/img/Group 538png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Чем старше дети – тем хуже отношения с родителями – опрос

Чем старше дети – тем хуже отношения с родителями – опрос

Исследование проводилось среди школьников 11-15 лет.

09:45 13 Апрель 2020 714

Чем старше дети – тем хуже отношения с родителями – опрос

Автор:

Саян Абаев

Ученые Национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ) минздрава в исследовании «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» выясняли мнение подростков по общению в семье. Опрос проходил в 110 школах всех регионов Казахстана среди школьников 11, 13, 15 лет.

Так, по результатам исследования стало известно, 93% подростков легко говорить с мамой о вещах, которые их волнуют. О легкости общения с папой сообщили 81% детей. По мере взросления, к 15 годам, качество общения с матерью и отцом ухудшается как среди мальчиков, так и среди девочек. К 15 годам все меньше девочек сообщают о том, что им легко общаться с папой, только 69% 15-летних девочек отметили хорошее качество общения с папой по сравнению с 86% среди 11-летних девочек.

А как влияет материальный достаток семьи на качество общения родителей с детьми? В семьях с более высоким достатком девочки в большей степени отмечают легкость общения с отцами. А общение матерей с мальчиками ухудшается по мере увеличения достатка семьи.

В исследовании также определялся уровень эмоциональной поддержки и помощи семьи. Большинство подростков (81%) ощущают высокую поддержку со стороны семьи. Тем не менее с 11 до 15 лет доля мальчиков, которые воспринимают поддержку семьи как высокую, снижается с 83% до 75%.

«Общение с родителями считается одним из факторов защиты здоровья, развития социальных ценностей, которые помогут подросткам справляться со стрессовыми ситуациями в дальнейшей жизни и защитить их от неблагоприятных воздействий. На этапе взросления, когда мальчики и девочки сталкиваются с различными изменениями и проблемами, поддержка семьи так же актуальна, как и в детстве», – сообщила, специалист отдела науки и профессионального развития НЦОЗ Шынар Абдрахманова.

Таким образом, продолжила она, необходимо, чтобы матери и отцы были привязаны к своим сыновьям и дочерям, чтобы они могли легко общаться с ними, поделиться личным опытом и предложить пути решения вопросов, при этом не лишая детей самостоятельности, особенно по темам, которые их интересуют и беспокоят в этом возрасте. Такое общение и поддержка родителей будут способствовать повышению самооценки и психологического благополучия, повышению социальной и академической компетентности, уверенности в себе, меньше будет поведенческих проблем, а также дети будут в большей степени удовлетворены их семейными отношениями, резюмировала спикер.

Саян Абаев

Аягозский детский спеццентр в ВКО закрывают на карантин

У нескольких сотрудников и воспитанников положительные тесты на коронавирус.

01 Июль 2020 11:50 2217

Аягозский детский спеццентр в ВКО закрывают на карантин

Фото: azh.kz

Редакции inbusiness.kz об этом сообщили жители района.

«В центр привезли мальчика из города. Оказалось, он заражен коронавирусом. Доставила его педиатр учреждения, которую в центр привез руководитель управления и временно назначил на эту должность. Почему ребенка не протестировали перед тем, как привезти?» – возмущается жительница района, которая просила не озвучивать ее имя.

Центры оказания специальных социальных услуг находятся в ведомстве управления координации занятости и социальных программ ВКО. После того как данный факт стал известен журналистам, ситуацию прокомментировал руководитель учреждения Жасулан Сарсебаев. Он подтвердил факт заражения.

«28 июня стали известны результаты воспитанников Аягозского ЦОССУ. Но я подчеркиваю, что эти дети не находились ранее в стенах данного учреждения. Один из них находился на каникулах у родителей, второй находился в Центре психического здоровья в Усть-Каменогорске», – рассказал Жасулан Сарсебаев.

По его словам, речи о заражении других воспитанников не может быть, так как по прибытии в Аягозский район подопечные с положительным результатом сразу же изолированы и помещены в карантинные зоны. После повторных анализов будет решаться вопрос их госпитализации. Также отмечено, что есть факты заражения не в одном данном центре.

«Первый положительный анализ зафиксирован в Семее, в медико-социальном учреждении № 2, в последующем у 27 контактных лиц были взяты пробы, результаты отрицательные. На сегодня все необходимые мероприятия по усиленному соблюдению санитарных норм по всем учреждениям, в принципе, соблюдаются. Второй случай зафиксирован 15 июня в Бозанбайском ЦОССУ. Там, к сожалению, зафиксированы положительные результаты на КВИ у врача, также у одной подопечной. На сегодня данные лица в изоляторе учреждения. Врач на самоизоляции, также медсестра», – сказал он.

В связи с этим все медико-социальные учреждения будут закрыты на карантин. При этом он отметил, что на карантин будут закрыты все подобные подведомственные учреждения области. По области их 17: восемь центров для инвалидов и престарых лиц, в которых проживают 1070 получателей услуг, еще четыре для инвалидов старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями, в которых проживают 1481 получателей услуг, три детских центра для детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями и детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в которых проживают 304 получателя услуг. Также санаторий «Уба» на 200 койко-мест и его филиал на 50 койко-мест в Шемонаихинском районе и реабилитационный центр в районе Алтай, рассчитан на 80 койко-мест.

«Поймали тишину»

Напомним, ранее во время чрезвычайного положения в стране Аягозский детский центр также закрывали на карантин, работники находились там круглосуточно. И именно в это время там разгорелся скандал из-за смерти четверых воспитанников и заражения детей инфекционными заболеваниями. Детский омбудсмен Аружан Саин возмутилась данным фактом и потребовала всесторонней проверки. Она потребовала провести комплексную проверку всех подобных учреждений. Речь шла и о возможном истощении детей. В министерстве труда и социальной защиты РК сообщили, что будут проверены все подобные учреждения по республике. Позже в акимате прокомментировали ситуацию, сообщив, что проверка учреждения по факту смерти детей и заражения других воспитанников состоялась 30 апреля, по результатам которого выявлены ряд нарушений, в том числе в части ведения медицинской документации, также в центре вместо педиатра работала терапевт. При этом в акимате заверили, что за детьми был должный уход. По данному делу было возбуждено уголовное дело по статье 317 УК РК «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, повлекшее по неосторожности смерть двух и более людей». Начато досудебное расследование. Позже в центре побывала республиканская комиссия. Больше всего их шокировали продукты в складских помещениях центра, которые хранились не должным образом. При этом ни икры, ни фруктов, которые учреждение, согласно информации с сайта госзакупок, закупает «пачками», никто так и не увидел.

Что самое интересное, по данному факту пока никакие результаты расследований правоохранительными органами не обнародованы. После того как побывала республиканская комиссия, туда с проверкой ездили местные общественники, но ничего конкретного сообщить не смогли.

Скандал за скандалом

Между тем это не первый скандал в данном учреждении, летом прошлого года бывшая воспитатель записала резонансное видео, где двое воспитанников рассказывали, что в марте неоднократно подвергались сексуальному насилию в стенах учреждения. Но многочисленные проверки завершились только понижением в должности бывшего руководителя управления координации занятости и социальных программ ВКО Ерболата Ошакбаева (вместо него пришел экс-руководитель аппарата акима ВКО Жасулан Сарсебаев) и директора центра, который вскоре сел в кресло руководителя другого государственного учреждения.

Жасулан Сарсебаев стал руководителем управления координации занятости и социальных программ ВКО в сентябре 2019 года. Вскоре в учреждении сменились заместитель и руководители отделов, на их места назначены новые должностные лица. В конце мая, как выяснилось, руководитель Сарсебаев, новые его два зама и руководители отделов получили премии «за счет экономии средств, а также с учетом усиленного режима работы в период карантина, праздничными датами, сотрудники управления и подведомственных учреждений получили соответствующие выплаты, в том числе премии». Подчеркнем, что скандал случился в начале мая этого года, премии получены в конце мая.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ЗПР – редкий диагноз может стать нормой в Казахстане

Откуда берутся «виртуальные» дети?

15 Июнь 2020 08:59 8945

ЗПР – редкий диагноз может стать нормой в Казахстане

Медики бьют тревогу: казахстанские дети стали хуже говорить и не всегда могут изъясниться и выразить свои эмоции словами. Заторможенный процесс речи вызывают многие факторы, на которые родители не обращают внимание или не замечают в повседневной жизни. Корреспонденты inbusiness.kz выясняли причину появления «виртуальных» детей.

Однажды на прием к логопеду привели малышку, которая говорила голосом и фразами из популярного мультфильма «Маша и Медведь», ее словарный запас из жизни, из быта, был крайне скуден. Девочка училась говорить по мультфильмам.

Почему так происходит – в интервью с врачом реабилитационного центра, руководителем центра детского здоровья AsylBota Асылзат Сыздыковой.

«Эта проблема обостряется с каждым годом, – говорит она. – К нам приводят пяти-шестилетних детей, которым уже пора в школу, с ЗПР или ЗПРР. Одна из причин – пагубное влияние гаджетов, недостаточное общение родителей с детьми. Сами гаджеты изначально были предназначены для рабочих целей, а сейчас они уже приняли развлекательную функцию, стали повседневным предметом нашей жизни».

Многие родители объясняют это веянием времени, что от него никуда уйти

Да, жизнь не стоит на месте, и без электронных устройств мы уже не можем обойтись, но чем позже родители позволят играть с телефоном, тем лучше.

Это зависит от взрослых, в первую очередь ведь мы сами приучаем детей к этому. Посмотрите, что происходит? Если ребенок плачет, что мама делает? Дает ему телефон. С одной стороны, ее понять можно, ей нужно делать домашнюю работу. Но дело в том, что некоторые родители не задумываются о последствиях, когда дают мобильник младенцам.

Ребенок еще не сформировал свой речевой аппарат, а уже сидит и играет с мобильной игрушкой. У него впоследствии вырабатывается совсем другое восприятие мира. Это также сказывается и на физическом развитии. Дети сидят в неправильной позе, сутулятся. Они все время в телефоне. У них нарушается осанка, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушается зрение.

