Бюджетный кодекс будет регулировать дивидендную политику нацкомпаний

5564

В Казахстане усилят ответственность квазигоскомпаний за привлеченные долги.

Бюджетный кодекс будет регулировать дивидендную политику нацкомпаний Фото: freepik

По словам вице-министра национальной экономики Азамата Амрина, расходы республиканского бюджета растут несоразмерно доходам бюджета, передает inbusiness.kz.                   

"Льготы и преференции не оправдывают себя. Объемы изъятий из Нацфонда с 2020 года не снижались ниже 4 трлн тенге. Сумма трансфертов из Нацфонда за 2020-2023 годы составит 17,8 трлн тенге. Государственный долг вырос с 20,6 трлн тенге в 2020 году до 25,3 трлн тенге в 2022 году. При этом не учитываются долг квазигоссектора и условные обязательства, которые еще не наступили, но будут в будущем. Выпадает учет бюджетных средств, используемых вне бюджета – это внебюджетные фонды, расходы субъектов квазигосударственного сектора, меры господдержки и другое", – сказал он.

Как следствие, не видна полная картина по реальным финансовым возможностям государства, искажается прогнозирование, добавил вице-министр.

"Для решения этих проблем за основу мы взяли обеспечение транспарентности и подотчетности. В мировой практике в отношении государственных финансов прозрачность – одно из главных условий. Для этого введена обязательная публикация документов, участвующих в бюджетном процессе. Доступность будет влиять на принятие решений на всех уровня", – пояснил он.

В последние два года ведомство вносит в парламент в составе проекта республиканского бюджета аналитический отчет о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости государственных финансов, напомнил Амрин. 

"В новом Бюджетном кодексе мы преобразуем этот документ в долгосрочный прогноз развития РК с горизонтом 10 лет. Это один из ключевых моментов. Появляются полноценная законодательная основа для его качественного составления с привлечением всех ресурсов и соотвествующий статус и роль в бюджетном процессе. Это будет аналитический документ, где будут сценарные варианты развития, в том числе с учетом глобальных вызовов. И самое главное – будут просчитаны прогнозные финансовые возможности на 10 лет. Здесь же будет анализ рисков, способных пошатнуть устойчивость госфинансов. Их оценка даст возможность реагировать и своевременно принимать меры уже на этапе прогнозирования", – сказал вице-министр.

Депутаты поднимали вопросы участия субъектов квазигосударственного сектора в бюджетном процессе, продолжил он.

"Мы это обеспечили. Планы развития субъектов квазигосударственного сектора будут прилагаться к бюджетной документации при разработке бюджета и вноситься в парламент. Там вы сможете их видеть, понять, на что они направляют деньги, к каким результатам стремятся. Мы ввели понятие "долг субъектов квазигосударственного сектора" как часть долговых обязательств сектора госуправления. Это связано с тем, что в мировой практике долг субъектов квазигосударственного сектора рассматривается как субсидиарная ответственность правительства, так как субъекты квазигосударственного сектора создаются государством. Поэтому необходим четкий контроль в целях недопущения роста нагрузки на бюджет", – отметил представитель ведомства.

Включены основополагающие нормы по долгу субъектов квазигосударственного сектора, его определение, структура, ограничения, мониторинг и контроль.

"Также мы обязали субъектов квазигоссектора публиковать информацию о своих займах и усилили ответственность за использование средств займа. В целом по заимствованию мы обеспечили консолидацию всех долговых обязательств – госдолга, гарантированного государством долга, гарантий по поддержке экспорта, обязательств по государственно-частному партнерству, поручительств государства и долга субъектов квазигоссектора. Это сделано для их учета и управления ими. Дивидендная политика субъектов квазигоссектора также будет регулироваться Бюджетным кодексом", – уточнил он.

Помимо этого, с прошлого года в парламент вносится Национальный доклад по управлению государственными активами и квазигосударственным сектором. Для полноценного участия данного документа в бюджетном процессе теперь он будет прилагаться к проекту бюджета и к годовому отчету, резюмировал Амрин.

Изображение от Freepik

Читайте по теме:

Бюджетный процесс предлагают начинать с 1 июня

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться