DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
Бюджетные огрехи госпланирования

Бюджетные огрехи госпланирования

В нижней палате Парламента рассмотрели проект поправок в Закон «О республиканском бюджете на 2018-2010 годы».

17 Октябрь 2018 18:00 4816

Бюджетные огрехи госпланирования

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Поправки предусматривают увеличение расходов бюджета на 2018 год на 12,6 млрд тенге, до 9,5 трлн тенге. Доходы остаются на прежнем уровне – 5,7 трлн тенге. Как уже сообщалось ранее, данные средства пойдут на развитие Шымкента, Туркестана в связи с обретением ими нового статуса, поддержку АПК, бизнеса и другое. Более подробно о проекте поправок abctv.kz писал в понедельник, 15 октября. О том, как проходило их обсуждение в стенах нижней палаты Парламента, передаёт корреспондент abctv.kz.

Почему меняем кредитора на переправе?

Депутат Валихан Кайназаров поинтересовался у первого вице-министра по инвестициям и развитию Романа Скляра, почему при корректировке бюджета дважды сокращались средства на развитие автодорог. По словам Скляра, изначально на автодорогу Актобе – Атырау – Астрахань планировалось привлечь заём Исламского банка развития.

«Летом окончательно решился вопрос, что мы не будем привлекать заём ИБР ввиду неприемлемости его некоторых пунктов и требований наших заёмщиков. Поэтому было принято решение начать реконструкцию 120 километров в текущем году за счёт средств республиканского бюджета, и 303 оставшихся километра будут реконструированы со следующего года за счёт средств Азиатского банка развития», – пояснил вице-министр.

По другим проектам, в частности по участкам дорог Курты – Бурылбайтал и Узынагаш – Отар, затянулись процедуры закупок со стороны Всемирного банка. Ответ вице-министра возмутил спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Он назвал такой подход нехозяйственным, потребовав разобраться.

«У вас министерство, которое имеет самый большой портфель заёмных средств, особенно на дороги. Вы знаете, да, Роман Васильевич. Смотрите, заёмные деньги понабрали, обязательства государству загрузили. При этом государственные средства, которые заложены в бюджете, мы сокращаем. Вот это и есть бестолковое планирование бюджета. У нас левая рука не знает, что делает правая. Одно министерство заём подписывает. А потом идёт сокращение этих государственных средств, отказываемся от строительства. Теперь ссылаемся, что эти деньги заёмные, не можем освоить, потому что кто-то затянул процедуры согласования или закупок. Что за негосударственный подход?» – сказал Н. Нигматулин.

Нацбанк попал под огонь критики

Депутат Аманжан Жамалов заявил, что госкомпании увлеклись скупкой валюты и пора бы уже навести в этой сфере порядок. А также установить коридор плавающего тенге.

«Мы потеряли реальный рыночный курс тенге, он уже определяется не фундаментальными факторами, ценой на нефть, а действиями двух игроков – Нацбанка и квазисектора», – возмутился народный избранник.

«Любая фиксация курса тенге может стоить стране больших денег, – парировал глава Нацбанка Данияр Акишев. – Мы проходили это три периода подряд – в 1999, 2009 и 2015 году. На наш взгляд, никаких оснований для пересмотра правил денежно-кредитной политики не существует».

По словам банкира, Казахстан – страна с открытой экономикой, и поэтому потрясения на рынке торговых партнёров могут сказаться и на экономике нашей страны.

Говоря о финансах, стоит добавить, что отдельным пунктом обновлённого бюджета стало выделение 15 млрд тенге АО «Жилстройсбербанк» (ЖССБ) для выдачи жилищных займов. Как сообщил Роман Скляр, эти средства будут выданы на займы по выкупу 1667 квартир. При этом он отметил, что до конца вкладчикам ЖССБ будет выделено 3266 квартир.

«Безусловно, эти 15 миллиардов будут освоены до января. Если бы была возможность, мы могли бы выделить и больше. На следующий год планы у нас увеличиваются – плюс восемь процентов от тех квартир, которые были сданы», – сказал он.

Условия переезда на север изменятся

В новом проекте сокращению подверглись затраты по переселению жителей южных регионов на север республики. По данным депутата Айгуль Нуркиной, Минтруда на 682 млн тенге срезало расходы на обустройство переселенцев и оралманов.

Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова объяснила ситуацию. В этом году планировалось в три раза увеличить число переселенцев по сравнению с прошлым годом, до 2700 семей. Но программа забуксовала, поскольку требования к квалификации мигрантов были ужесточены. Кроме того, многие отказывались переезжать, поскольку аренда жилья субсидировалась всего один год.

«Сегодня по заявкам регионов снижаем это число до 1550 семей. Львиная доля, 75 процентов, приходится на Северо-Казахстанскую область. В области наибольший дефицит трудовых ресурсов, особенно специалистов образования, здравоохранения, в сельском хозяйстве», – сказала М. Абылкасымова.

Данный вопрос был рассмотрен на Совете безопасности под руководством президента, и Минтруда было поручено посмотреть новый механизм.

«Мы его разработали, он предусмотрен в бюджете 2019 года. В пилотном режиме по поручению главы государства будет рассмотрена СКО. Мы предлагаем в течение следующих трёх лет построить три тысячи домов для переселенцев, и 15 миллиардов тенге на это выделим. В следующем году выделим три миллиарда тенге на 600 домов», – рассказала глава ведомства.

Она отметила, что в 2017 году было переселено 920 семей (более 2000 человек), в 2018-м – 1555 семей (более 6000 человек).

Правительство намерено пополнить свой резерв

Вместе с тем в проекте увеличен объём средств правительства на неотложные нужды. Резерв правительства предлагают увеличить на 13 млрд тенге. Как сообщил министр финансов Алихан Смаилов, эти средства необходимы для успешного прохождения отопительного сезона. Произойти может всё, от аварии до нехватки горючего. В целом средства сформировались за счёт экономии.

«В уточнённом бюджете на резерв правительства было запланировано 73 миллиарда тенге. По итогам полугодия, когда Минфин рассматривал риски неосвоения и экономию, по 10 госорганам ёще 12,7 миллиарда тенге были перераспределены в резерв правительства. С учётом этих денег у нас резерв на неотложные затраты составляет 96 миллиардов тенге. Из них 65 миллиардов уже выделены. В основном деньги выделены регионам в связи с паводками. Также были выплаты призёрам Паралимпийских игр в Корее, были непредвиденные расходы, связанные с организацией Форума приграничного сотрудничества в Петропавловске, и другие. С учётом (заявок от регионов) на 11 миллиардов тенге, которые сейчас у нас есть на рассмотрении, остаётся примерно 20 миллиардов до конца года», – доложил он.

Ода к ответственности

Все прозвучавшие вопросы депутатов были связаны с некачественным планированием средств. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов признал, что есть такая проблема. Он пообещал депутатам, что будет пересмотрен подход к рассмотрению бюджетных лимитов, а также по стратегическому планированию госорганов.

«Каждый трёхлетний бюджет мы смотрим и по всем направлениям, всем отраслям, по всем министерствам Гульжан Джанпеисовна (председатель Комитета по финансам и бюджету мажилиса) отталкивается от того, как идёт исполнение бюджета, и задаётся вопросом: «А зачем вам эти средства: у некоторых ведомств 12 процентов, у некоторых до 30 процентов неосвоенных средств?!» Поэтому надо из этого исходить, на стадии РБК, на бюджетной комиссии, ну задайте этому министру или акиму вопрос: зачем ему эти средства, если он не использовал, не освоил 10-20 миллиардов тенге, что мы ему «наливаем-наливаем», а он постоянно нас заставляет корректировкой заниматься?» – сказал спикер, обращаясь к заместителю премьер-министра Ерболату Досаеву.

Депутаты рекомендовали Кабмину усилить ответственность первых руководителей за необоснованную заявленную потребность на строительство объектов социальной инфраструктуры, срыв сроков и неосвоение бюджетных средств.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ассоциация акимов, города-контрмагниты, вовлечение бизнес-элиты

Что предлагают эксперты для развития регионов.