Ребенок должен быть активным, больше общаться, разговаривать, не сидеть в телефоне, изучать мир. Дитя изучает мир руками, он везде лазает, все трогает, карабкается, бегает, налаживает коммуникации со старшими. Одним словом, нарабатывает опыт, и он бесценный! А что мы видим? Сидящих в манежах, пристегнутых в колясках. Мама держит на руках и не дает ползать по полу, предугадывает каждое его действие, ему даже не нужно пытаться говорить, чтобы попросить о чем-то. А потом, когда он вырастает, удивляются, откуда у него проблемы с речью, почему он некоммуникабельный, откуда истерики и прочее.

С какого времени нужно заниматься с ребенком?

Давайте обо всем по порядку. Развитие ребенка начинается еще в утробе матери. К 24-й неделе у плода формируется слуховой аппарат, до этого срока он воспринимает звуки поверхности тела в виде вибрации тканей и околоплодных вод.

При этом слова, обращенные к плоду, ощущаются малышом одинаково. Начиная с шести месяцев внутриутробной жизни, малыш уже слышит, различает интонации, обертоны, голос мамы, папы. И в период новорожденности он может более активно реагировать на те звуки, которые слышал внутриутробно. Таким образом, начиная с внутриутробного состояния, ребенок уже недополучает этого внимания.

Возраст от года до трех лет – это тот период, когда активно идет общение с окружающей средой, со сверстниками, развивается тактильное, эмоциональное общение. Опять же ребенок с телефоном, родители заняты или сидят в соцсетях. Гаджеты становятся способом его наказания, поощрения, манипуляций. А что в телефоне? Яркие картинки, сопровождающиеся музыкой. Они увлекают его, но для этого возраста уже примитивны.

Следующий этап – от трех до пяти лет. В пять лет устная речь должна быть сформирована, к пяти-шести годам сенситивный период заканчивается, и зоны мозга перестают быть пластичными. В этом возрасте уже сложнее выправить ситуацию. Не будем забывать, что речь с экрана – это порой малоосмысленный набор слов, она не является своей, поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняться криками или жестами.

Ребенок должен часто слышать разговорную речь. Но в современном мире молодые семьи проводят время за телефоном, бабушки и дедушки живут отдельно. Когда он рождается, маме некогда, она вся в делах, включает ему мультик, дает мобильник. Это мы видим не только дома, но и в автобусах, поликлиниках.

Логопед, наверное, сейчас очень востребован: во многих детсадах его не могут найти. И оплата высокая.

Количество детей с речевыми нарушениями растет, как на русском, так и на казахском языках. В каждом садике есть логопеды, и они очень востребованы. Но в детсадах идут групповые занятия, а иногда нужен индивидуальный подход, иначе ребенок останется «недоработанным». У логопедов ставки сейчас от 3 тыс. до 5 тыс. тенге за прием, это в среднем.

Сколько времени требуется ходить к логопеду?

Процесс может быть долгим. Все зависит от ребенка и его диагноза, от того, как он будет схватывать. Допустим, для постановки звуков достаточно месяца-двух. В целом все индивидуально.

Вы говорили о том, что родители стали меньше говорить с детьми. Как можно наверстать упущенное?

Во-первых, логопед должен посмотреть, проконсультировать. Иногда бывает, что приходится подключать психолога, если у ребенка зависимость. Я сейчас приведу пример. У меня была девочка, которая каждый день смотрела мультфильм «Маша и Медведь», она говорила голосом Маши, ее фразами и в целом считала себя Машей. И для родителей это было нормально. Но до какого возраста? Если так будет продолжаться, это может перерасти в проблему. Еще был случай: родители заняты работой, трехлетний ребенок говорил только «мама», а все остальные слова – на английском. То есть это все то, что он получил из YouTube. Своей речи у него нет, и ощущение, что живет в другом мире, виртуальном.

Первая консультация логопеда важна. Он оценит все, посмотрит артикуляционные мышцы, поговорит с мамой. Основную оценку дают невропатолог и логопед. В нашем центре мы в лечении используем еще и аппараты для стимуляции речевых зон. Результаты дают о себе знать. Это микрополяризация, БАК-терапия и томатис-терапия.

Понятно, что времени не хватает, но нужно общаться, разговаривать, все это элементарно. Показывать, рассказывать. Из-за того, что нет общения, нет и речи. Речь рождается в процессе активного взаимодействия с внешним миром. Сейчас взрослеет первое поколение экранных детей.

И эта проблема не только в Казахстане. Я читала исследования, там говорилось о том, что в наше время у 25% четырехлетних детей есть речевые нарушения, а в середине 1970-х эта цифра составляла 4%. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло в шесть раз! Некоторые родители, включая развивающие телеканалы, думают, что они помогают ребенку. А на самом деле нет. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Любите детей, будьте с ними, говорите с ними. Вы им нужны и ваше внимание.

Айгуль Тулекбаева