/img/tv1.svg
RU KZ
Частные детские сады в Казахстане под угрозой закрытия

Частные детские сады в Казахстане под угрозой закрытия

4428 частных дошкольных учреждений могут быть закрыты после карантина.  

09:00 23 Сентябрь 2020 6560

Частные детские сады в Казахстане под угрозой закрытия

Автор:

Это связано с тем, что с 12 мая этого года госзаказ будет оплачиваться только за реальное количество детей в дошкольных организациях. С марта владельцам детских садов придется подсчитывать экономию за счет сокращения услуг в детском саду. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

Однако директора детских садов заявляют, что соблюдение требований карантина удваивает работу воспитателей, которые занимаются как дежурными детьми, так и онлайн-обучением. В то же время доходы частных детских садов упали до 60%. Также на сегодняшний день не утвержден стандарт методологии подушевого финансирования (приказ МОН РК от 27 ноября 2017 г. № 597). По словам предпринимателей, закон принят только для государственных детских садов. А частные детские сады нарушают этот закон и не получают полного государственного заказа.

Эти и другие вопросы обсуждались на заседании, организованном Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» с участием учредителей частных детских садов, руководителей Ассоциации непрерывного образования.

В настоящее время существует требование, что в дошкольных организациях действуют дежурные группы, в которых должно находиться не более 15 детей. И независимо от того, посещают 15 или 25 детей в группе, учредители детского сада обязаны оплачивать персоналу в полном объеме.

Эти расходы не могут быть возмещены за счет родителей, так как оплата родителей покрывает только питание. Ведь стоимость каждого ребенка составляет значительную сумму каждый месяц. При этом в прошлом году количество посетителей детского сада составляло 89%, сейчас около 40-50%.

Тем не менее местные акиматы и прокуратура решили, что частные детские сады должны отчитываться об экономии. Если требование не исполнено, необходимо вернуть деньги в казну государства в размере 15 000 тенге с каждого ребенка. Однако владельцы детских садов говорят, что с начала карантина их доходы уменьшились на 60%.

«За последнее время частные детские сады жалуются на проблемы, связанные с выплатами государственного образовательного заказа. С начала карантина частные детские сады сталкиваются с многочисленными трудностями. В летний период обсуждались вопросы по подушевому финансированию частных детских садов, которые до сих пор не решены, но на сегодняшний день МИО требуют от детских садов отчеты по расходам государственного образовательного заказа, начиная с марта. Но мы считаем, что этот вопрос необходимо внести на рассмотрение правительства и министерства образования и науки РК», – сказал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

Стоит отметить, что до возникновения чрезвычайной ситуации частные дошкольные организации, работавшие по госзаказу, были вынуждены пойти на большие долги по заработной плате, коммунальным услугам, арендным и налоговым платежам. Это связано и с принятием Закона РК «О статусе педагога», введеным в действие с января 2020 года. Несмотря на это, все частные детские сады, учитывая положение в стране, не уволили ни одного работника, сохранили за ними рабочие места. При этом частные сады выплатили заработную плату, отпускные за 56 рабочих дней, оздоровительный оклад – и все это в долг за счет собственных средств, потому что госорганы не предусмотрели данные выплаты в методике подушевого финансирования.

"В настоящее время мы получаем деньги на каждого ребенка в размере 30 150 тенге. Удовлетворить запросы родителей не просто. То есть, помимо передаваемых знаний, важно, чтобы здание имело красивый экстерьер и интерьер, современное оборудование. Потому что родители хотят, чтобы их дети обучались в чистом, красивом месте. Я говорю это потому, что мы тратим свои заработки на такие дополнительные расходы. То есть мы всегда должны быть конкурентоспособными, чтобы развивать свой бизнес. Несмотря на карантин, мы обеспечили работу своих сотрудников, получили согласие на обучение детей онлайн от родителей. Потому что мы не должны были потерять наших детей. Кроме того, для того чтобы знания, полученные ими, не были забыты быстро. Лично я против сдачи отчетности за сэкономленные средства. Потому что это ограничивает права предпринимателя», – сказала вице-президент Ассоциации Biliminvest Кулянда Батырбекова.

Предприниматели заявляют, что сегодня МОН РК решил уменьшить объем госзаказа для частных организаций опять за счет предпринимателей и вынудит частные детские сады закрыться.

Предприниматели обеспокоены, что после последнего протокола госкомиссии финансирование госзаказа на время карантина должно не прерываться и производиться согласно действующему законодательству. Напрашивается вопрос, на каком основании в государственных детских садах это выплачивается, а в частных решили уменьшить объем?

Во-первых, такие действия противоречат действующим нормативам, так как в методике подушевого финансирования и в правилах размещения госзаказа прописано, что норматив действует независимо от формы собственности.

А также в госзаказе предусмотрены расходы по заработной плате, коммунальным услугам, арендным, налоговым платежам, на текущий ремонт, на приобретение методического материала, в каких расходах будут срезать, каким образом можно уменьшить объем госзаказа? Это несмотря на то, что объем нынешнего госзаказа не покрывает расходы частных детских садов. Кроме того, с 2010 года акимы, ссылаясь на ст. 6 ЗРК «Об образовании» – размер госзаказа устанавливается МИО, игнорируют имеющуюся методику подушевого финансирования, единую для всей страны, и постоянно снижают стоимость расчета на одного ребенка.

«Все свои расходы мы планируем на финансирование со стороны государства и родителей. Например, летом в детском саду заменили мебель и покрасили интерьер», – говорит предприниматель Арзыгуль Тиллябаева.

По ее словам, если в марте работы были завершены на 19-й день, то на оставшиеся шесть рабочих дней нет экономии. В апреле и мае детей обучали уже дистанционно. Есть даже видеоуроки. Владельцы детских садов говорят, что если бы тот же вопрос был поднят в марте, то они бы отправили некоторых сотрудников в отпуска без содержания либо уволили некоторых из них.

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Представлены цифровые решения по мониторингу востребованных лекарств

Летом этого года возник ажиотажный спрос на лекарства. Казахстанцы были вынуждены объезжать по несколько аптек в поисках того или иного препарата.  

21 Сентябрь 2020 11:45 1682

Ситуация осложнялась из-за отсутствия единой базы лекарственных средств в розничном сегменте. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

«Атамекен» совместно с медсообществом и IT-разработчиками сделали удобную платформу для контроля за остатками лекарственных средств и масок в рознице. Активно принимали участие в работе над проектом представители минздрава и министерства цифрового развития. Платформа добровольная, для рынка бесплатная. По более чем 30 наиболее востребованным препаратам по лечению COVID-19 и вирусной пневмонии будет вестись мониторинг их наличия в аптеках и на складах. Если аналитика будет качественная, регулярно обновляемая, то мы сможем избежать повторного дефицита лекарств за счет улучшения планирования», – сказала заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

Будут плюсы и для населения. Ведь перечень аптек, которые выдают онлайн-информацию о наличии лекарств и их стоимости (в том числе через популярные электронные сервисы) значительно расширится.

Разработчик платформы, руководитель ТОО «Учет и управление» Виталий Ермоленко отметил, что платформу можно интегрировать с любой используемой аптечными сетями программой.

«Более 1000 аптек уже работают на платформе, все техработы и интеграции завершены. Аптеки могут свои данные прислать тремя способами. Во-первых, с помощью агрегаторов («Провизор», «Надежда», Damumed, I-teka» и т. д.), вся информация автоматически будет уходить на платформу, и аптекам ничего не надо будет делать. Если в агрегаторе не работаете, то данные можно заполнять и направлять в ручном режиме. Интерфейс для заполнения очень простой. Работа с агрегаторами будет бесплатной. И третий способ – это учетная ERP-система», – сказал Виталий Ермоленко.

Если граждан интересует наличие конкретного препарата в розничной сети, то для МИО и минздрава важны остатки в целом по региону. Взамен нерегулярных запросов в аптеки для МИО будет обеспечен доступ к сводной аналитике платформы.

Программа выполнена как конструктор с легко настраиваемыми полями, которые можно дополнить или убрать. На платформе собраны все данные по остаткам лекарственных средств в аптеках, на производствах и у дистрибьютеров.

«Пользователь может выбрать определенный препарат из списка, регион и посмотреть количество остатков. Можно выполнить детальный поиск по конкретному дистрибьютеру. Ниже формируется отчет по произведенному поиску, который можно сохранить, посмотреть в виде диаграммы или скачать на свой компьютер», – рассказала о возможностях платформы специалист ТОО PharmIT Ария Самбетова.

Открытым остается вопрос добровольного или обязательного наполнения платформы. По словам вице-министра здравоохранения РК Людмилы Бюрабековой, госорган не имеет полномочий принудить рынок к ее наполнению, данный вопрос необходимо вынести на МВК, пока же использование платформы будет добровольным.

Чем больше в работу будет вовлечено аптек и дистрибьютеров, тем актуальнее будет информация на платформе.

Также в ходе совещания обсудили вопросы дальнейшего использования другой IT-платформы – InfoKazakhstan.kz. Сегодня на ней зарегистрировано уже более 330 тысяч предпринимателей. Юлия Якупбаева подчеркнула, что бизнес уже активно использует платформу для получения разрешения на работу. Также сайт содержит все необходимые постановления санврачей и алгоритмы для выхода из локдауна.

«Карантин закончится, а проверки и нормы СЭС останутся, поскольку они затрагивают значительно более широкое поле деятельности предпринимателей. Инициативу по внедрению санитарных паспортов для субъектов бизнеса можно и нужно внедрять в цифровом режиме. Со временем эта работа сделает процесс взаимодействия проверяющих органов и бизнеса прозрачным, а на платформе можно будет увидеть добросовестных предпринимателей, оставить жалобу. Главное, если мы хотим перейти к умному регулированию – необходимо убрать субъективные и невыполнимые требования, оставив лишь необходимые для безопасной деятельности и сохранения здоровья людей обязательства», – сказала Юлия Якупбаева.

Разработчик платформы Максим Барышев согласился, что на базе InfoKazakhstan.kz можно внедрять и электронный санитарный парспорт.

«Сервис максимально простой. Сегодня предприниматель заполняет данные, подтверждая их ЭЦП, и получает в личном кабинете акт готовности предприятия к работе. По аналогии на сервисе можно добавить дополнительные секции, чтобы получить санпаспорт», – добавил он.

Руководитель управления профилактики неинфекционных заболеваний и контроля за объектами КККБТУ МЗ РК Марал Рахимжанова предложила использовать платформу на добровольной основе.

«Если предприниматель хочет заявить, что он добросовестный, то он сможет сделать это на платформе. Плюс всегда сможет скорректировать свою работу и сообщить, что он исправил жалобы, приложил фото, где я смогла бы данный факт подтвердить. Что еще можно было бы сделать? Например, привязывать данные о прошлом бизнесе к паспорту. Бывает, что из-за нарушений предприниматель проводит перемаркировку, меняет одну букву в названии, но заведение остается прежним. Идея с жалобами хорошая, так как бывает, что приходишь на проверку, и все работает, в поликлинике есть вода, а как только проверяющий уходит, насос выключают. Если мы будем видеть подобные жалобы, то сможем объективно реагировать на них, и вскроется много нарушений. Такая прозрачность будет тормозить недобросовестных чиновников и предпринимателей», – сказала Марал Рахимжанова.

Юлия Якупбаева отметила, что, хотя идея санпаспорта хорошая, он не должен стать новым барьером для бизнеса. В этой связи необходимо максимально взвешенно совместно с санитарной службой определить техническое задание к его внедрению.

Участниками совещания было предложено определить пилотные сферы и регионы для формирования санитарных паспортов и на их базе провести апробацию внедрения этого нового инструмента.

Также на совещании были обсуждены предложения бизнеса по выходу из локдауна фуд-кортов, кинозалов, развлекательных парков. Возможные условия для работы в выходные дни для ТРЦ и крупных непроводольственных магазинов (стройматериалы, мебель, техника и  т. д.).

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Работодатели Алматы и Нур-Султана вынуждены увольнять сотрудников

«Атамекен» спросил у предпринимателей, сколько человек они собираются высвободить или сократить на период действия чрезвычайного положения.   

25 Март 2020 09:00 16135

Опрос запущен 23 марта, за сутки в анкету заполнили 814 предпринимателей. Преимущественно представители карантинных городов Алматы (27%) и Нур-Султана (22%).  Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

23% опрошенных - предприниматели, занятые в сфере туризма. Прочие индивидуальные услуги 18%,  образование - 13%, услуги по проживанию и питанию заполнили 98 предприятий или 12%.

Всего на 814 предприятий приходится более 14,2 тысячи сотрудников. По результатам опроса 40% сотрудников будут отправлены на время карантина в отпуск без сохранения заработной платы. Еще 12% работников будут высвобождены. Наибольшее число высвобождений ожидается в Алматы (562 человек или 33%).  На втором месте Нур-Султан – 300 человек, третье – Караганда 147 человек. Также, предприятия отправили или планируют отправить своих сотрудников в отпуск без сохранения заработной платы. В этой части наибольшее количество в Алматы (31%), Нур-Султан (21%), Алматинская область (9%).

Больше всего высвобождение планируется в туристской отрасли 21% (356 человек) затем идут услуги по проживанию и питанию 19% (320 человек). Замыкает тройку сфера образования – 12% опрошенных (199 человек).

По мнению экспертов Нацпалаты количество высвобождаемых работников, будет только увеличиваться. Предложения НПП «Атамекен» по сохранению рабочих мест можно посмотреть  здесь.

Заполнить анкету можно здесь.