22 Май 2020 11:29 748

Ассоциация акимов, города-контрмагниты, вовлечение бизнес-элиты

«Существующие программы уже предлагают комплекс мер, причем хороших мер, по развитию регионов. Но мы считаем, что для достижения эффекта нужны дополнительные механизмы и детализация конкретных инициатив», – говорит партнер по региону Евразия Whiteshield Partners Каныш Тулеушин. Во время презентации результатов аналитического исследования по пространственному развитию страны, которое провели Институт мировой экономики и политики и эта консалтинговая компания, он озвучил несколько инициатив, которые помогут развивать регионы.

Преображение СПК, МФЦА, кадры

Несколько предложенных инициатив объединены в блок «Обеспечение инклюзивного развития регионов: создание сильных экономических институтов с вовлечением крупных предприятий и заинтересованных сторон».

Авторы исследования предлагают создать региональные агентства развития на базе существующих социально-предпринимательских корпораций (СПК).

«Да, у нас есть СПК, у них есть стратегии, они уже участвуют в экономическом развитии. Но они разрознены в своей деятельности, некоторые работают как коллекторы, некоторые – более активно, это зависит от лидеров, которые либо стоят у руля СПК, либо курируют их, также это зависит от региона и т.д.», – поясняет Каныш Тулеушин.

Нужно усилить попечительский совет (в предлагаемой новой структуре. – Ред.), сориентировать деятельность в том числе на социальные проекты. Нужны четкие и конкретные стратегии с конкретными KPI под развитие регионов. И главное – усиливать СПК инструментами поддержки.

Следующая инициатива – создание фондов регионального развития с привлечением крупных компаний и бизнес-элиты.

«Мы считаем правильным предложить модель, которая применяется в странах с развитым рынком капитала. Управленцами этих фондов должны быть частные компании в виде главных партнеров. Они будут привлекать так называемые LP, миноритарных инвесторов в лице того же СПК, акимата, других институтов при акиматах, чтобы они сконцентрировались на реализации фонда повышения квалификации, реализации социальных проектов и проектов, направленных на развитие экономики и инноваций», – рассказывает спикер.

Эти фонды, по его словам, можно было бы зарегистрировать в МФЦА, поскольку там есть английское право, очень хорошая инфраструктура, и можно было бы точечно работать по необходимым проектам.

Финансировать программы, которые будут реализовывать фонды, можно через специальные фонды, также используя средства, полученные от заплаченных штрафов и с других сборов, как это делается в других странах.

Следующая инициатива – создание фондов для повышения квалификации при фонде регионального развития в каждом регионе. «У нас много сильных, крупных компаний, но они в основном в секторе сырья, металлов. Цены на эти товары волатильны, есть риски, что люди, занятые в этих сферах, будут высвобождаться. Что с ними делать, как их переквалифицировать, кто должен участвовать в этом? Учитывая международный опыт, мы считаем, что это целесообразно делать через создание фондов для повышения квалификации с участием крупных компаний, и государства в том числе», – говорит Каныш Тулеушин.

Города-контрмагниты и периферия

Следующий блок инициатив направлен на создание «полюсов роста» – городов-контрмагнитов. Это, по мнению авторов исследования, позволит перейти от централизованной к децентрализованной экономике с точками роста в каждом макрорегионе.

«Мы предлагаем следующий подход: сильный попечительский совет – межмуниципальная структура с вовлечением частного сектора и местных сообществ. Создаются центры-полюса роста, то есть города-контрмагниты, с периферией, и у каждого будет своя роль. У периферии – создание агломераций-кластеров, СЭЗы, программа развития поставщиков, комфортные условия проживания, развитие предпринимательства, цифрового пространства. Задачи городов-контрмагнитов – комфортные условия проживания, создание социальной инфраструктуры, развитие науки и инноваций», – поясняет Каныш Тулеушин.

На развитие «полюсов роста» должно быть направлено больше ресурсов и программ. «В качестве рейтинга мы предлагаем использовать свой Индекс потенциала городов, который мы применяем, он базируется на индексе производительности экономики и индексе социального благополучия», – говорит спикер.

Комфорт и адаптация

Следующий блок инициатив – «Качественная урбанизация и развитие сельских населенных пунктов: повышение комфорта проживания в сельской местности и ассимиляция сельского населения в городскую среду».

