Цены на нефть снизились не на время, а навсегда

10191

Сейчас все сводится к тому, что кризис можно победить, ужав расходы и расширив доходы. 

Цены на нефть снизились не на время, а навсегда

В той же плоскости лежат возможные кадровые изменения в финансовой сфере. Но это ничего не даст.

Повестка расширенного заседания правительства во главе с президентом состояла из двух основных тем – экономии денег и их поиска. В правительстве готовятся утвердить бюджет на 2016-2017 годы в урезанном виде, прорабатывается вопрос повышения налогов, активизируется поиск новых иностранных инвестиций. Намечаются приватизация непрофильных активов, ну и, конечно, возврат убежавших в офшоры денег.

Но через одни только финансовые сжатия преодолеть этот кризис невозможно, потому что он не циклический, а системный. Активная продажа сырья за границу и не менее активный завоз из-за границы промышленных и потребительских товаров – именно так возникла "вывозная" экономика Казахстана с маломощным внутренним производством, нацеленностью на добычу природных ресурсов и торгово-транспортную инфраструктуру, выстроенную на импорте. Это и финансовая система, базирующаяся на иностранном инвестировании и кредитовании.

Такая экономическая система в тучные годы не просто количественно разрослась, но и внутренне укрепилась, зацементировалась. Сейчас же возник кризис, который нельзя переждать, так как он закончится не раньше, чем под формируемые кризисом новые мировые и внутриказахстанкие реалии будет переформатирована наша экономическая модель.

Нужно понимать, что цены на нефть не неожиданно упали, наоборот, они неожиданно выросли в нулевые годы. Сейчас же они вернулись в нормальное состояние. А почему они выросли? Потому что в конце 90-х – начале 2000-х сбылось предсказание американского экономиста и одновременно сотрудника спецслужб Френсиса Фукуямы насчет "конца истории". Его знаменитая статья вышла еще во время распада СССР и провозглашала окончательную победу рынка и либерализма, под которую оставалось только подстроиться правительствам всех государств.

И, действительно, этот конец наступил. Только на десять лет позже, когда в постсоветских суверенах закончилось формирование президентских рыночных режимов. Как раз тучные годы с феноменальным ростом нефтяных цен и знаменовали начало этого конца. Мировой рынок поверил, что конец истории наступил, что теперь вся экономика глобальна, одномерна, и никаких альтернатив, конфронтации внутри нее нет. Рынок стал со все меньшей опаской начинять биржевыми фьючерсами цены на нефть, черные и цветные металлы, другое природное сырье. Поэтому и возник тот уникальный ценовой всплеск, которого никто не ожидал. Например, еще не посаженный Ходорковский где-то в 2002 году прогнозировал, что цены на нефть могут поднять до 30 и даже 35 долларов за баррель. И ведь тогда ему не верили, считали фантазером. А ведь тот фантастический прогноз оказался кратно превзойденным.

Завершился же фукуямовский конец истории с кризисом 2007-2008 годов. Он начался как финансовый, но перешел в системный, с тех пор и продолжается. Еще в начале 2009 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев опубликовал в российской газете статью "Ключи от кризиса", где он назвал доллар дефекталом и предрек его неизбежный распад. К чему, собственно, все и идет. А президент России произнес свою знаменитую мюнхенскую речь, после которой товарищи капиталисты первый раз задались вопросом "Кто есть мистер Путин?".

После появился и Таможенный союз, и Евразийский экономический союз, произошли украинские, потом крымские, донецкие события, запылал Ближний Восток. То есть начался и сейчас продолжается глобальный кризис фрагментации однополярного мироустройства, в рамках которого цены на нефть вернулись в свое нормальное состояние. Мы все должны, наконец, понять: цены на нефть опустились не на время, а навсегда.

Сейчас мы должны капитально переделать свою экономику, модернизировать ее под новые реалии. В том виде, в котором она существует, экономика долго не проживет. Даже если министр финансов костьми ляжет на бюджет. Пора менять ту экономическую систему, которая ориентирована в основном во вне, которая зависит от экспорта сырья и от импорта промышленных, потребительских товаров, иностранных инвестиций и кредитов.

Чтобы не оставаться просто сырьевой, товарной и монетарной провинцией мирового рынка, отвечать своим собственным интересам и меньше подвергаться рискам различных раскачек, надо переориентировать на внутренний интерес те опоры, на которых держится наша экономика. Это и должна быть главная идея новой экономической парадигмы, которая должна заменить существующую.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться