/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Частные пассажироперевозчики Шымкента заявляют о разорении

Частные пассажироперевозчики Шымкента заявляют о разорении

Но власти уверяют, что автобусники просто не выдерживают конкуренции. 

09:00 31 Август 2019 4390

Частные пассажироперевозчики Шымкента заявляют о разорении

Автор:

Мира Бахытова

В Шымкенте не утихают страсти вокруг общественного транспорта. С появлением в июне так называемого муниципального автопарка Shymkent bus  частные пассажироперевозчики  твердят о разорении. Они уверяют, что маршруты новых автобусов в точности повторяют те, по которым работает бизнес, в итоге доходы транспортников упали вдвое, нечем платить по кредитам,  да и просто содержать машины и платить зарплату.

Шымкентские автобусники собрали пресс-конференцию, на которой заявили, что не выдерживают недобросовестной конкуренции с новым перевозчиком. По их словам, акимат лоббирует интересы новой компании Shymkent bus , открытой в рамках ГЧП с помощью социально-предпринимательской  корпорации (СПК) «Шымкент» в июне этого года. Впрочем, тогда руководитель СПК Рашид Аюпов сразу заявил, что приобретенные СПК в лизинг автобусы выйдут на существующие линии и постараются вытеснить с рынка старые машины частных фирм. Сначала автобусники молчали, но теперь всего за месяц дважды привлекли внимание СМИ к своим проблемам, объясняют, что ожидали перемен и субсидий от государства, но дождались только потери работы.

«У нас должен быть порядок, чтобы людям дали работать, если бы дали субсидирование, мы привезли бы автобусы еще лучше. А они остаются без работы. В каждой фирме по 200-300 человек, все страдают»,- утверждают в ассоциации пассажироперевозчиков «Онтустик транс кулагер» Нурилда Сундетуллаев.

Сейчас в Шымкенте существует две ассоциации, «Онтустик транс кулагер» объединяет 14 компаний, «Южавтотранс» 24. Председатели заявляют, что по две-три компании уже закрылись. Среди причин также почти самые низкие по стране тарифы – 70 тенге, подорожавшие в два раза запчасти и ГСМ. Плюс к этому шымкентские автобусники обслуживают больше всего категорий льготных пассажиров, помимо участников ВОВ и инвалидов, не предусмотренный, по их данным, законодательством бесплатный провоз многодетных матерей и льготный проезд студентов. А теперь новая проблема, говорят транспортники, – наложение маршрутов.

«Нам привезли новые автобусы для города, сейчас эти 300 автобусов ставят параллельно на 100% наложением на другой маршрут. Буквально вчера снова вышли без утвержденной схемы, чтобы проверить, можно или нет ехать по этой дороге. А те перевозчики со стажем 30-40 лет – они страдают. Их маршруты ставят параллельно. У нас 14 компаний, две-три уже закрылись. У некоторых сроки закончились, у других из-за того, что поставили параллельные маршруты, они сами по себе умирают. Столько людей без работы остались», – сетует Нурилда Сундетуллаев.

О своих проблемах автобусники не раз писали в НПП «Атамекен», там собрали совет и пригласили руководителя соответствующего управления и замакима города, курирующего эти вопросы, однако они на встречу не пришли. На пресс-конференцию представителей власти мегаполиса также пригласили, и снова безрезультатно. Однако комментарий у начальника Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Куатжана Жуматаева получить все-таки удалось. В первую очередь чиновник заявил, что пассажирские перевозки – это конкурентная среда и наложением маршрутов на существующие никакие законодательные акты не нарушаются. Но все-таки обещал пойти на диалог с частниками и поменять схемы движения. Самая главная претензия, в свою очередь, у представителя акимата, что автобусники не желают обновлять автопарк.

«Их никто не ущемляет, у них существующий контракт есть, если свои автобусы, пусть работают. Я с ними контракт не расторгаю, у них время есть. Если идет сильная накладка, мы готовы выслушать и поменять где-то,  что надо. До этого мы перевозчикам предлагали взять новые автобусы, и мы готовы им заключить контракт на 10 лет. Это они обещали уже три года, что вот купят. Это было и при акиме Сауранбаеве.  Но только несколько перевозчиков взяли, два-три. А другие до сих пор. Но мы стали третьим мегаполисом, народ заслужил ездить на новых автобусах, согласны со мной?» – сказал в интервью руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Куатжан Жуматаев.

При этом и у нового автопарка Shymkent bus  уже тоже проявились проблемы, о невыплате обещанной зарплаты в 170 тысяч тенге заявили водители. Руководство компании объяснило это якобы отсутствием у работников банковских карточек. Однако в НПП «Атамекен» тщательно изучают деятельность предприятия и уже сталкиваются с непонятными фактами, юристы обнаружили еще одну компанию с похожим названием.

«Мы искали сейчас Shymkent bus,  и вылезла (обнаружилось при проверке. – Авт.) еще «Shymkent bus – сервис»,  не знаем, что это за компания и для чего она есть. И даже непонятно, когда она создана. Например, в 2014-2015 годах компания Greenbus привезла  автобусы. Потом появился «Greenbus сервис». Схема такая: Greenbus компания выигрывает конкурс со своими автобусами, потом отказывается от обслуживания маршрута и управление без проведения конкурса передает «Greenbus сервис» для обслуживания. Схема была нами озвучена на совете еще в 2016 году, о  чем было заявлено в прокуратуру, в госслужбу, но так уполномоченные органы не стали, не смогли ни расследование провести, ни проверку,  и уполномоченные органы не заинтересовались этим», – поясняет юрист НПП «Атамекен» Шымкента Азилхан Жаримбетов.

Частные перевозчики считают, что введение электронного билетирования смогло бы выправить ситуацию, жалуются, что ожидают его внедрения уже несколько лет. При этом, что интересно, и власти тоже уповают на эту фишку, на этот раз названы новые, правда, снова предположительные сроки.

«Мы сейчас рассматриваем инвестора. От меня вышел сейчас представитель компании «Онай» со своими предложениями. Они сейчас рассматривают финансирование через банк. Но я могу сказать, что электронное билетирование обязательно будет. Это будет прозрачность поступления денежных средств, и, если перевозчики говорят, что они нерентабельны, Shymkent bus  накладывается (дублирует маршруты. – Авт.), в этом случае мы готовы после внедрения электронного билетирования дать субсидию. Буквально до конца сентября мы уже окончательно найдем, надеюсь, будет диалог с компанией «Онай», и будем дальше двигаться и вместе работать. Почему именно на «Онай» мы остановились, потому что у них есть опыт по городу Алматы», – отметил Куатжан Жуматаев.

Ежедневный пассажиропоток, по информации Жуматаева, в Шымкенте 550 тысяч человек. В одном мнении и чиновники, и транспортники сходятся, жители третьего мегаполиса страны заслужили ездить на новых и комфортабельных автобусах.

Мира Бахытова, Шымкент

Когда проблемы живут дольше акима

На отчете акима Шымкента опять жаловались на здравоохранение, образование, канализацию.

14 Февраль 2020 20:35 917

Когда проблемы живут дольше акима

Фото: Мира Бахытова

Аким Шымкента Мурат Айтенов отчитался перед населением мегаполиса о проделанной в 2019 году работе, передает корреспондент inbusiness.kz. Впрочем, учитывая, что в должность он вступил лишь 23 января, фактически выходит, что цифры и показатели подбили, считает корреспондент, и предоставили подчиненные. Градоначальнику лишь оставалось их озвучить.

Такая частая смена градоначальников Шымкента, фактически три за год, стала притчей во языцех, то и дело об этом напоминали и пробившиеся к микрофону горожане. Одни шутили, что жизнь и здоровье теряют в ожидании приема акима, другие всерьез сетовали, что не успевают записываться и дождаться аудиенции, как аким опять меняется. Причем проблемы, на которые жалуются сегодня шымкентцы, с прошлого года поменялись мало – больше всего претензий к медикам, педагогам и сфере ЖКХ.

Самые серьезные жалобы поступили от пациентов первой городской больницы на низкое качество услуг и недостаток оборудования. Стоит напомнить, что именно эту больницу сотрясали скандалы и жалобы весь 2019 год, и похоже, что многие вопросы так и остались не решенными. Один из них – доступ к томографу, в начале 2019-го больные жаловались, что с них незаконно берут деньги за исследование, теперь заявили, что он вовсе не работает.

«Больница скорой медицинской помощи № 1 на «Роще», там не работает компьютерный томограф. Части больным приходится выезжать за пределы больницы, чтобы сделать исследование. От имени больных прошу Вашего личного участия в этом вопросе», – попросила жительница мегаполиса.