Сюда входят предложения по развитию образа городской культуры, пересмотр методики отбора опорных сельских населенных пунктов («очень много нареканий поступало в адрес текущей политики по этому направлению»).

Также доведение широкополосного интернета не только до населенного пункта, но и до конечных абонентов и продолжение реализации программы по массовому вовлечению населения в МСБ в городах и сельской местности.

«Необходимо создавать благоприятные условия не только в городах, но и в сельской местности. Сельский житель может находиться как на селе, так и в городе. Мы предлагаем гибкий подход», – говорит Каныш Тулеушин.

На селе человек может иметь свое дело, землю, получать господдержку, имеет возможности реализовывать продукцию на внутреннем рынке. Для этого можно представить все действующие госпрограммы, цифровые технологии, операции на базе интегратора. В то же время человек приезжает город, проходит разработанную программу адаптации к городской культуре, включая менторство при необходимости, получает поддержку через центры занятости и имеет возможность прохождения базовых курсов подготовки и переквалификации.

«Это позволит поддержать сельское население и АПК и при этом иметь хорошую программу адаптации к городской культуре», – считает эксперт.

Что происходит «на земле»?

«В ЗКО, если не считать нефтянку, которая сегодня переживает не лучшие времена, упор нужно сделать на развитие сельского хозяйства», – подключается к дискуссии первый заместитель акима Западно-Казахстанской области Мухтар Манкеев.

По его словам, режим ЧП и карантин, и в целом ситуация, которая сейчас возникла, показала: как бы мы ни говорили о том, что обеспечили продовольственную безопасность страны, сделать это на 100% все же не смогли. «Пока человек, которые живет хоть в городе, хоть на селе, не будет абсолютно уверен, что сможет прокормить свою семью местными продуктами, когда закрыты границы, говорить о больших вещах рано. Упор надо сделать на сельско хозяйство», – поясняет свою позицию спикер.

Он рассказывает, что акимат ЗКО сделал анализ населения области и разделил жителей на две группы. В первую вошли получатели социальных выплат, АСП, материальной помощи, продовольственных наборов и др., во вторую – большой блок самозанятых. Оказалось, что есть жители, которые имеют незарегистрированный скот – от 50, а некоторые и от 100 голов, и при этом получают социальную помощь.

«Например, поселок, где живет, условно, 300 семей. Из них 10-20% содержат большое количество скота и они не зарегистрированы ни как КХ, ни как ТОО. А остальные жители поселка работают на этих людей по серой схеме. Официально все числятся безработными, а фактически у людей есть денежный поток, прибыль, и они еще не брезгуют получать социальные выплаты. Это большой вопрос сегодня», – говорит Мухтар Манкеев.

Как вывести сельчан из тени?

Основная проблема на селе, по словам первого замакима ЗКО, – эффективное использование земель сельхозназначения. «И Елбасы говорил, и президент говорит о том, что мы должны возвращать земли в сельскохозяйственный оборот. Например, в ЗКО в 1991 году было 12,9 млн га земель сельхозназначения, сегодня – только 7 млн га. Где-то мы «потеряли» 5 млн га. Делаем анализ и видим: земли ушли в запас, многие пастбища и пашни стали залежами, то есть не используется, где-то поменяли целевое назначение и вывели земли сельхозоборота. Нужно решать эту проблему», – считает спикер.

Вторая проблема, о которой он говорит, – на селе «хромает» учет. Скот должен быть зарегистрирован в специальной системе «Идентификация сельскохозяйственных животных» (ИСЖ), есть норма земельной площади на количество голов. «По закону крестьянское хозяйство может зарегистрировать в ИСЖ только 20% скота от нормы. Это вопрос учета. Мы инициируем несколько предложений, как можно эффективно использовать земельные участки. Пока не дадим сельчанам четкие правила игры и не выведем их из тени, не сможем обеспечить пространственное развитие страны», – уверен собеседник.

Он также заметил, что сельских населенных пунктов слишком много (в определенном смысле это проблема). Например, в ЗКО – 434. «Работаем с министерством нацэкономики, чтобы сократить их количество, сделать опорные пункты и т.д. Что означает большое количество сельских населенных пунктов? То, что мы везде должны обеспечить инфраструктуру – дороги, свет, воду, газ, также социальную инфраструктуру. Но в ресурсах мы ограничены. При этом много таких сельских населенных пунктов, официально имеющих именно такой статус, где всего 5-10 домов. Мы не можем на 100% всех охватить. И фактически идет распыление», – говорит Мухтар Манкеев.

Опорные, спутниковые – как выбирали села

«Можете дать ваше понимание, как выбирали опорные сельские населенные пункт, что было заложено в идеологию, как они связаны и взаимодействуют с полюсами роста?» – модератор встречи попросил вице-министра национальной экономики Ермека Алпысова прокомментировать проект «АуылЕл бесігі». Проект, который интегрируют в госпрограмму развития регионов, направлен на улучшение качества жизни на селе.

«Когда полгода назад утверждали приказ, отрабатывали с регионами методику, показатели, какое село считать опорным, какое – спутниковым, где будет приоритет, мы нажили себе много «врагов», в том числе со стороны парламентского корпуса и местных исполнительных органов. Но мы подошли к этому ответственно», – говорит Ермек Алпысов.

Любое село, поясняет он, любой населенный пункт, куда будут вливаться государственные деньги, направляться инвестиции, должно в последующем развиваться. И не обязательно только в сфере сельского хозяйства (этот подход к селам остался в Советском Союзе, говорит спикер), но также в других сферах – в туризме, общепите, например.

«Когда выбирали опорные села в соответствии с критериями, посмотрели карты и увидели, что села с потенциалом развития расположены вблизи больших городов, автотрасс, водных артерий. Мы учитывали темпы роста численности населения за последние пять лет, проанализировали возрастной состав, наличие молодежи, смотрели на экономические показатели, наличие инфраструктуры. В целом более 150 показателей», – поясняет спикер.

Он говорит, что понимает «рвение акимов» (сам когда-то был акимом), которые хотят «выбить» из республиканского бюджета как можно больше средств. «Республиканский бюджет будет финансировать только те села, которые имеют потенциал развития, и на паритетной основе с местным бюджетом. Мы говорим акимам: делайте упор на опорные сельские населенные пункты, после опорных – на спутниковые, которые рядом с опорными расположены. Жители спутниковых сел могут получать определенные блага – услуги больниц, ЦОНов, нотариусов и т.д. – в опорном селе», – говорит Ермек Алпысов.

Статус села может измениться

В то же время, если акимы заинтересованы в развитии неперспективных сел, тогда будут новые проекты, методика есть. «Список сел может меняться. В зависимости от экономической ситуации в том или ином населенном пункте: если действительно за последние год-два экономика поднялась, инвестиции пошли, прирост населения, то его статус может быть изменен. В прошлом году проект опробовали. Проанализировали ситуацию в 53 селах, там проживало 700 тыс. человек, прирост населения составил 35 тыс. человек», – приводит пример спикер.

Также он напомнил, что когда был акимом города, несколько лет назад, предлагал запретить выдачу земельных участков под ИЖС рядом с крупными городами. «Мы порождаем ложную урбанизацию, частный сектор, куда надо проводить дорогостоящие сети, где надо строить новые школы и больницы. Компактная застройка, как сейчас делают в Нур-Султане, гораздо эффективнее. Минсельхозу и комитету по земельным ресурсам нужно подумать над постановлением правительства о выделении земли под ИЖС. По Конституции каждый гражданин имеет право на землю, но пусть это будет в опорных селах, райцентрах, лучше деньги направить туда, чем делать «шанхаи» вблизи крупных городов», – говорит вице-министр нацэкономики.

Инфраструктура между югом и севером

«Нужно понимать, что мы не можем всех людей «перенести» к готовой инфраструктуре, нужно развивать ее там, где люди исторически, традиционно жили», – прокомментировал принцип «люди – к инфраструктуре» государственный и общественный деятель РК Алихан Байменов.

Он говорит о том, что инфраструктуру, в частности, дорожную, важно развивать с точки зрения экономического роста и безопасности. «У нас очень большие деньги вкладываются в дорожное строительство, но при этом есть «опустошение севера». Я призываю министерство национальной экономики, министерство индустрии и инфраструктурного развития посмотреть, какие трассы соединяют юг и север страны. Важно проанализировать пассажирские маршруты железной дороги. Мой знакомый, живущий в северном Казахстане, сказал, что когда поезда ходили из Кызылорды до Петропавловска, это был один поток, а сейчас, когда они идут только Кокшетау, этот поток с юга ограничился», – рассказывает спикер.

