Частные судоисполнители должны отвечать за коррупцию

Дана Иман Дана Иман
6229

Приравнять частных судебных исполнителей к субъектам коррупционных преступлений предлагают в Казахстане. 

Частные судоисполнители должны отвечать за коррупцию Фото: tengrinews.kz

Институт частных судебных исполнителей в Казахстане сегодня находится вне антикоррупционного правового поля, что создает условия для коррупционных проявлений. Законодательство в республике имеет множество норм, предоставляющих судоисполнителям право самостоятельно принимать решения, устанавливать запреты и ограничения. Ответственность частных судебных исполнителей несоразмерна их полномочиям. Этот фактор негативно отражается на самочувствии бизнеса.

"Сегодня две трети судебных исполнителей – частные. На них не распространяется ответственность, которую несут должностные лица за совершение коррупционных правонарушений, халатность, бездействие, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, превышение власти и так далее. Поэтому у нас конкретные предложения по рассмотрению вопроса включения их в число лиц, которые будут отвечать и за коррупционные нарушения", – сообщил на совещании заместитель агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции Алик Шпекбаев.

Результаты анализа показывают, что каждое второе обращение в министерство юстиции связано с исполнением судебных актов. По официальным данным, реальное исполнение судебных решений в стране составляет всего 43%, а сумма возмещенного ущерба – 38%.

"Низкие показатели по числу административных производств установлены в Мангистауской, Западно-Казахстанской и Акмолинской областях. Возвращение взыскателям 34 исполнительных листов на сумму 122 млн тенге. Это в первую очередь связано с тем, что у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание. Не исключено, что за этим может стоять сговор с должником на основе простых правил – успеть продать, успеть передарить или переоформить. Либо самое простое основание для возврата – меры по исполнению оказались безрезультатными. В отдельных случаях могут создаваться искусственные условия для коррупции", – указал замглавы АДГС ПК на коррупционные риски.  

Наиболее ярким способом незаконного обогащения частных судебных исполнителей является инструмент ареста имущества,  отметил он, так как в отдельных случаях размер арестовываемого имущества может в разы превышать сумму самого взыскания. Подобный факт был выявлен в Актюбинской области, когда частный судебный исполнитель наложил арест на все имущество ИП Бакишевой  на общую сумму свыше 28 миллионов тенге, тогда как размер взыскания составлял всего 263 тысячи тенге. 

"Процесс исключения из единого реестра должников также не проработан и содержит в себе коррупционные риски. В Астане и в Актюбинской области были установлены факты, когда судебные исполнители после прекращения производства не торопятся исключать из реестра должников. Это для предпринимателей создает сложности для участия в государственных закупках, блокирует их предпринимательскую деятельность. Выстраивается целая коррупционная система, основанная на потребности людей по выезду за пределы страны. Она стала определенной кормушкой для судебных исполнителей", – отметил Алик Шпекбаев.

В национальной палате предпринимателей "Атамекен" поддерживают предложение по распространению антикоррупционного законодательства на институт частных судоисполнителей.

"Отдельно хотел бы отметить тот факт, что зачастую государственные органы передают частным судебным исполнителям взыскание административных штрафов. На практике получается, что госорган выписывает административный штраф, месяц бездействует, затем передает дело частным судебным исполнителям, а они накручивают до 25% исполнительные санкции, перекрывают счета и иные меры применяют. Здесь возникает вопрос. Получается, что это схема. По нашему мнению, здесь нужно двигаться в двух направлениях. Во-первых, госорганам самим усилить работу по взысканию данных штрафов. И в целом рассматривать целесообразность передачи взыскания адмштрафов частным судебным исполнителям", – сказал заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Рустам Журсунов.  

К слову, институт частных судебных исполнителей в Казахстане работает с 2010 года. Сегодня количество частных судебных исполнителей равняется 1532, государственных – 813.

Дана Иман

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться