Пеллеты, промышленная щепа, топливные брикеты – все это делается из порубочных отходов. Продукция, учитывая санкционные ограничения, в которых живет один из главных поставщиков лесоматериалов – Россия, невероятно востребованная в западных странах. Казахстан мог бы часть этой ниши занять, отмечают лесозаготовщики, но экспортировать подобный товар сегодня нельзя, передает inbusiness.kz.
В декабре 2022 года министерством индустрии и инфраструктурного развития РК был введен запрет на вывоз с территории страны отдельных лесоматериалов. В список вошли и пеллеты, промышленная щепа и брикеты. Лесопользователи считают, что экспорт этой продукции оказался под запретом по случайности или недосмотру. Иначе решение попросту не объяснить: все это производится из порубочных остатков, которые, если не переработать, необходимо утилизировать. В Казахстане подобные материалы не слишком востребованы, тогда как в Европе на них имеется огромный спрос. В итоге из-за введенного запрета наша страна попросту сжигает потенциальные миллионы, которые отрасль могла бы принести в экономику.
Так, по данным североказахстанской Палаты предпринимателей, ежегодно в СКО остается свыше 100 тыс. кубометров порубочных остатков от лесозаготовительной деятельности. У крупных местных лесопользователей есть мощности, позволяющие весь этот хлам переработать в востребованное топливо, но запрет на экспорт лишает данную инициативу смысла.
"С января этого года мы стоим, потому что потребности в пеллетах по Казахстану практически нет. Если в прошлые годы на них был очень большой спрос из стран Европы, хотя и на сегодня спрашивают. и мы могли бы реализовывать, но вывоз ограничен, и мы не можем. Поэтому вынужденyо приходится останавливать это производство и вести подготовку только 4-5 месяцев", – рассказал директор одной из лесозаготовительных компаний региона Сермухамет Оралулы.
Для того чтобы закрыть потребность в пеллетах по Казахстану, этого срока предостаточно, учитывая невеликий спрос. Между тем, как отмечают в НПП "Атамекен", странам Европы на данный момент необходимо около 6 млн тонн такого топлива. Спрос весомый. По словам наших лесозаготовщиков, западные компании, например из Финляндии, даже готовы инвестировать в эту отрасль, если запрет будет снят. Более того, считают предприниматели, если экспорт будет открыт, мультипликативный эффект распространится на весь Казахстан. Заключается он в развитии лесоперерабатывающей отрасли, создании новых рабочих мест, ориентире на глубокую переработку древесины.
"Учитывая текущую обстановку на рынке энергоносителей, мы полагаем, что экспорт топливных гранул приведет к развитию конкурентоспособности Казахстана на международной арене экологически безопасного биотоплива. Поэтому в целях поддержки отечественных товаропроизводителей мы просим правительство внести изменения в приказ министра индустрии и инфраструктурного развития и отменить запрет на вывоз топливных пеллетов и промышленной щепы", – проинформировали в Палате предпринимателей СКО.
Лесопользователи удивляются: та же Финляндия, чью территорию почти полностью занимают лесные массивы, не разбрасывается понапрасну порубочными остатками: все идет в переработку. В Казахстане общая площадь лесов составляет 5%.
Ранее мы рассказывали, в СКО перерабатывается свыше 120 тыс. кубометров древесины, но большая часть вырубленного леса идет на дрова для населения. Вместе с тем в отдельных регионах едва справляются с воспроизводством лесного массива из-за нехватки людей, техники и семенного материала. В других областях в прошлом году заявлялось о хищнической вырубке вполне себе здоровых деревьев вместо горельников.
Напомним, в декабре прошлого года министерство индустрии и инфраструктурного развития ввело запрет на вывоз с территории страны отдельных видов лесоматериалов, под который также попали пеллеты, промышленная щепа и топливные брикеты, изготавливаемые из порубочных остатков, то есть отходов. Суть введения запрета на вывоз заключалась в недопущении нелегального реэкспорта лесоматериалов с территории Республики Казахстан, так отмечается на сайте НПП "Атамекен".
Читайте по теме:
Сгоревший лес на полмиллиарда тенге продали в Костанайской области