В этом году по ВКО урожай семян подсолнечника составил 507 тыс. тонн, но реализовать свои планы по вывозу его части за рубеж предприниматели не могут. Причина кроется в том, что за ноябрь не были распределены квоты на экспорт, которые утверждаются приказом министра сельского хозяйства. Но сам документ так и не подписан, передает inbusiness.kz.
"Новый приказ, который сейчас находится на стадии согласования в госоргане, устанавливает увеличенный объем квот на вывоз до 1 июля 2022 года семян подсолнечника в объеме 125 тысяч тонн и масла подсолнечного - 110 тысяч тонн. Но из-за задержки согласования приказа наши экспортеры вот уже почти месяц не могут отправить свою продукцию за рубеж", – рассказал директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев на встрече с аграриями региона - участниками внешнеэкономической деятельности.
Те утверждают, что из-за возникших ограничений вынуждены приостанавливать производство, отправлять работников в отпуска без сохранения зарплаты. Они не выполняют в установленный срок условия международных контрактов. Более того, сельхозпроизводители уверяют, что ограничения в экспорте подсолнечника негативно сказываются на ценах внутреннего рынка.
"Они не имеют возможности продать подсолнечник по цене, которая позволяла бы им оплачивать кредиты, текущие расходы и развиваться, - объяснили в Палате предпринимателей ВКО. - Сельхозпроизводители считают, что из-за бюрократических барьеров потенциал экспорта 2021 года останется не реализованным, будут утеряны экспортные позиции Казахстана. Но сейчас, когда в Восточном Казахстане ведется активное строительство заводов по переработке семян подсолнечника, было бы целесообразнее развивать собственный потенциал. Для этого необходимо простимулировать производителей подсолнечника продавать сырье казахстанским предприятиям".
Сейчас цена подсолнечника на внутреннем рынке вдвое ниже той, что платят за рубежом. В качестве стимула для сбыта этой продукции внутри страны бизнес-сообщество предлагает ввести субсидирование из республиканского бюджета затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции.
В числе проблем транспортировки своей продукции аграрии назвали нехватку товарных вагонов, что напрямую отражается на сроках перемещения товаров. Причиной, по словам Кайрата Мамырбаева, стали транспортный коллапс на переходах казахстанско-китайской границы, а также угольная кампания в стране, поскольку вагоны для перевозки сельхозпродукции поставляются под твердое топливо.
Ольга Ушакова