В частности, в ходе своего выступления он отметил, что большая часть проблем связана с правительством. По его мнению, объективно "Самрук-Казына" не может отвечать на все вопросы, поэтому как минимум министр экономики должен принимать участие в заседаниях общественного совета. Потому что многие вопросы завязаны на регуляторную политику, реструктуризацию секторов, тарифную политику и так далее. Также он задался вопросом, как реализация данных проектов соотносится с параллельно идущей программой приватизации "Самрук-Казына". Как данные факты воспримут будущие частные владельцы, участники IPO? Сложный момент. Например, большого смысла держать электростанции в госсобственности все понимают, что нет. Их надо приватизировать, считает он, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
"Следующий вопрос: насколько частный сектор с участием иностранных инвесторов мог бы заняться этими проектами? Также еще один из вопросов – локализация. Это ведь мандат фонда, чтобы произошла максимальная возможная локализация при поставке товаров и услуг во все проекты. Это один из критериев, который должен быть обязательно. Как выбираются частные партнеры, тоже не очень ясный вопрос. Хотелось бы максимально возможной транспарентности", – отметил Ораз Жандосов.
Также он высказал мнение, касающееся двух проектов, которые реализует собственно фонд, а не "дочки" – по возобновляемым источникам энергии: строительство крупной ветряной электростанции мощностью 1 ГВт совместно с французской Total Eren стоимостью $1,9 млрд и строительство ветряной электростанции мощностью 1 ГВт с арабской ACWA Power.
"Они категорически не нравятся. Какова регуляторная среда? Регуляторная среда не закончена, по плану только в этом году правительство должно утвердить концепцию реформирования и развития сектора, где будет понятно, как будут происходить дальнейшие реформы, включая тарифообразование, системы хранения, ВИЭ и так далее. Вы сюда лезете с огромными проектами по гигаватту. Второй вопрос: как выбран партнер? Абсолютно непонятно, никакого объяснения нет. Как установлены тарифы? Это не ваша вина, регулирующего органа в данном случае, они сейчас уже на 15% выше тех, которые на аукционе. Вырезаете себе из казахстанского законодательства, честно сказать, я с начала девяностых не видел таких вещей. Абсолютно непонятные вещи", – подчеркнул Ораз Жандосов.