В среду, 13 ноября, председатель комитета по аграрным вопросам Серик Егизбаев убедительно попросил заместителя премьер-министра Серика Жумангарина экстренно собрать представителей различных министерств и ответить четко и конкретно на вопросы аграриев страны, которые приходят со всех регионов. Насколько серьезная ситуация сложилась в аграрном секторе, узнал корреспондент inbusiness.kz.
Какие вопросы?
В своем обращении Егизбаев отметил шесть самых острых вопросов, которые поднимают аграрии всей страны:
- Будет ли закуп больших объемов зерна, как это было в 2011 году, когда государство закупило более 5 млн тонн зерна?
- Что делается для нивелирования ситуации с обрушением закупочных цен на зерно?
- Каково решение с пролонгацией кредитов, выданных на весенние полевые и уборочные работы, хотя бы до весны следующего года?
- Будет ли до конца текущего года выплачены задолженности фермерам по субсидиям, объем которых на сегодня уже превысил 250 млрд тенге?
- Рассматривает ли правительство возможность применения механизмов взаимозачета для уменьшения двусторонних обязательств между государством и фермерами?
- Как решаются вопросы с подачей вагонов для бесперебойного экспорта зерна?
Кстати, большинство из этих вопросов костанайские аграрии поднимали еще в середине октября, когда в регион приезжала большая делегация из представителей различных министерств, вместе с депутатами мажилиса, входящими в состав комитета по аграрным вопросам. Тогда все вопросы и предложения сельхозтоваропроизводителей записали и обещали решить. Как отметил в обращении Серик Егизбаев, решать вопросы аграриев должны не только минсельхоз, но и другие министерства, которые курируют соответствующие направления, в числе которых выделение средств, транспортная инфраструктура и выход на внешние рынки.
Как видят ситуацию аграрии?
В начале ноября аграрии, входящие в Ассоциацию сельхозтоваропроизводителей Костанайской области, направили обращение в минсельхоз, правительство и президенту с просьбой отсрочить погашение обязательств по займам до 1 марта 2025 года. Обосновывая это тем, что на рынке нет спроса и достойной цены на зерно. И, чтобы погасить обязательства, фермерам приходится продавать урожай ниже его себестоимости, что еще больше усугубит сложное финансовое положение, в котором находятся многие хозяйства.
"У хозяйств есть пролонгированные обязательства еще прошлого года, плюс ко всему они вынуждены каждый квартал забирать деньги из оборота, чтобы погасить выплаты по кредитам и лизингу, которые государство обещало субсидировать. Но по факту уже второй год фермеры вынуждены оплачивать полную ставку в 22-24%. А это немалые суммы", – отметил директор ТОО "Зуевка" и представитель ассоциации Александр Бородин.
По словам опытного агрария, Продкорпорация предложила достойную цену и фермеры надеялись, что рынок отреагирует адекватно, но этого не произошло. Сегодня Продкорпорация закупает зерно только у аграриев, которые участвовали в форвардном закупе, но и сама имеет еще прошлогодние остатки зерна, к ним добавляется хлеб нынешнего года. Недавно на заседании аграрного комитета парламента руководитель Продкорпорации Асылхан Джувашев рассказывал, что они ищут новые рынки. Но хозяйствам реализация нужна сейчас.
"Мы выплатили уже больше 120 млн тенге за технику под 24%. Причем эта сумма даже не основной долг, а только проценты фининститута. И сейчас приходится реализовывать свою продукцию по низкой цене, чтобы выполнять свои обязательства. Мы не знаем, что делать: возвращать технику или ждать обещанные от государства деньги", – пояснил глава КХ "Магнат" Федор Талах.
По мнению аграриев, регулированием рынка должна заниматься какая-то структура, которая была бы влиятельной на товарном рынке. Если бы Продкорпорация закупала в госрезерв не 300-400 тыс. тонн, а 4 млн тонн, то было бы другое дело.
"Сейчас мы обезоружены перед грабительским рынком. На нем всем хорошо – переработчикам, экспортерам, Продкорпорации тоже неплохо. Скупив недорого определенные объемы на своих элеваторах, через 4-5 месяцев она сможет дороже реализовать эту продукцию", – добавил Федор Талах.
Непростая ситуация со сбытом складывается не только по зерновым, но и по масличным культурам. Так, по словам директора ТОО "Азат и Д" Марата Ахметова, сегодня в России цена на подсолнечник составляет 45 тыс. рублей, значит, в Казахстане он должен стоить 212-215 тыс. тенге, но цена варьируется от 130 до 160 тыс. тенге.
"Нам нужен рынок сбыта. Мы не можем отправить семечку в Китай, берут только местные маслозаводы, и то небольшими объемами. Ссылаются на недостаток оборотных средств. Сейчас зерно нерентабельное, никому не нужное. Мы работаем с крупными мельничными комплексами уже не первый год, но их руководители тоже разводят руками: склады полные, экспорт идет слабо. Закуп они ведут, но средняя цена от КХ – 45 тыс. тенге за тонну. Готовы принять наше зерно элеваторы, но говорят, чтобы мы привозили урожай в январе, тогда у них и объем освободится, и планы на отгрузку будут больше".
Директор ТОО "Каркын" Еркин Буканов считает, что если бы государство закрыло долги по субсидиям, то это бы решило многие вопросы фермеров. За 20-30 лет многие крупные и средние хозяйства вложили средства в улучшение своей инфраструктуры, в том числе в возведение складов, токов, поэтому многие хранят урожай у себя.
"Надежных элеваторов с каждым годом становится все меньше, и уменьшается количество элеваторов контрагентов, где хранит зерно Продкорпорация. Но для того, чтобы сдать зерно Продкорпорации, чтобы рассчитаться по форвардному закупу, нужно отвозить зерно на элеваторы. А у нас в радиусе 200 километров, кроме областного центра, везти некуда".
"Очередей не наблюдаем"
В то же время в управлении сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области ситуацию с элеваторами не считают критичной. По данным УСХ, общая емкость хранения сельхозпродукции с учетом складских помещений в хозяйствах по области составляет 8,3 млн тонн, из них элеваторные – 3 млн тонн, в агроформированиях – 5,3 млн тонн. На текущий момент загруженность элеваторов составляет 49%. Из 1,2 млн тонн мягкой пшеницы, поступившей на элеваторы, 60% признано 3-м классом, 27% – 4-м классом, 10% – 5-м классом, и только 3% зерна является неклассным.
"В регионе имеется 35 лицензированных элеваторов, все работают в штатном режиме, у них хранится 1,5 млн тонн. Продукция принимается, и очередей на элеваторах мы не наблюдаем. Стоит отметить, что сегодня все элеваторы адаптированы для приема и хранения масличных культур. Многие хранилища в этом году провели модернизацию своих емкостей хранения, в том числе приспособили для хранения масличных", – пояснил руководитель ведомства Ибрагим Бекмухамедов.
Что касается погашения обязательств по форвардному закупу текущего года, то, по данным управления на 12 ноября, аграрии сдали 109 тыс. тонн продукции (77,7%) от подлежащих сдаче – 165,3 тыс. тонн. По пролонгированным обязательствам прошлого года возвращено 2,2 млрд тенге (76,6%) от необходимых 2,9 млрд тенге. Совместно с акиматами районов принимаются меры по выполнению сельхозформированиями обязательств перед финансовыми институтами. В свою очередь многие аграрии говорят о том, что не хотят портить свою кредитную историю, поэтому вынужденно продают зерно по 50 тыс. тенге, чтобы закрыть все свои финансовые обязательства, и надеются в этом году получить хотя бы часть обещанных субсидий, а потом снова взять льготные кредиты на новую посевную с надеждой на урожай и достойную цену.
Ранее сообщалось, что депутаты потребовали правительство ответить, как спасать урожай и аграриев от разорения. Сельхозтоваропроизводители Костанайской области обратились с просьбой поддержать отечественных сельхозтоваропроизводителей и отсрочить платежи по кредитам и лизинговым платежам аграриев, отмечая, что ситуация близка к катастрофической. Костанайские аграрии заявляли, что хотят вернуть государству лизинговую технику. А мажилисмены считают, что урожай пшеницы на самом деле хуже, чем говорят в минсельхозе.