Это касается и нашей страны. Более 13 тысяч субъектов бизнеса (боулинги, бильярдные, караоке, компьютерные клубы и пр.) до сих пор так и не могут возобновить свою деятельность. Причина – скопление людей, которые продолжительное время проводят в замкнутом пространстве, несет в себе повышенные риски распространения вируса. Также существует целый ряд объектов, которые вынуждены закрываться в выходные или ограничивать время работы при переходе региона в желтую или красную зону, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на НПП "Атамекен".
В качестве альтернативы полного закрытия вышеуказанных бизнесов и для частичного снятия ограничений и был запущен пилотный проект Ashyq. Проектный офис (МЦРИАП, МЗРК и НПП "Атамекен") продолжает отвечать на наиболее часто задаваемые вопросы.
Что это даст населению?
Безопасность. На сегодня каждый человек, заболевший COVID-19 в любой форме (симптомной или бессимптомной), берет на себя обязательства по соблюдению режима домашнего карантина и заверяет их личной подписью в расписке. Однако мы нередко сталкиваемся с фактами нарушения режима самоизоляции. Заболевшие или близкоконтактные люди посещают общественные места, таким образом создавая угрозу распространения вируса.
Приложение позволяет выявить таких посетителей и не допустить заражения других гостей или персонала.
Как это работает?
За счет интеграции мобильного приложения с общей базой минздрава определяется статус посетителя: является ли он на данный момент носителем вируса или нет. То есть субъектом бизнеса – участником проекта обеспечивается дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам (маски, термометрия, проветривание и т. д.). Поскольку риски заражения гостей и персонала существенным образом уменьшаются, проект в перспективе позволит оптимизировать карантинные ограничения для бизнеса и населения.
Кто является разработчиком данного мобильного приложения?
Мобильное приложение Ashyq разработано отечественной IT-компанией по заказу министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и министерства здравоохранения РК.
Кому присваивается QR-код – субъекту бизнеса или посетителю?
QR-код присваивается только субъектам бизнеса.
Будет ли эта система ограничивать людей в свободном передвижении?
На сегодня имеются санитарные ограничения по работе отдельных видов деятельности (боулинг, бильярдные, караоке, компьютерные клубы и пр.). Уже почти год они не функционируют. Также имеется ряд объектов (например, фитнес-клубы), чья деятельность ограничена в выходные дни в случае перехода региона в красную зону.
Приложение Ashyq за счет создания условий для более безопасной деятельности, напротив, в перспективе создаст условия для уменьшения карантинных ограничений и упрощения передвижения граждан.
Почему недостаточно существующей практики термометрии бесконтактным прибором?
Термометрия помогает выявить один из ярких симптомов Covid-19 (повышение температуры тела). Использование данного приложения является дополнительной гарантией безопасности для посетителей и персонала.
Будет ли пользование приложением обязательным для всех?
Ни предпринимателей, ни граждан не будут принуждать пользоваться приложением в обязательном порядке.
С 17 января т.г. в тестовом режиме мобильное приложение Ashyq используют ряд фитнес-клубов, спа-центров, саун и других объектов, где есть ресепшен. Нахождение в "пилоте" является добровольным.
Могут ли другие субъекты бизнеса, помимо фитнес-центров и SPA-салонов, использовать это приложение?
Разумеется, так как это в первую очередь обеспечит безопасность посетителей и персонала. По своему желанию.
Алгоритмы участия разных видов бизнеса в проекте будут согласоваться с бизнес-сообществом и санврачами. При этом не планируется принудительное использование приложения в ТРЦ, рынках, магазинах у дома и общественном транспорте, как это пишут отдельные комментаторы в соцсетях.
Насколько это сложно и затратно по времени?
- Посетителю необходимо скачать мобильное приложение Ashyq на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона, ввести ИИН (один раз, лучше заранее).
- При входе в заведение необходимо просканировать QR-код заведения для регистрации своего посещения. На экране отобразится статус (синий, зеленый, красный или желтый).
- При выходе необходимо просканировать QR-код, чтобы зафиксировать свой выход.
Будет ли система создавать ограничения для людей, не имеющих смартфонов?
В случае отсутствия смартфона у посетителя либо возникновения сложностей при скачивании данного мобильного приложения ответственному лицу – сотруднику заведения будет дана роль в приложении, с помощью которого он сможет зафиксировать вход посетителя посредством введения его ИИН.
Что означает цвет статуса?
- Зеленый статус – посетитель обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на Covid-19.
- Синий статус – нет результатов ПЦР-тестирования, не числится как контактный;
- Желтый статус – обозначен в базе данных как контактный.
- Красный статус – зарегистрирован в базе с положительным результатом на Covid-19.
Нужно ли сдавать ПЦР-тест перед каждым посещением объекта?
Нет, сдавать тест перед каждым посещением не требуется.
Как долго сохраняется статус?
Все статусы являются временными. Зеленый – три дня. То есть ровно столько, сколько действительна справка ПЦР.
Красный или желтый – снимаются сразу же после отрицательного результата ПЦР-теста и окончания режима положенной изоляции заболевшего или близкого контактного лица.
Связан ли данный проект с началом массовой вакцинации в стране?
Данный проект никак не связан с вакцинацией против КВИ.
Будет ли данный проект учитывать заболевших иными инфекциями (ОРВИ, грипп и т. д.)?
Данный проект никак не связан с другими инфекционными заболеваниями.
Является ли обязательной установка QR-кода для ТРЦ, аптек, "магазина у дома"?
Нет, установка приложения для этих объектов не была предусмотрена проектным офисом, за исключением случаев, когда субъект бизнеса хочет установить добровольно.
Для чего сканировать QR-код при выходе из заведения?
Для контроля режима работы заведения. Приложение позволяет анализировать (обезличенно) количество одновременно находящихся в заведении посетителей и часы его работы. Таким образом, потенциально уменьшается необходимость проведения мониторинговых проверок.
Где в мире уже внедрялась подобная практика?
На сегодняшний день практика применения QR-кодов себя хорошо зарекомендовала в странах Юго-восточной Азии – Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Есть аналоги в других странах.
Куда передаются данные по ИИН?
Данные никуда не передаются и остаются в профиле приложения. По введенным данным осуществляется проверка статуса пользователя при сканировании QR-кода.
Будет ли создан официальный аккаунт по пилотному проекту, где будет освещаться вся необходимая информация?
Сейчас запущена служба технической поддержки в "Телеграм" @support_ashyq_bot. Рассматривается подключение и других каналов в случае тиражирования приложения.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!