Зерно очень низкого качества получили в нынешнем году казахстанские аграрии. Особенно неприятным стал этот сюрприз для центральных регионов страны, традиционно получающим очень качественную пшеницу. Но урожай нынешнего года аграриев откровенно разочаровал: если обычно содержание клейковины в зерне составляло под 30%, то в нынешнем сезоне находится на уровне 20%.
Конечно, есть очевидные причины, такие как неблагоприятные погодные условия с повышенной влажностью и низкими температурами, а также распространение нетипичных для региона болезней. Но агрономы называют еще одно слабое место в цепочке, которая должна приводить крестьян к успеху: семеноводство.
По данным Карагандинского НИИ растениеводства и селекции (КНИИРС), в настоящее время к использованию в регионе допущено 12 сортов яровой мягкой пшеницы, четыре сорта ячменя и один сорт овса. Сорта отечественной селекции занимают чуть более 70% общей площади пашни.
Однако, только лишь использованием районированных сортов, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, проблем урожайности и качества зерна не решить. Ведь высеваемые семена должны еще и периодически обновляться. И вот тут – корень проблемы. Многие крестьяне, купив однажды хорошие семена перспективного сорта, рассчитывают, что теперь на много лет вперед избавлены от необходимости контактов с семеноводами.
Аграриям хорошо известно, что высокопродуктивный сорт проявляет свои сильные стороны, когда семена выращиваются в благоприятных условиях, которые обеспечивает культура агротехники, соблюдение сроков сева и уборки, защита от болезней и вредителей. В условиях обычного крестьянского хозяйства год от года любой сорт "вырождается", теряя свои положительные качества. И только замена отработавшего свой срок семенного материала свежей репродукцией возвращает качество сорта, заложенные в него селекционерами.
"До сих пор во многих сельхозформированиях нашей области возделывается сорт "Саратовская 29". Впервые он начал возделываться в Карагандинской области 1957 году – в период освоения целины. Почти 60 лет назад! Последний раз сортообновление по "Саратовской 29" производилось в 2005 году. Что за 11 лет могло остаться от первоначальных параметров этого сорта? Практически, ничего! Никакого соответствия морфологическим признаками и биологическим свойствам изначального сорта у нынешних семян уже нет. Однако, в нынешнем году "Саратовская 29" заняла в нашем регионе 133,5 тыс. га – это более четверти всех площадей зерновых культур!" - говорит Николай Ющенко, руководитель научного отдела КНИИРС.
В качестве примера Николай Ющенко приводит крестьянское хозяйство, работающее на площади 2000 га. Согласно научно обоснованным нормативам высева, ежегодная потребностью в семенах тут составляет 220 тонн. Однако, на протяжении ряда сезонов в хозяйстве сеют чуть более 150 тонн, не обеспечивая требуемую плотность (кг/га). При этом, крестьяне используют семена массовых репродукций неизвестного качества, не проводя анализа на всхожесть.
Масштаб проблемы становится очевиден, если учесть, что в Карагандинской области 460 тыс. га из 753 тыс. га (60%) площадей зерновых культур занимают средние и мелкие крестьянские хозяйства с площадью посева до 5 тыс. га. Именно они не имеют возможности (или не считают нужным) вести работу по элементарному внутрихозяйственному семеноводству.
Основная причина понятна: у крестьян просто нет средств для приобретения необходимого объема семян высоких репродукции (первой и второй). Однако, этот факт замыкает порочный круг: во-первых, сами крестьяне недополучают объем зерна: согласно оценкам учёных, сев низкопродуктивными семенами снижает урожайность пшеницы на треть. Во-вторых, страдают семеноводы, которые не могут продать свой товар.
"Семена 1 и 2 репродукции производят семхозы, приобретая для этого семена высшего класса у элитных семеноводческих хозяйств. "Элита" стоит дорого, и чтобы окупить затраты, семхозы должны обеспечить сбыт своих семян. Но из года в год из-за низкого спроса они делать это в полном объеме не могут. И в итоге, вынужденно продают семена как продовольственную пшеницу по более низкой цене, неся убытки", - отмечает Николай Ющенко.
Семеноводство - высокозатратная отрасль, как в смысле финансирования, так и в плане необходимости привлечения и высококвалифицированных специалистов. Поэтому, его экономическая эффективность возможна лишь при условии чёткого предварительного планировании рынка сбыта. Должна прослеживаться цепочка: селекция – семеноводство - потребитель. Все звенья (элитхозы, семхозы и хозяйства) должны работать в одной упряжке. Агрономы уверены, что наладить такое взаимодействие возможно лишь при участии госорганов. Они должны как обеспечить взаимосвязь производителей и покупателей семян, так и взять на себя укрепление материальной базы подразделений, ведущих первичное семеноводство.
"По нашему мнению необходимо создать национальную семеноводческую компанию, которая будет решать государственную задачу по охране сортов, планирования рынка семян, проводить государственный допуск сортов, государственную сертификацию семян, а также обеспечивать развитие фундаментальной науки", - говорит Николай Ющенко.
Отметим, что по оценке КНИИРС, ежегодная потребность в семенах класса "элита" в Карагандинской области по пшенице составляет 3,5 - 5 тыс. тонн, по ячменю - 800 тонн, по овсу 250 тонн. Уже сейчас она удовлетворяется не полностью, особенно по ячменю. В связи с расширением посевных площадей (планируется их ежегодное увеличение на 10 %), также развитием животноводства и повышением потребности в зернофуражных культурах, потребности в качественных семенах будет только расти.
Сергей Буянов, Караганда