Если ОПЕК не предпримет никаких действий, цены на нефть могут упасть до $20 за баррель, с таким заявлением выступил министр нефти Венесуэлы Еулогио Дель Пино.
Венесуэла была одним из инициаторов предложения по переходу на установление так называемой равновесной цены и с этим предложением обращалась ко всем членам нефтяного картеля. Судя по всему, оставлять эту идею пока не намерены, более того, Саудовская Аравия и Катар рассматривают это предложение, о чем также заявил господин Дель Пино.
Напомним, что следующая встреча ОПЕК состоится уже совсем скоро - 4 декабря. Очевидно, что вопрос перехода к контролю цен снова встанет на повестке дня. В Венесуэле равновесной ценой называют отметку $88 за баррель, однако реальная стоимость бочки нефти сейчас в два раза ниже.
Министр нефти Венесуэлы Еулогио Дель Пино: «Мы не можем позволить рынку и дальше контролировать цены. Основополагающим принципом ОПЕК было реагирование на сильные колебания цен на нефть, и нам нужно к нему вернуться. Если этого не произойдет, цены могут упасть в район $25 за баррель».
Впрочем, страны ОПЕК пока не дают поводов полагать, что общий язык может быть найден. Более того, мы видим ценовую войну, где каждый пытается сохранить свою долю рынка, снижая при этом отпускные цены. Но и это еще не все: в течение 17 месяцев страны ОПЕК нарушают свою квоту по добыче нефти, которая установлена на отметке 30 млн баррелей в день.
Сегодня у президента Венесуэлы Николаса Мадуро запланирована встреча с президентом России Владимиром Путиным, где также будет обсуждаться вопрос о совместных действиях по стабилизации цен на нефть. Россия не является членом ОПЕК, но Венесуэла призывает всех крупнейших производителей «черного золота» объединиться.
Сложно сказать, пойдут страны ОПЕК на какой-то конструктивный диалог или нет, но сейчас на рынке нефти наблюдается явный переизбыток предложения. Хранилища крупнейших импортеров нефти уже заполнены фактически до отказа, да и в мировом океане в плавучих хранилищах находится просто огромное количество нефти. Отчасти именно поэтому рынок никак не реагирует на геополитические риски на Ближнем Востоке.
США
В целом же в условиях ценовой войны довольно сложно представить, что будет происходить на рынке нефти, если цена повысится. Так, например, при цене $88 за баррель снова на полную мощность смогут заработать американские сланцевики, хотя и сейчас объем добычи в Штатах очень высок и, если верить официальным данным, снижать его они пока отказываются. Хотя, на самом деле, здесь очень много вопросов: количество работающих буровых установок продолжает снижаться, и как при этом удается сохранить объем добычи, не совсем понятно.
Добыча из сланцевых месторождений отличается очень быстрым вводом в эксплуатацию. Процесс занимает примерно полгода. Это позволяет сланцевикам хеджировать риски: продавать фьючерсы с поставкой через 6-12 месяцев и не думать о конъюнктуре рынка.
Танкеры становятся дорогим удовольствием
Собственники танкеров для нефти повысили в октябре стоимость суточной аренды на рекордный уровень за последние 7 лет.
Цена взлетела выше $100 тыс., позже опустившись до $70 тыс. Таким образом, по сравнению с прошлым годом наблюдается двукратное увеличение цены. Стоимость месячного хранения «черного золота» теперь оценивается в $2 млн, сообщает Reuters.
Мировой объем нефти, который сейчас хранится в танкерах, по расчетам экспертов, равен примерно 50 млн баррелей. По мнению аналитика Clarksons Platou Securities Омара Нокта, этот год стал лучшим для судовладельцев с кризисного 2008 г. ввиду сокращения производства судов в сочетании с повышенным спросом на них.
Загрузка мощностей в результате резко выросла, достигнув почти 90% (максимального уровня с 2008 г.). Сейчас начинается влияние сезонных факторов, и мы ожидаем продолжения роста загрузки, при этом спрос на плавучие хранилища, возможно, станет еще более важным фактором.
Хранить нефть таким способом имеет смысл только в случае превышения цен фьючерсных контрактов над текущими ценами. Эта разница (контанго) должна по крайней мере покрывать стоимость хранения в супертанкере, ведь она выше цены хранения на суше.
К примеру, в 2009 г., когда нефтетрейдеры использовали подобную стратегию, суммарный объем, который находился в танкерах, превышал 100 млн баррелей.