В вопросах создания агломераций, на его взгляд, нужно учитывать, что их размеры всегда будут ограничены наличием или отсутствием природных ресурсов, необходимых для жизни человека, прежде всего – водой.

Акимам – ассоциацию, районам – полномочия

«Как согласовать общегосударственные интересы и интересы регионов при принятии решений правительством? У нас этот механизм «хромает», – продолжает Алихан Байменов, переходя к теме создания агентств регионального развития. Агентства не должны просто заниматься сбором фондов и их расходованием.

Спикер считает, что акимы должны учиться друг у друга применять инструменты экономического развития и стимулирования. Для этого нужно создать ассоциацию акимов районных городов (это, конечно, будет общественное объединение, но, может быть, миннацэкономики содействует его появлению). «Члены ассоциации могли бы периодически неформально собираться и без давления со стороны областных акимов и правительства обсуждать общие вопросы», – описывает он принцип работы такого объединения.

По словам Алихана Байменова, ни закон о территориальном устройстве, ни другие концептуальные документы не дают ответ на вопрос: в чем разница между областью и районом? Кроме размера и численности населения. Большинство госслужащих не ответят на этот вопрос. «У нас в 14 областях 14 уровней централизации управления, и это при унитарном государстве. Районное звено сейчас обескровлено. С 2012 года в районных бюджетах вообще нет средств на здравоохранение. А когда возникает напряженная ситуация, акимы районов призываются к ответственности. Сейчас уже и образование выводится из их подчинения», – говорит спикер.

В таком случае, на его взгляд, логично задать вопрос: а зачем в принципе нужны акимы районов? «У них забрали здравоохранение, заберут образование, за что в таком случае они отвечают? Более того, это означает, что и весь районный актив – депутаты, советы и т.д. – не будут чувствовать сопричастности к решению задач в этих двух сферах государственной важности», – говорит спикер.

Он считает, что недостаток полномочий, ресурсов и возможности влиять на проведение политики отпугивает желающих трудиться на госслужбе, поскольку перечисленные пункты – это те мотивы, которыми руководствуются люди, идущие в эту сферу. «А потом мы говорим, что на местах очень маленький конкурс на одно место. В сельские, в районные акиматы – один человек, «полтора». И это на юге, где избыток трудовых ресурсов. Это же невероятно! Кроме того, что нет доверия к конкурсам, проблема еще и в этом», – говорит Алихан Байменов.

Он уверен: вопрос четкого понимания разницы между районом и областью и их функциями должен быть продуман государством на центральном уровне.

Елена Тумашова

«Россия, Корея и Таиланд, скорее всего, выиграют в результате кризиса» – эксперт

Вторая волна эпидемии – какие рынки восстановятся быстрее других?

18 Май 2020 15:18 1599

«Россия, Корея и Таиланд, скорее всего, выиграют в результате кризиса» – эксперт

Пресс-брифинг «Ренессанс Капитал» прошел в формате онлайн. Тема обсуждения: «Возможная вторая волна эпидемии и самые сложные инвестиционные решения – какие рынки восстановятся быстрее других?»

Редакция Inbusiness.kz собрала ключевые моменты выступления спикеров.

Дэниел Солтер, глава аналитического управления по Евразии и глава стратегического анализа рынков акций

О потенциальных победителях и проигравших на фондовом рынке, если восстановление будет продолжаться: «Основываясь на опыте восстановления после предыдущих кризисов наша аналитика показывает, что на секторальном уровне второстепенные потребительские товары, материалы, IТ и энергетика с наибольшей вероятностью покажут лучшие результаты в течение 12 месяцев восстановления развивающихся рынков, в то время как отрасль коммуникаций, коммунальных услуг, здравоохранения, потребительских товаров повседневного спроса, промышленный сектор и недвижимость, скорее всего, будут в более проигрышном положении. На страновом уровне мы пришли к выводу, что Россия, Корея и Таиланд, скорее всего, выиграют в результате кризиса; Китай, Малайзия, Мексика и Турция, скорее всего, будут в отстающих».

