RU KZ
Целлофановый рай

Целлофановый рай

19:05 18 Июнь 2017 4626

Целлофановый рай

Автор:

Влада Гук

Фото: Влада Гук

В столичном Национальном музее открылась выставка «Somewhere in The Great Steppe. Линия горизонта».

В новой выставке алматинской художницы Сауле Сулейменовой есть живое дыхание «города летающих пакетов» - причем в буквальном смысле. Помогая оформлять экспозицию, волонтеры Астаны надули, как воздушные шарики, тысячи пластиковых пакетов.

Свою знаменитую технику «целлофановой живописи» Сауле Сулейменова изобрела случайно. У кого из нас дома не хранится на всякий случай «пакет в пакете с пакетами»? Однажды, открыв шкафчик под раковиной, Сауле взглянула новыми глазами на кучу пакетов и поразилась богатству цветовой палитры.

Технически, «целлофановая живопись» - это аппликация. Орудуя клеевым пистолетом, художница собирает из маленьких кусочков пластика огромные мозаичные картины на листах полигаля. В итоге получаются полупрозрачные, похожие на витражи полотна, которые будто бы еще и звучат на разные голоса, разговаривают со зрителем обрывками надписей, рекламных слоганов и брендов.

Художница занялась «целлофановой живописью» в 2014 году, для Артбатфеста в Алматы. Годом позже она представила картины из пакетов на Венецианской биеннале современного искусства. А в феврале 2017 года в Алматы с грандиозным успехом прошла выставка Сулейменовой под названием «…Устоять бы на ветре, прочищающем ребра. Somewhere in The Great Steppe».

Выставка «Линия горизонта» в Астане - логическое продолжение «целлофанового периода» Сулейменовой. Здесь можно видеть знаменитую «Келин» («Невесту») - огромных размеров работу (6 х 4 м) из пластиковых пакетов, сделанную для Артбатфеста 2015 года. А также «Трех невест», показанных в Венеции, и работы с февральской выставки в Алматы.

Но есть и кое-что совершенно новое.

«Прежде всего, я впервые выставляю свой триптих «Линия горизонта», сделанный специально к этой выставке. Эту работу я сделала для Национального музея и оставляю ее в музее. А во-вторых, я смогла воплотить свою давнишнюю амбицию: давно хотела сделать тотальную экспозицию, то есть полностью изменить пространство с помощью инсталляций. Здесь у меня это получилось», - рассказывает автор.

В свои проекты Сауле Сулейменова уже не в первый раз зовет на помощь волонтеров. Так было и в Астане. Добровольцы помогали художнице преобразить выставочное пространство. Для этого понадобилось несколько десятков тысяч пакетов, часть которых люди принесли из дома.

«Из Алматы я привезла с собой 40 килограммов пакетов – то, что я собирала, и люди мне приносили. Но этого оказалось недостаточно для выставочного пространства площадью 800 квадратных метров. Волонтеры приходили и уходили волнами. Иногда мы работали с сотрудниками музея, а иногда помощников было очень много. В общей сложности, от 7 до 10 тысяч пакетов мы распаковали и уложили».

Степные пейзажи, цветущие пластиковыми цветами, говорят нам о живой степи, заваленной пластиковым мусором. Работы Сауле Сулейменовой часто воспринимают как экологический манифест, однако автор утверждает, что ее «мэсседж» выставки намного шире.

«Я просто предлагаю оглянуться вокруг, посмотреть друг другу в глаза, посмотреть на красоту, которая нас окружает. Мы привыкли искать красоту где-то там, за горизонтом, думать, что где-то там: в Европе, в России или в Америке - жизнь лучше, чем здесь, красивее, умнее. А я говорю: посмотрите, как здесь. На этой выставке нет ни одной выдуманной темы: те же люди и те же пейзажи, которые нас окружают. Пакеты, которыми мы пользуемся в быту, помогают обозначить, что это не придуманный мир, а реальный».

После окончания выставки пакеты, использованные в ее оформлении, не выбросят и не отправят в утиль.

«Я с удовольствием использую их в работах. Прямо-таки предвкушаю время, когда смогу из них что-то сделать. Правда, сейчас я несколько упахалась. Когда вижу пакеты, у меня начинает болеть моя рабочая рука, потому что последние несколько месяцев работаю очень много», - призналась художница.

Удивительные картины из пакетов сейчас можно видеть в Астане не только в музее, но и под открытым небом. Сауле Сулейменова сделала в технике целлофановой живописи серию пейзажей «Четыре сезона» для фестиваля современного искусства Astana Art Fest, который проходит в эти дни на бульваре Нуржол.

Влада Гук