/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
$ 389.98 € 434.01 ₽ 6.1
Погода:
+5Нур-Султан
+9Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
Чего хотят женщины
Чего хотят женщины
Восточный Казахстан стал четвертым по счету регионом республики, где НПП «Атамекен» при содействии Азиатского банка развития провела бесплатные мастер-классы «Развитие женского предпринимательства в сельских регионах».

03 Июль 2019 11:11 7274

Чего хотят женщины

Автор: Ольга Ушакова Фото: Ольга Ушакова

В Усть-Каменогорск даже из самых отдаленных районов на участие в мастер-классах 1-2 июля приехали 45 предпринимательниц – довольно успешных и тех, кто только развивает свое дело. При этом 38 человек уже являются участницами государственных программ поддержки бизнеса. Но организаторы решили, что дополнительная информация им не помешает.

«Сельский быт занимает очень много времени. Отрадно, что женщины вырвались на обучение, это большой шаг к себе, – считает заместитель директора департамента социальных инициатив НПП «Атамекен» Назгуля Хамзина. – Конечно, есть женщины на селе, кто о чем-то мечтает, но не знает как, или просто не хочет ничем заниматься. Но есть и те, кто готов много работать для становления и развития своего бизнеса. А мы хотим дать им такие инструменты, как доступ к финансированию. Специально пригласили банки второго уровня: «Центркредит», «Нурбанк», «Фортебанк», микрофинансовую организацию – КМФ. Проводим персональное консультирование. Женщин учат составлять бизнес-планы, находить рынки сбыта, развивать свое дело. В основном речь идет о доступе к финансированию, чтобы предпринимательницы понимали, на что они могут рассчитывать. Мы рассказываем о нефинансовой поддержке Палаты предпринимателей и гарантируем, что женщина, которая обратится в региональные советы деловых женщин, получит помощь. В дальнейшем составим для них карту развития».

Предпринимательница Раушан Мустафина приехала из отдаленного села Урунхайка Курчумского района, где находится знаменитое заповедное озеро Маркаколь. В нем водится уникальная рыба ускуч – разновидность сибирской форели. Именно из-за рыбалки на ускуча и красивейших пейзажей озеро Маркаколь стало притягательным для туристов из других областей Казахстана, дальнего и ближнего зарубежья. В окрестностях озера находится Маркакольский государственный природный заповедник, и это, по словам Раушан Мустафиной, одна из причин того, что тормозит ее туристский бизнес.

«Начала создавать бизнес с открытия магазина в 2002 году, обеспечивала наш отдаленный район товарами первой необходимости. Когда начинала, у нас не было нормальных магазинов. На месте старых мы с братом снесли и построили новый. В дальнейшем произвела реконструкцию под гостевой домик. Было очень много знакомых, которые хотели приехать и посмотреть красоты озера Маркаколь. Соответственно, пришла идея развития гостевого бизнеса. У нас гостиниц там нет, инфраструктуры нет, ввиду того что там горная местность, есть дикие места, где не ступала нога человека», – говорит бизнесвумен.

Гостевой дом у нее рассчитан на восемь человек. За зиму она принимала до ста туристов, летом их поток снижался. По ее словам, когда начинался турсезон, село оживало. Безработные сельчане находили себе занятие – обеспечивали извоз туристов, вели бойкую торговлю продукцией с подворий, размещали туристов в гостевых домах или своих собственных. В селе 120 дворов, есть шесть гостевых домов и больше десятка подворий, где размещают гостей.

Дело в том, что знающие люди приезжали в Урунхайку ради любительского лова. Посидеть у озера, словить на спиннинг ускуча, пожарить его, сфотографироваться на фоне великолепного горного озера. Но посторонним рыбу там ловить строго запрещено, вывозить за пределы района тоже. Только местным жителям сделали поблажку – ежедневно каждый на основе лицензии может ловить не больше пяти килограммов ускуча. Раушан Мустафина говорит, что давала гостям свою лицензию – свой путевой лист на право вылова, покупала рыбу для гостей у соседей. Несколько лет назад она даже обращалась к властям области, чтобы узаконить вывоз рыбы на основе этой лицензии. Но ее инициативу не поддержали – не позволяет законодательство.

«Хотелось, чтобы пополнялся бюджет района. НИИ рыбного хозяйства должен дать заключение, сколько рыбы в озере, сколько можно выдать лицензий на вылов ускуча и какое количество продать. Если местный житель не пойдет на рыбалку, чтобы он смог продать лицензию туристу. В местный бюджет будет поступать больше налогов, наш бизнес получит развитие, сами села оживут. А пока у нас нет даже качественной питьевой воды! Наши дети, мы сами, туристы пьют воду из открытых скважин», – говорит Раушан Мустафина.

Оксана Кучерина из села Таврическое Уланского района вместе с мужем создали свой бренд «К-Мебель», изготавливают корпусную мебель. Начинали в 1990-м с выпуска табуреток, развивались постепенно. Через фонд «Даму» взяли кредит в 50 млн тенге и в этом году уже завершат выплаты. На средства они купили современное оборудование с чип-управлением для компьютерного распила заготовок. Материалы для мебели покупают в России, сами изготавливают матрасы, пружинные блоки для снижения себестоимости продукции.

«У нас в Усть-Каменогорске есть две торговые точки, но аренда очень дорогая. Хотелось бы иметь свой магазин для продажи нашей мебели, но это нам не по карману. Ищу варианты поддержки государства. Плюс приехала на семинары, чтобы почерпнуть для себя что-то, пообщаться с предпринимательницами», – говори Оксана Кучерина.

По словам местных общественников при НПП «Атамекен», у сельских предпринимательниц после обучения появилось четкое понимание всех инструментариев государственной поддержки.

«Многие живут в отдаленных районах, вдали от информационных потоков. Их кидает из стороны в сторону в поисках своего дела, но знаний маловато, – говорят они. – Мы им рассказываем о региональном развитии, бюджетах четвертого уровня, перспективных направлениях сельского бизнеса, как они могут заниматься социальным предпринимательством. Женщины высказывают пожелание, чтобы для них были готовые бизнес-кейсы по типу отечественных франшиз, с отработанным менеджментом, технологическими процессами. Если бы такие им предоставляла НПП «Атамекен» – хлебопекарные производства, молочно-товарные фермы, они бы серьезно продвинули женское предпринимательство».

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: