприятий  Позднее, после утверждения подходящих заявок, здесь должна появиться функция голосования.

Интересный подход, или Дали больше, но не то, что хотели

Вообще история реализации проектов и проведения тендеров довольно занятна. К примеру, жильцы дома по адресу: Толстого, 105/1, заметьте, просят всего 1,5 млн тенге на замену старой площадки. Со своей стороны они готовы в дальнейшем за счет собственных средств содержать и охранять объект, который они назвали "Детский мир".

"Во дворе нашего дома находится единственная для близлежащих домов детская площадка. Однако она не менялась со времен СССР. Детская площадка в плачевном состоянии, физически и морально устарела. Имеется угроза безопасности здоровью детей. В нашем доме и близлежащих домах и общежитиях живет много молодых семей, и в каждой по 3-4 ребенка. Также во дворе нет места для отдыха пожилых людей. Своими силами жильцы оплатить площадку не могут, поскольку живут в старом доме, на ремонт и содержание которого и без того уходит много средств", – пишут жители в своей заявке.

С одной стороны, по максимальной стоимости проекта "рекомендовано" не превышать 12 млн тенге. И именно этим, по мнению городского акимата, объясняется тот факт, что большая часть одобренных заявок приходится именно на благоустройство детских площадок. Потому что на сумму в 12 млн тенге существует ограниченный вариант опций для реализации каких-либо других проектов.

С другой стороны, как показывает практика реконструкции дворов за 2020 год, уже после утверждения стоимость проектов по "реконструкции внутридворовой территории" неожиданно в разы возрастает, в результате чего на один двор могут потратить 50 млн, а то и 70 млн тенге. В акимате это объясняют тем, что в целом на "Бюджет народного участия" была выделена определенная сумма, а фактически в 2020 году количество одобренных заявок оказалось меньше, чем планировалось. Поэтому постфактум на каждую заявку появилась возможность выделить больше средств.

Так, например, два двора из заявок 2020 года обойдутся бюджету более чем в 100 млн тенге.

Конкурс уже разыгран и оба "вкусных" тендера – на 73 млн и 49 млн тенге  забрала одна и та же компания  "КазЕвроСтрой".

Описывая текущее состояние объекта, в городском акимате сообщили, что "выполнено основание под детскую площадку и парковку, демонтированы опоры освещения". То есть часть двора уже определена под стоянку, так что про тихий и безопасный для детей двор жильцы могут забыть. Более того, именно расходы на асфальтирование съедают львиную долю выделенного бюджета.

При этом, согласно положению проекта, комиссия должна принимать не любые идеи и фантазии, а подходящие под определенные критерии:

  • озеленение территории;
  • обустройство тротуаров;
  • строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков;
  • создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны и иные объекты);
  • ремонт бордюров, брусчатки, подпорных стен;
  • ликвидация свалок;
  • установка и ремонт беседки, скамьи, урны, оборудования и конструкции для игр детей и отдыха взрослого населения в местах общего пользования;
  • установка, ремонт и освещение спортивных площадок (тренажерных площадок, футбольных, баскетбольных, волейбольных полей), детских игровых площадок на дворовых территориях и в местах общего пользования.

Заметим, что в перечне нет ни слова о парковках для автомобилей, только все, что касается комфортного и безопасного времяпрепровождения жильцов на территории своего двора – пешеходные зоны, беседки, деревья, тренажеры и детские площадки, а не стоянки или проезжая часть для автомобилистов.

Обычно на асфальтирование и создание парковок из бюджета выделяют деньги по другим статьям. Но не получится ли в итоге так, что под соусом благоустройства и комфорта местные власти направят большую часть средств, чтобы закатывать дворы в асфальт?

Руслан Логинов