Об ущербе от эпидемии COVID-19: «Сравнив последние прогнозы МВФ с тем ростом экономик, который мы бы увидели в случае реализации базового сценария октября 2019 года, мы можем получить представление об общем ущербе, который нанесет коронавирус. Наименьший разрыв между текущими прогнозами и ожидавшимся до эпидемии ростом демонстрируют Китай, Индонезия и Аргентина, наибольший – Греция, Таиланд и Мексика. Что касается пограничных рынков, то здесь ближе всего к базовому сценарию октября 2019 года находятся Кот-д’Ивуар, Бангладеш и Вьетнам, а дальше всего – Хорватия, Маврикий и Словения».

Об очень слабом инфляционном давлении в регионе EM в этом году: «Только Турция, Пакистан и Египет из стран региона EM ожидали значимой инфляции выше 4%. Также нет и существенной проблемы текущего платежного баланса в зоне EM – ожидается, что менее 5% стран в индексе MSCI EM по весу будут иметь дефицит счета текущих операций более 3% ВВП. Однако мы будем наблюдать крупные дефициты на некоторых пограничных рынках: это 17 стран, или 78% индекса, где дефицит счета текущих операций более 3% ВВП (в 12 странах, на которые приходится 64% индекса, он превышает 5%). Огромный бюджетный дефицит (более 10% ВВП) в 2020 году прогнозируется в ЮАР, Саудовской Аравии, Китае и ОАЭ. К ним приближаются по показателям Бразилия, Пакистан и Греция. И это приводит к огромной долговой нагрузке для некоторых стран: ожидается, что государственный долг Греции превысит 200% ВВП, Бразилии – почти 100% (Египта – 87%), Пакистана – 85%, ЮАР – 77%. Россия на этом фоне выглядит очень перспективно с госдолгом 18% ВВП – одним из самых низких уровней в EM. Это одна из причин, по которой мы считаем фискальную политику очень важной».

О текущем этапе восстановления рынка акций: «Как мы и ожидали, сейчас развитые рынки опережают регион EM, который, в свою очередь, лидирует по отношению к пограничным рынкам: развитые рынки показали рост на 25%, развивающиеся – на 19%, а пограничные – всего на 7% от глобального дна, достигнутого акциями 23 марта (все цифры в $). Среди развивающихся рынков азиатские (+20%) опережают регион EMEA (+18%), который, в свою очередь, обогнал Латинскую Америку (+12%) с момента прохождения глобального дна по акциям 23 марта. Мы думаем, что здесь срабатывают два фактора. Во-первых, это прогресс в борьбе с самим вирусом и прекращение режимов изоляции, а во-вторых, что, пожалуй, более важно – это экономические и, в особенности, бюджетные возможности, которыми располагают страны для борьбы с кризисом».

Чарльз Робертсон, главный экономист, глава отдела макроэкономического анализа

О (не)переизбрании Трампа: «За последние 100 лет все три президента США, участвовавшие в выборах на второй срок после рецессии в конце своего первого срока, проиграли: это были Гувер, Картер и Буш-старший. Поэтому логично будет предположить, что в ноябре 2020 года победу одержат демократы. Администрация Трампа проводит политику протекционизма и вносит риски неблагоприятных событий на глобальные торговые и инвестиционные рынки и будет продолжать делать это до ноября. Прямые иностранные инвестиции США (ПИИ) за рубежом значительно сократились, в то время как инвестиции ЕС и других стран в США сделали чистые ПИИ Штатов положительными и поддержали доллар. Укрепление же доллара нанесло ущерб доходности развивающихся рынков».

