Предприятие просит повысить тариф на 6%. На первый взгляд — незначительная цифра, но с учетом социального значения услуги вопрос требует внимательного анализа, сообщает inbusiness.kz.
Рост цен на газ — основной триггер
Ключевой причиной подачи запроса на повышение тарифа стало резкое подорожание товарного газа. С 1 июля 2025 года цена на этот стратегически важный ресурс выросла на 38%. Учитывая, что газ составляет значительную долю в себестоимости тепловой энергии, такое удорожание автоматически приводит к увеличению затрат энергопроизводителя.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Казахстана на 2025-2029 годы, рост цен на газ продолжится — ежегодно в пределах 5-7%. Это означает, что текущая ситуация не является временным всплеском, а отражает устойчивую тенденцию к удорожанию энергоресурсов, что неминуемо скажется на тарифной политике.
Финансовое давление и необходимость инвестиций
По расчетам предприятия, общий рост издержек составит порядка 12%. При этом объемы реализации тепловой энергии остаются на прежнем уровне — 1,7 млн гигакалорий в год. Это означает, что компенсировать рост расходов за счет расширения сбыта не получится — остается только повышение тарифа.
Параллельно АО "Актобе-ТЭЦ" инициировало пересмотр инвестиционной программы: предлагается увеличить ее объем с 25,8 млрд до 28,7 млрд тенге. Дополнительные средства предполагается направить на капитальный ремонт оборудования, инфраструктуры, вентиляционных систем и фасадов. То есть не на расширение мощностей, а на поддержание текущих объектов в работоспособном состоянии.
"Актюбинская ТЭЦ работает с 1943 года. От старых котлов остался лишь корпус — остальное оборудование модернизировалось, последняя крупная реконструкция была проведена в 2023 году. Тем не менее износ инфраструктуры и рост требований к эффективности и экологичности диктуют необходимость дальнейших вложений", – сказал председатель правления АО "Актобе-ТЭЦ " Бахтияр Избасаров.
Последствия для потребителей и экономики региона
Повышение тарифа, если оно будет одобрено, приведет к росту стоимости отопления и горячей воды для населения и бизнеса.
"Предлагаемое повышение тарифа на 6% пока не утверждено. В ближайшие 45 рабочих дней специалисты проведут анализ экономического обоснования. В случае одобрения тариф на отопление и горячее водоснабжение в Актобе будет пересмотрен в сторону повышения" — отметил руководитель регионального департамента комитета по регулированию естественных монополий Ерлан Дуйсен.
Баланс между устойчивостью и социальной нагрузкой
Ситуация с АО "Актобе-ТЭЦ" — типичный пример конфликта между экономической целесообразностью и социальной чувствительностью. Увеличение тарифа выглядит логичным шагом для обеспечения долгосрочной устойчивости предприятия и продолжения модернизации. Однако без адресной поддержки уязвимых категорий потребителей такое решение может усилить напряжение в обществе. Ключевыми станут прозрачность процедуры принятия решения, а также наличие механизмов компенсации для социально уязвимых групп. Только при этих условиях можно будет говорить о справедливом балансе интересов поставщика и потребителя.
Стоит отметить, что энергоснабжающая организация АО Aqtobe su-energy group, получающая более 90% объемов тепла и горячей воды от "Актобе ТЭЦ", уже повысило тарифы с 1 июля этого года на поставку данных видов услуг более чем на 10%.
Читайте по теме:
В Актобе с 1 июля повысили тарифы