Вектором для нового правительства станет проведение более эффективных социально-экономических мер, которые снимут напряженность в обществе аккурат перед электоральным периодом.
Отставка ожидаема
Отставка правительства Бакытжана Сагинтаева была ожидаемой. Кадровое решение, по мнению политологов, имеет ряд оснований.
"Отставка закономерна, и ее предвещали уже давно. Кабинет Бакытжана Сагинтаева оказался, быть может, самым слабым за всю историю независимости. Хуже того, кабмин не понял и не смог оценить происходящих общественных изменений. Динамика общественных процессов изменилась, запросы общества значительно выросли. Этого, похоже, сам премьер не понял и вообще отошел в тень. Не знаю даже, что мог бы изменить или усилить теперь уже экс-премьер, но очевидно, что он лично потерял инициативу и скорее следовал за событиями, нежели предлагал повестку", – комментирует политолог Айдос Сарым.
Директор центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев считает, что бывшее правительство проявило неспособность справиться с критическими моментами в экономике, в том числе остановить снижение курса тенге, и реализовывать социальную повестку, представленную в прошлогодних посланиях и заявлениях главы государства.
"Вопреки заявлению экс-премьера Бакытжана Сагинтаева никакой "слаженной работы" оно изначально не вело. Практически все члены правительства в той или иной степени проявили свою некомпетентность и безответственность по ряду вопросов, оторванность от реалий и особенно потребностей населения, отдачу приоритета в своей работе личным или узкогрупповым интересам. Впрочем, это не столько персональная, сколько системная проблема, касающаяся всех составов казахстанского правительства", – отмечает Андрей Чеботарев.
Плюс, по его мнению, перестановки также связаны с приближением транзитного периода и электорального цикла. Отставка правительства в свете последних процессов и событий в стране способствует повышению рейтинга главы государства с расчетом на предстоящие выборы, подчеркнул руководитель ЦАИ "Альтернатива".
"С учетом изменения статуса и полномочий Совета безопасности и положительного решения Конституционного совета о возможности президента РК подать в отставку процесс транзита власти приближается. В связи с этим следует ожидать серьезных кадровых перестановок и, как следствие, изменение внутриэлитного расклада. Обновление же правительства вполне может привести к смене кадров в президентской администрации, других центральных госорганах и среди акимов регионов", – отмечает Андрей Чеботарев.
Фактически Казахстан уже вступил в новый электоральный цикл. Вопрос лишь в том, какие из выборов – президентские или парламентские – пройдут раньше других. Причем по ряду признаков обе избирательные кампании, скорее всего, будут проведены досрочно", – считает Андрей Чеботарев.
Политолог добавил, что согласно поправкам в Конституцию РК, внесенным в 2017 году, прекращение полномочий правительства теперь будет автоматически осуществляться после не президентских, а парламентских выборов. "Президенту РК же важно было решить этот вопрос самому и без привязки к проведению тех или иных выборов", – отмечает политолог.
Кто возглавит новое правительство?
Если отставка кабмина не стала сюрпризом, то тема его состава интригует. Вопросы кадрового характера интересны главным образом тем, как они отразятся на внутриэлитном раскладе, отмечает Андрей Чеботарев.
Новое правительство, по его мнению, по инерции устранит некоторые недостатки предыдущего: "Свою роль также сыграет необходимость реализации социально-экономических мер, способствующих созданию благоприятной предвыборной атмосферы и достижению нужных властям результатов будущих президентских, парламентских и местных выборов. Но в дальнейшем без кардинального изменения системных условий и механизмов формирования правительства, осуществления им своей деятельности и всестороннего контроля за ней все вернется на круги своя".
Новый состав правительства, поясняет спикер, теперь должен формироваться не только на основе консультаций президента по кандидатуре премьера, но еще и консультаций последнего по кандидатурам других членов правительства с депутатами мажилиса Парламента.
"Хотя в наших условиях все это во многом будет формальным, вместе с тем накладывает на парламентариев большую политическую и моральную ответственность за формирование и деятельность будущего правительства. Соответственно, данная ответственность частично снимается с президента страны. С учетом же отсутствия серьезных оснований для возможного улучшения дел в экономике и социальной сфере в ближайшей перспективе все это является довольно важным для Акорды", – полагает Андрей Чеботарев.
Казахстанский политолог Айдос Сарым пророчит в кресло нового главы правительства только назначенного на должность исполняющего обязанности премьер-министра Аскара Мамина.
"Скорее всего, он и будет предложен президентом в качестве нового премьера. Что это означает? Президент, в принципе, определился со своим вектором на год-два. Социальные инициативы и новая социальная политика – это и будет курсом нового кабинета. Больших или болезненных реформ не будет. Президенту сейчас нужен будет очень жесткий руководитель, который будет сутками работать и "пинать" министров и акимов. Для этой цели Мамин подходит как никто другой. Он довольно жесткий руководитель, с колоссальной работоспособностью. Скорее всего, прежние разговоры, что чиновникам надо завершать работу в 18:00 и идти домой, придется забыть", – считает политолог.
В новом кабинете на первый план в повестке выйдет социальный блок. Это означает, что первый вице-премьер будет "социальщиком". Так как большая часть министров была назначена относительно недавно, они сохранят свои позиции.
"Новый кабинет будет априори политическим, возрастет запрос на политическое. Соответственно, будет расти и спрос. Как сверху, так и снизу. По сути, все министры и акимы должны быть политиками, а не просто менеджерами и крепкими хозяйственниками. Это и будет главной особенностью и стилем нового правительства", – считает эксперт.
Вместе с тем основной груз и ответственность за реформы и состояние экономики будут значительно диверсифицированы и переложены на правительство, добавил г-н Сарым.
Стоит напомнить, что покинувший вчера пост премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев руководил правительством с сентября 2016 года. На этом посту он сменил Карима Масимова, который был назначен на пост председателя Комитета национальной безопасности РК.
Стоит отметить, это первый роспуск правительства, который проведен по инициативе главы государства.
"По многим направлениям экономики, несмотря на принятие множества законов, решений правительства, положительные изменения так и не достигнуты. Рост ВВП в основном достигается за счет сырьевых ресурсов. Но правительству совместно с Нацбанком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики. Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретных результатов по многим важным направлениям нет", – заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Большая одномоментная рокировка происходила в январе 2012 года, когда сменились акимы областей, главы министерств и их замы.
Перед распущенным кабмином стояла задача провести реформы в сфере земельных отношений, системе здравоохранения, социальной области, жилищном секторе, а также развить инфраструктурную среду и сектор малого и среднего бизнеса.
Карина Алимова