Месяцем ранее в Казахстане активизировались процессы создания национального кластера нефтегазовой отрасли. Комплекс взаимосвязанных предприятий пока планируется сосредоточить вокруг крупнейших проектов Кашаганского и Карачаганакского месторождений.
Национальный нефтегазовый кластер будет ориентирован не только на добычу и переработку нефти и газа, но также включит в себя сопутствующие предприятия обрабатывающей промышленности, в том числе и машиностроения. Деятельность группы компаний на государственном уровне будет координировать правительство, а также национальные холдинги. На мезоуровне обязанности контроля над национальным кластером возьмут на себя местные исполнительные органы.
Это, тем не менее, не значит, что предприятия нефтегазовой отрасли попадают под влияние новых контрольно-надзорных органов. Напротив, государственный аппарат заявляет себя в качестве координатора формирования кластерных связей на уровне всего государства. Для недропользователей и представителей крупных предприятий это означает интенсификацию взаимодействия в рамках отрасли нефте- и газодобычи не только секторальных акторов, но и сопутствующих предприятий. Иными словами, при такой политике растет потенциал наращивания экономических связей без исключения отдельных организаций.
Ожидаемо, что катализаторами формирования кластера выступят западные и северо-западные области Казахстана. Инициаторы кластеризации экономики говорят о том, что модель формирования национального нефтегазового комплекса будет реализована в рамках второй пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития. Так, например, министр по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев недавно обозначил, что первыми предприятиями в рамках национального кластера станут производства полипропиленов, а также предприятия, выпускающие крупногабаритное нефтегазовое оборудование. Однако с точки зрения принятых недавно норм «всеобщей экономии» реализация программы ГПФИИР-2 в режиме кластеризации многим кажется преждевременной.
Аргументы противников модели вполне ясны. В условиях значительного снижения мировых цен на энергоресурсы, и, соответственно, сокращения доходов государственного бюджета, инициативы «сплочения» предприятий в национальный кластер кажутся затратными. Однако программа реализации кластерной модели может служить именно тем катализатором, который способен обеспечить мультипликативный эффект в условиях кризиса.
Дело в том, что кластерная модель предполагает не только создание комплекса предприятий нескольких отраслей экономики, но и вовлечение в среду экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Собственно, эта цель при формировании комплекса предприятий является одной из приоритетных. Кластер на базе крупнейшей, бюджетообразующей отрасли позволит вовлечь в процессы перераспределения средств и субъекты малого и среднего бизнеса.
Интенсификация экономических связей в регионе, а потом и на территории всего Казахстана позволит привлечь в отрасль дополнительные инвестиционные потоки, а также новых партнеров, в том числе и среди китайских и российских инвесторов. Аккумулируя бизнес вокруг национального кластера, Астана к тому же, может расширить свое экономическое влияние на рынке Евразийского союза. Дополнительное торговое поле в рамках «нефтегазовых» приграничных регионов способно стать своеобразным плацдармом-выходом в российские регионы приграничья.