Карагандинский спортсмен в финале победил самого тяжелого участника из Восточно-Казахстанской области – Ерасыла Кажыбаева. Третье место досталось другому представителю восточного региона – Айбеку Нугымарову.
Благодаря этой победе экс-дзюдоист национальной сборной Ержан Шынкеев, за плечами которого бронзовые награды Универсиады 2009 года и этапа Кубка мира в 2011 году по дзюдо, заработал 25 миллионов тенге, стал обладателем золотого пояса чемпиона и трофея "Тайтуяк". В беседе с abctv.kz чемпион "Казахстан Барысы – 2018" вспомнил период дисквалификации на турнире по национальной борьбе, рассказал о своем выступлении на прошедшем состязании и о том, что ему помогло победить.
– Ержан, поздравляем Вас с победой на турнире "Казахстан Барысы". Это уже не первое Ваше участие. Спустя несколько дней после триумфа пришло ли понимание, что Вы наконец чемпион?
– Да, это уже мое пятое участие в турнире "Казахстан Барысы". До этого не хватало совсем чуть-чуть, чтобы стать лучшим. Поражения прошлых лет для меня были хорошим уроком, но в то же время мотивацией. Это уже восьмой турнир, можно сказать, два олимпийских цикла. Поэтому приехал с сильнейшим настроем победить.
– Путь к пьедесталу был нелегким. Многие, в том числе Ваши болельщики, помнят 2012 год, когда Вас на два года дисквалифицировали. Остался ли осадок?
– Это была схватка с Бейбытом Ыстыбаевым (трехкратный чемпион "Казахстан Барысы" 2012, 2015 и 2016 годов. – Прим. автора). Я считал, что победил и остался при своем мнении. Судейская коллегия осталась при своем. Но обиды никакой нет. Если бы была, то, наверное, не принимал участие на соревнованиях в дальнейшем. Это спорт. Бывают победы и поражения, недовольства, спорные моменты. К тому же со многими спортсменами в хороших отношениях, а конкретно с Бейбытом мы дружим семьями.
– Как в этот раз готовились к "Казахстан Барысы"?
– Советовался с тренером своим и принял решение взять отсрочку на год в Федерации дзюдо, чтобы полностью сконцентрироваться на казакша курес. Меня поддержали. В итоге в прошлом году, летом, после выступления на чемпионате мира по дзюдо в Будапеште я ушел с состава сборной и начал готовиться к "Казахстан Барысы".
Программа в этот раз была нелегкой. За одну тренировку по четыре-пять килограммов сбрасывали. Меня готовили два тренера – Диханбай Биткозов и Сергей Раков. С последним мы занимались физической и технической подготовкой. С Диханбаем Биткозовым уже готовились по борьбе, проводили поединки, изучали различных соперников, просматривали видео.
– В этом году на турнире было немало новых имен. На Ваш взгляд, возросла ли конкуренция? Если да, то больше это ощущается среди тех, кто участвует не первый год или наоборот?
– Да, есть новые лица, но они не пришли в борьбу вчера. Они и раньше тренировались, набирались опыта на разных соревнованиях, но их не было на самом финале. Но, несмотря на дебют в "Казахстан Барысы", они еще опаснее. Мы не знаем их характер, какой у них стиль, как ведет бой – все эти моменты не известны для тебя. Этим они и опасны. "Стареньких" мы знаем хорошо, но и они с каждым годом приходят с разной физической и тактической подготовкой. Обращаешь внимание, наблюдаешь. Это становится видно с первого же боя.
Также многое зависит от весовой категории. Кто-то быстрый, кто-то работает комбинациями, другие тяжелее тебя. С последними избегаешь ближнего боя, поддерживая дистанцию. С теми, кто легче, уже можно применять физическое давление, использовать свой вес. Тактик очень много. Это уже смотришь на то, с кем планируешь выходить на ковер.
– В финале Вам удалось одолеть самого тяжелого участника. Какой была для Вас решающая схватка?
– Знаете, здесь главное – хорошая подготовка на тренировках и настрой. В этот раз, помимо тренера, со мной был помощник, который анализировал схватки других участников, помогал мне советом, давал настрой. Что касается финала, то было нелегко. Но, как я уже говорил, я был настроен на победу – с этими мыслями я выходил на ковер.
– Вы не раз штурмовали пьедестал, проявляя настойчивость. Значит ли это, что мы увидим Вас на турнире в следующем году?
– Дай Аллах, буду участвовать. Загадывать относительно побед не буду, но планы есть приехать еще раз. Возможно, года два еще, если позволит здоровье, буду бороться. В долгосрочной перспективе подумывал уже начать тренерскую работу. У меня воспитанники есть, растет сын Алмас, 12 лет ему. Поэтому буду готовить. На сегодня не всегда хватает времени на регулярной основе тренировать его.
– Возможно, этот вопрос уже задавали мои коллеги, но все же спрошу. Куда будут потрачены 25 миллионов?
– Никакого секрета нет. В первую очередь будут потрачены на личные нужды, есть близкие люди, которым помогу. Более подробно, думаю, нет необходимости говорить.
Тулеубек Арынов