В новой выставке алматинской художницы Сауле Сулейменовой есть живое дыхание "города летающих пакетов" - причем в буквальном смысле. Помогая оформлять экспозицию, волонтеры Астаны надули, как воздушные шарики, тысячи пластиковых пакетов.
Свою знаменитую технику "целлофановой живописи" Сауле Сулейменова изобрела случайно. У кого из нас дома не хранится на всякий случай "пакет в пакете с пакетами"? Однажды, открыв шкафчик под раковиной, Сауле взглянула новыми глазами на кучу пакетов и поразилась богатству цветовой палитры.
Технически, "целлофановая живопись" - это аппликация. Орудуя клеевым пистолетом, художница собирает из маленьких кусочков пластика огромные мозаичные картины на листах полигаля. В итоге получаются полупрозрачные, похожие на витражи полотна, которые будто бы еще и звучат на разные голоса, разговаривают со зрителем обрывками надписей, рекламных слоганов и брендов.
Художница занялась "целлофановой живописью" в 2014 году, для Артбатфеста в Алматы. Годом позже она представила картины из пакетов на Венецианской биеннале современного искусства. А в феврале 2017 года в Алматы с грандиозным успехом прошла выставка Сулейменовой под названием "…Устоять бы на ветре, прочищающем ребра. Somewhere in The Great Steppe".
Выставка "Линия горизонта" в Астане - логическое продолжение "целлофанового периода" Сулейменовой. Здесь можно видеть знаменитую "Келин" ("Невесту") - огромных размеров работу (6 х 4 м) из пластиковых пакетов, сделанную для Артбатфеста 2015 года. А также "Трех невест", показанных в Венеции, и работы с февральской выставки в Алматы.
Но есть и кое-что совершенно новое.
"Прежде всего, я впервые выставляю свой триптих "Линия горизонта", сделанный специально к этой выставке. Эту работу я сделала для Национального музея и оставляю ее в музее. А во-вторых, я смогла воплотить свою давнишнюю амбицию: давно хотела сделать тотальную экспозицию, то есть полностью изменить пространство с помощью инсталляций. Здесь у меня это получилось", - рассказывает автор.
В свои проекты Сауле Сулейменова уже не в первый раз зовет на помощь волонтеров. Так было и в Астане. Добровольцы помогали художнице преобразить выставочное пространство. Для этого понадобилось несколько десятков тысяч пакетов, часть которых люди принесли из дома.
"Из Алматы я привезла с собой 40 килограммов пакетов – то, что я собирала, и люди мне приносили. Но этого оказалось недостаточно для выставочного пространства площадью 800 квадратных метров. Волонтеры приходили и уходили волнами. Иногда мы работали с сотрудниками музея, а иногда помощников было очень много. В общей сложности, от 7 до 10 тысяч пакетов мы распаковали и уложили".
Степные пейзажи, цветущие пластиковыми цветами, говорят нам о живой степи, заваленной пластиковым мусором. Работы Сауле Сулейменовой часто воспринимают как экологический манифест, однако автор утверждает, что ее "мэсседж" выставки намного шире.
"Я просто предлагаю оглянуться вокруг, посмотреть друг другу в глаза, посмотреть на красоту, которая нас окружает. Мы привыкли искать красоту где-то там, за горизонтом, думать, что где-то там: в Европе, в России или в Америке - жизнь лучше, чем здесь, красивее, умнее. А я говорю: посмотрите, как здесь. На этой выставке нет ни одной выдуманной темы: те же люди и те же пейзажи, которые нас окружают. Пакеты, которыми мы пользуемся в быту, помогают обозначить, что это не придуманный мир, а реальный".
После окончания выставки пакеты, использованные в ее оформлении, не выбросят и не отправят в утиль.
"Я с удовольствием использую их в работах. Прямо-таки предвкушаю время, когда смогу из них что-то сделать. Правда, сейчас я несколько упахалась. Когда вижу пакеты, у меня начинает болеть моя рабочая рука, потому что последние несколько месяцев работаю очень много", - призналась художница.
Удивительные картины из пакетов сейчас можно видеть в Астане не только в музее, но и под открытым небом. Сауле Сулейменова сделала в технике целлофановой живописи серию пейзажей "Четыре сезона" для фестиваля современного искусства Astana Art Fest, который проходит в эти дни на бульваре Нуржол.
Влада Гук