«Томограф исчерпал уже все ресурсы, он работает больше 10 лет, он на ладан дышит. Мы запланировали в этом году в рамках ГЧП приобрести, отправляем документы, и в ближайшее время проходит комиссию. Летом, в июле, будет», – ответил вместо акима начальник управления здравоохранения Шымкента Асхан Байдувалиев.

«Мы создали дорожную карту, будем обучать специалистов, приглашаем иностранных инвесторов для развития медицинской службы. Будем строить новую больницу на 1000 мест. Кардиоцентр отдаем на баланс НИИ кардиологии. У меня этот вопрос на личном контроле, потому что это большая проблема», – добавил Мурат Айтенов.

Жители микрорайонов Тассай, Асар-2 и Самал-3 пожаловались на отсутствие водопровода и канализации, даже предположили, как бы были неприятно удивлены «ароматом» культурной столицы стран СНГ гости, посетив случайно эти шымкентские окраины. При этом, по официальным данным, в восьми населенных пунктах мегаполиса населением 140 тысяч человек люди пользуются привозной водой, и жители пяти поселков получают воду по графику. Но Мурат Айтенов заверил, что работы ведутся.

«В настоящее время в северной части города не хватает мощностей для развития новых микрорайонов. В ближайшие три года мы планируем построить водопроводы для десяти населенных пунктов, где ощущается нехватка воды, а также недостающие для города магистральные водопроводы. В этом году на строительство магистральной канализации по улицам Аргынбекова и Жибек жолы, которая охватит семь населенных пунктов с населением более 100 тысяч человек, выделено $850 млн. В последующие три года предусмотрено поэтапно построить 26 км канализационного коллектора и очистные сооружения мощностью 150 тысяч кубометров. Так, в ближайшем будущем 13 населенных пунктов будут подключены к канализационной системе, будут увеличены приемные мощности коллектора. Есть трехлетние планы, но мы попросили, чтобы не на три года, а все средства перекинули на этот год, потому что есть возможность закончить в этом году. Я думаю мы совместно выделим средства», – отметил аким Шымкента Мурат Айтенов.

Помимо этого, шымкентцы жаловались на поборы в школах, рассказали, что теперь это делают не учителя, а родительские комитеты. На что Мурат Айтенов напомнил о введении подушевого финансирования и подросших зарплатах учителей, что, по его мнению, должно исключить необходимость каких-либо денежных сборов.

Высказали недовольство горожане и инертными материалами, которыми в гололед посыпают дороги, мол, это не песок, а самый настоящий гравий, который потом разбивает стекла машин и портит асфальт. Аким признал, что знает о проблеме и песок уже заменили, попросил автолюбителей дождаться следующего снегопада, чтобы убедиться в этом.

«Пешеходный переход в плачевном состоянии, ступеньки трескаются, в любой момент может случиться трагедия, люди могут погибнуть. Там ходят дети и наши пенсионеры. Прошу принять меры», – обратилась к акиму жительница 18-го микрорайона.

«Все пешеходные переходы в этом году в связи с подготовкой к культурной столице необходимо сделать. И там освещение нужно, и в некоторых местах необходимо сделать легкие крыши от дождя. Я сделал аудит и составил план мероприятий, идет подготовка документов, и начнем», – заверил градоначальник.

Впрочем, не только пешеходные переходы, но и полностью благоустройство города нужно провести в кратчайшие сроки. Уже 22 марта в Шымкенте состоится официальная церемония открытия Года Шымкента – культурной столицы стран СНГ. «Ударить косичками в грязь» не хотелось бы никому. К тому же, помимо 30 мероприятий в рамках этого события, в мегаполисе должны отметить еще несколько важнейших дат: 2200-летие Шымкента, 1150-летие со дня рождения Аль-Фараби, 175-летие Абая, 90-летний юбилей короля казахского вальса Шамши Калдаякова и 75-летие Победы в ВОВ.

Из совсем новых озвученных шымкентцами проблем – мировая напасть – новооткрытый коронавирус. Один из самых первых вопросов у микрофона был, насколько Шымкент готов к пандемии. Мурат Айтенов заверил, что власти предприняли все необходимые меры.

Мира Бахытова, Шымкент

Скандал на транспорте: в ВКО водители автобусов написали жалобу акиму

Работники нового, но еще «не обкатанного» автопарка ТОО Semey Bus жалуются на нарушения своих трудовых прав.

