Частные пассажироперевозчики Шымкента заявляют о разорении

7936

Но власти уверяют, что автобусники просто не выдерживают конкуренции. 

Частные пассажироперевозчики Шымкента заявляют о разорении

В Шымкенте не утихают страсти вокруг общественного транспорта. С появлением в июне так называемого муниципального автопарка Shymkent bus  частные пассажироперевозчики  твердят о разорении. Они уверяют, что маршруты новых автобусов в точности повторяют те, по которым работает бизнес, в итоге доходы транспортников упали вдвое, нечем платить по кредитам,  да и просто содержать машины и платить зарплату.

Шымкентские автобусники собрали пресс-конференцию, на которой заявили, что не выдерживают недобросовестной конкуренции с новым перевозчиком. По их словам, акимат лоббирует интересы новой компании Shymkent bus , открытой в рамках ГЧП с помощью социально-предпринимательской  корпорации (СПК) "Шымкент" в июне этого года. Впрочем, тогда руководитель СПК Рашид Аюпов сразу заявил, что приобретенные СПК в лизинг автобусы выйдут на существующие линии и постараются вытеснить с рынка старые машины частных фирм. Сначала автобусники молчали, но теперь всего за месяц дважды привлекли внимание СМИ к своим проблемам, объясняют, что ожидали перемен и субсидий от государства, но дождались только потери работы.

"У нас должен быть порядок, чтобы людям дали работать, если бы дали субсидирование, мы привезли бы автобусы еще лучше. А они остаются без работы. В каждой фирме по 200-300 человек, все страдают",- утверждают в ассоциации пассажироперевозчиков "Онтустик транс кулагер" Нурилда Сундетуллаев.

Сейчас в Шымкенте существует две ассоциации, "Онтустик транс кулагер" объединяет 14 компаний, "Южавтотранс" 24. Председатели заявляют, что по две-три компании уже закрылись. Среди причин также почти самые низкие по стране тарифы – 70 тенге, подорожавшие в два раза запчасти и ГСМ. Плюс к этому шымкентские автобусники обслуживают больше всего категорий льготных пассажиров, помимо участников ВОВ и инвалидов, не предусмотренный, по их данным, законодательством бесплатный провоз многодетных матерей и льготный проезд студентов. А теперь новая проблема, говорят транспортники, – наложение маршрутов.

"Нам привезли новые автобусы для города, сейчас эти 300 автобусов ставят параллельно на 100% наложением на другой маршрут. Буквально вчера снова вышли без утвержденной схемы, чтобы проверить, можно или нет ехать по этой дороге. А те перевозчики со стажем 30-40 лет – они страдают. Их маршруты ставят параллельно. У нас 14 компаний, две-три уже закрылись. У некоторых сроки закончились, у других из-за того, что поставили параллельные маршруты, они сами по себе умирают. Столько людей без работы остались", – сетует Нурилда Сундетуллаев.

О своих проблемах автобусники не раз писали в НПП "Атамекен", там собрали совет и пригласили руководителя соответствующего управления и замакима города, курирующего эти вопросы, однако они на встречу не пришли. На пресс-конференцию представителей власти мегаполиса также пригласили, и снова безрезультатно. Однако комментарий у начальника Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Куатжана Жуматаева получить все-таки удалось. В первую очередь чиновник заявил, что пассажирские перевозки – это конкурентная среда и наложением маршрутов на существующие никакие законодательные акты не нарушаются. Но все-таки обещал пойти на диалог с частниками и поменять схемы движения. Самая главная претензия, в свою очередь, у представителя акимата, что автобусники не желают обновлять автопарк.

"Их никто не ущемляет, у них существующий контракт есть, если свои автобусы, пусть работают. Я с ними контракт не расторгаю, у них время есть. Если идет сильная накладка, мы готовы выслушать и поменять где-то,  что надо. До этого мы перевозчикам предлагали взять новые автобусы, и мы готовы им заключить контракт на 10 лет. Это они обещали уже три года, что вот купят. Это было и при акиме Сауранбаеве.  Но только несколько перевозчиков взяли, два-три. А другие до сих пор. Но мы стали третьим мегаполисом, народ заслужил ездить на новых автобусах, согласны со мной?" – сказал в интервью руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Куатжан Жуматаев.

При этом и у нового автопарка Shymkent bus  уже тоже проявились проблемы, о невыплате обещанной зарплаты в 170 тысяч тенге заявили водители. Руководство компании объяснило это якобы отсутствием у работников банковских карточек. Однако в НПП "Атамекен" тщательно изучают деятельность предприятия и уже сталкиваются с непонятными фактами, юристы обнаружили еще одну компанию с похожим названием.

"Мы искали сейчас Shymkent bus,  и вылезла (обнаружилось при проверке. – Авт.) еще "Shymkent bus – сервис",  не знаем, что это за компания и для чего она есть. И даже непонятно, когда она создана. Например, в 2014-2015 годах компания Greenbus привезла  автобусы. Потом появился "Greenbus сервис". Схема такая: Greenbus компания выигрывает конкурс со своими автобусами, потом отказывается от обслуживания маршрута и управление без проведения конкурса передает "Greenbus сервис" для обслуживания. Схема была нами озвучена на совете еще в 2016 году, о  чем было заявлено в прокуратуру, в госслужбу, но так уполномоченные органы не стали, не смогли ни расследование провести, ни проверку,  и уполномоченные органы не заинтересовались этим", – поясняет юрист НПП "Атамекен" Шымкента Азилхан Жаримбетов.

Частные перевозчики считают, что введение электронного билетирования смогло бы выправить ситуацию, жалуются, что ожидают его внедрения уже несколько лет. При этом, что интересно, и власти тоже уповают на эту фишку, на этот раз названы новые, правда, снова предположительные сроки.

"Мы сейчас рассматриваем инвестора. От меня вышел сейчас представитель компании "Онай" со своими предложениями. Они сейчас рассматривают финансирование через банк. Но я могу сказать, что электронное билетирование обязательно будет. Это будет прозрачность поступления денежных средств, и, если перевозчики говорят, что они нерентабельны, Shymkent bus  накладывается (дублирует маршруты. – Авт.), в этом случае мы готовы после внедрения электронного билетирования дать субсидию. Буквально до конца сентября мы уже окончательно найдем, надеюсь, будет диалог с компанией "Онай", и будем дальше двигаться и вместе работать. Почему именно на "Онай" мы остановились, потому что у них есть опыт по городу Алматы", – отметил Куатжан Жуматаев.

Ежедневный пассажиропоток, по информации Жуматаева, в Шымкенте 550 тысяч человек. В одном мнении и чиновники, и транспортники сходятся, жители третьего мегаполиса страны заслужили ездить на новых и комфортабельных автобусах.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться