Сегодня Казахстан по примеру многих государств стремится к кластеризации экономики. Согласно исследованиям ведущих экономистов, под кластером понимается взаимодействие множества секторов экономики без отрыва друг от друга.
При этом важнейшей составляющей кластера признаются компании, предлагающие высокотехнологичные, инновационные решения и продукты. В планах Астаны формирование крупнейшего национального нефтехимического кластера, и нескольких региональных. Особенно значимо, что из 11 заявленных год назад приоритетных направлений кластеризации, 4 являются инновационными (инновационно-технологическое, инновационно-образовательное, инновационно-нефтехимическое, инновационно-металлургическое).
Инновационная, технико-внедренческая составляющая при формировании кластеров в экономике для Казахстана может оказаться решающей. Можно говорить о том, то Астана заявляет многочисленные программы поддержки инновационных проектов именно с позиции внутриконтинентального государства, в котором высокотехнологичные продукты могут стать основой диверсификации сырьевой экономики. Казахстан выходит на путь развития нововведений, используя модель внедрения инновация «сверху». Иными словами, инициатором формирования инновационных кластеров выступает государство. Однако и предприниматели-новаторы также заинтересованы в продвижении собственных инициатив.
Крупнейший казахстанский инновационный кластер формируется на базе столицы Республики. Примечательно, что в Казахстане акцент делается на внедрение смарт-технологий социального характера. Так, например, в Астане в 2015 году в пилотном режиме реализуется 5 проектов с использованием «умных» (смарт) технологий. Эти проекты направлены на упрощение прохождения бытовых бюрократических процедур в области здравоохранения, образования и других социальных секторах.
Тем не менее, официальные лица стараются направить усилия новаторов и в стратегические для государства отрасли нефтехимии, агропромышленный комплекс и обрабатывающую промышленность. В этом отношении Казахстан пока нельзя назвать передовым. Можно утверждать, что в стране не налажен диалог новаторов, бизнеса и государства. Небольшим подспорьем в этом вопросе выступают инновационные парки и технико-внедренческие экономические зоны. Однако здесь ощущается незаинтересованность бизнеса во внедрении инноваций в производство.
Самым популярным методом коммерциализации казахстанских нововведений пока признается субсидирование перспективных проектов. Однако участие предпринимателей в этих процессах минимально. Возможно, это обусловлено и небольшим количеством предложений на рынке инноваций. Таким образом, помимо проблем коммерческих структур, сказывается и потребность Казахстана в высококвалифицированных кадрах, способных выработать новые решения и внедрить их в производство.
Эта проблема в краткосрочной перспективе практически не решаема. К тому же, Казахстан не сможет полноценно реализовать идею инновационного кластера только за счет собственных специалистов. В этой связи разумным будет прибегнуть к межгосударственному сотрудничеству с крупными соседями – Россией и Китаем, также, как и с другими партнерами. Стороны уже реализуют программы студенческого обмена, однако их объемы пока не отвечают заявленным в Казахстане целям. Кроме того, региональные инновационные кластеры имеют потенциал интеграции в межгосударственные институты. Например, в вышеозначенных странах тесно взаимодействуют нефтегазовые отрасли. Возможно, совмещение инновационных, технико-внедренческих институтов, смежных этой отрасли, будет логичным шагом дополнительного сближения.