25 Январь 2020 08:41 8159

Скандал на транспорте: в ВКО водители автобусов написали жалобу акиму

Сотрудники предприятия, дабы привлечь внимание властей, уже выходили на акцию протеста и написали официальное обращение в адрес акима Семея Ермака Салимова. По их словам, работа общественного транспорта в городе Семее оказывается на грани срыва каждый месяц.

«Водители массово не выходили на работу, сходили с маршрутов, устраивали забастовки. Они заявляют о многочисленных нарушениях их трудовых прав, которые также ставят под угрозу нормальную жизнь в городе», – рассказывает известный в городе правозащитник Роллан Машпиев.

Список претензий, как объяснил правозащитник, достаточно велик: две восьмичасовых смены за сутки (отдых между рабочими днями всего четыре часа) с фактической оплатой только восьми отработанных часов, невыдача трудовых договоров на руки, невыплата пенсионных отчислений, больничных, штрафы с целью уменьшить сумму выплачиваемых зарплат. Кроме того, по его словам, начался прессинг работников предприятия.

«На забастовку в конце декабря выходили более 60 человек. А после забастовки людей начали отстранять. Несколько человек написали жалобу в трудовую инспекцию. 38 человек подписались под письмом к акиму, в котором попросили, чтобы градоначальник вмешался и помог разрешить конфликт между руководством и сотрудниками компании. Потом, как мне рассказали, началось давление со стороны работодателя на тех, кто подписал обращение», – продолжает общественник.

Тем временем руководитель ТОО Semey Bus Аскар Зияданов уверяет, что никаких нарушений трудовых прав не было. Следовательно, как и долгов по заработной плате. Заработная плата водителей и кондукторов составляет 10 000 и 7000 тенге за смену соответственно, без учета всех вычетов.

«Зарплата выдается до 10-го числа каждого следующего месяца. Обращение написали три уволенных работника, 35 человек подписались под ним, но половина из них отказались (от подписи)… Зачем мне на них давить? Какой смысл? Если человек не хочет работать, его не заставишь», – комментирует Аскар Зияданов.

Всего, по данным руководителя, на предприятии работают порядка 700 человек, в том чисел водители и кондукторы.

Пока официального ответа на обращение от акима Семея Ермака Салимова не было. Однако, как сообщили в акимате, организована комиссия по проверке данных фактов, по результатам которых будут приняты определенные решения.

Напомним, что проект по обновлению автобусного парка Семея реализуется с участием АО «БРК-Лизинг» с прошлого года. Общая стоимость проекта составляет 4,1 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге выделено АО «БРК-Лизинг» сроком на семь лет под 7% годовых. 170 новых автобусов автопарка ТОО Semey Bus приобретены в лизинг у отечественных производителей, компании Daewoo Bus Kazakhstan и СемАЗа. Половина доли ТОО Semey Bus – 49% – принадлежит государству, 51% – ТОО «Автобусный парк «Семей».

Свою деятельность по пассажирским перевозкам ТОО Semey Bus начало в сентябре 2019 года.

«Акимат проводил конкурс на обслуживание регулярных городских маршрутов. Мы участвовали и выиграли по восьми лотам – это 24 маршрута, по которым осуществляем движение. С 20 января система введена на всех маршрутах. Проект внедрился довольно успешно, хотя мы ожидали... Сейчас 80% населения перешло на оплату проезда по безналичному расчету, оплату по картам. Проезд по безналичному расчету стоит 80 тенге, за наличные – 140 тенге», – отметил Аскар Зияданов.

На сегодня, по информации из официальных источников, продано свыше 150 тысяч карточек безналичного платежа.

ТОО Semey Bus – самое крупное предприятие на рынке пассажирских перевозок Семея, которое обслуживает автобусы большого и среднего класса. Кроме него, также услуги пассажироперевозок оказывают автобусный парк «Семей» и таксомоторный парк.  В этих компаниях еще не внедрена карточная система оплаты за проезд.

Между тем акимат Усть-Каменогорска только настраивается на модернизацию общественного транспорта и судится с «неугодными» перевозчиками. 

Мы не раз рассказывали о положении перевозчиков Усть-Каменогорска, которые «утопают» в судебных разборках: сначала с департаментом государственных доходов по ВКО, после с акиматом Усть-Каменогорска. Сами автоперевозчики считают, что это прессинг, который напрямую связан с желанием властей создать муниципальный автобусный парк.

Следующее судебное заседание должно состояться в начале февраля.

Напомним, что Усть-Каменогорск по программе обновления автобусного парка планирует закупить 85 новых машин.

Жанар Асылханова, ВКО