О последствиях победы на президентских выборах демократов для развивающихся рынков: «Мы ожидаем, что победа демократов на выборах президента обеспечит стабильность и улучшит инвестиционный климат во всем мире, что побудит компании искать активы с наилучшей доходностью по всему миру, не опасаясь внезапных тарифных войн. Мы полагаем, что сильный доллар, уже переоцененный примерно на 10% относительно своих долгосрочных значений, может быть ослаблен, что поддержит рабочие места в экспортном секторе в США и удачным образом компенсирует дефляционные тенденции в экономике. Для доходности инвестиций в развивающиеся рынки более слабый доллар, как правило, выгоден. Увеличение объема ПИИ в развивающиеся рынки со стороны американских компаний является позитивным фактором как с точки зрения повышения эффективности капитала самих американских компаний, так и с точки зрения роста инвестиций в развивающиеся рынки. Мы ожидаем, что рецессия, вызванная COVID-19, будет иметь три среднесрочных эффекта, каждый из которых положителен для развивающихся рынков, но может усилить политические риски для стран – экспортеров энергоносителей и тех стран, где в 2020 году пройдут выборы».

О карантине в развивающихся и пограничных странах с большим населением и низким уровнем дохода: «Данные тестирования показывают, что карантинные мероприятия не работают в странах с низким уровнем дохода, где вирус уже распространился в значительной мере, но явно работают в странах с высоким уровнем дохода. Реальность такова, что многие развивающиеся и особенно пограничные рынки просто не могут позволить себе длительный режим изоляции».

О политических последствиях эпидемии: «Хотя мы не можем пока оценить экономический ущерб, мы можем с уверенностью предвидеть политические последствия для стран, в которых предстоят выборы, включая Гану, Кот-д’Ивуар и Румынию. Что касается нефтедобывающих стран, то если цены на нефть будут оставаться на низком уровне достаточно долго, это может привести к укреплению демократии или смене режима, как это произошло в Советском Союзе в 1980-е годы».

О Китае и странах Восточной Азии в борьбе с последствиями эпидемии: «Экономические данные Китая за последние 1,5 месяца были довольно оптимистичны: в марте индекс PMI действительно вернулся к прежним уровням. Торговая статистика Кореи в апреле заметно улучшилась, что говорит о том, что торговля в Восточной Азии работает на удивление хорошо. Очевидно, что Китай, Корея и Тайвань борются с вирусом успешнее всех и выйдут из эпидемии с наименьшими экономическими последствиями. Развитию торговли мешает напряженность между США и Китаем, поскольку существует угроза повышения пошлин со стороны США, а значит, ослабления в результате этого китайской валюты. В таком случае средства инвесторов могут быть направлены на другие развивающиеся рынки или остаться в США как в «тихой гавани». Это подразумевает риски повышенной волатильности на рынках в следующие несколько месяцев».

О второй волне covid-19: «Вторая волна вируса уже наблюдается в таких странах, как, например, Иран, что дает представление о том, что происходит в случае неспособности сдержать распространение вируса и одновременном ослаблении карантинных мер. Страны с эффективным тестированием могут потенциально и вовсе избежать второй волны. У России меньше проблем, чем у большинства других стран благодаря ее крупной и соразмерной численности населения системе здравоохранения в сравнении с другими развивающимися рынками».

Об отказе от привязки валютных курсов в странах Персидского залива: «Вероятность негативного сценария здесь довольно минимальна, и, учитывая, насколько мало повлияет движение валютного курса величиной в несколько процентов, эти страны вряд ли пойдут на такие меры. Все они уже продемонстрировали ранее, что умеют использовать дефляционное давление для выравнивания переоцененных валют. Несколько лет дефляции окажут нужное влияние. И проблема не в привязке валютных курсов, которая будет или не будет отменена, а по большей части в снижении доходов компаний из стран Персидского залива, чья привлекательность ухудшится, как только доходность вложений в их бумаги перестанет быть положительной – вот главная сложность, которая их ждет».

О дефиците счета текущих операций в Нигерии и влиянии цен на нефть: «Экономике страны уже нанесен значительный ущерб, но мы предполагаем, что цена на нефть восстановится примерно до 40 долларов за баррель к четвертому кварталу и продолжит расти в 2021 г., однако и этот сценарий далек от идеального для Нигерии, пока она не станет индустриальной экономикой. Страну ждут несколько непростых лет, поскольку при таком обменном курсе устойчивость бюджета невозможна. Нигерийские власти поступили правильно, взяв кредит МВФ, унифицировав обменный курс и навсегда отказавшись от субсидий на топливо – это сулит позитивные сдвиги в среднесрочной перспективе. Тем не менее, Нигерии предстоит пройти через сложный этап».

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: