/img/tv1.svg
RU KZ
Через тернии к… окнам! Как алматинец строил оконный бизнес после двух банкротств

Через тернии к… окнам! Как алматинец строил оконный бизнес после двух банкротств

Автоматы и игорный бизнес, караоке-зал и вороватый персонал – вот то, что было в предпринимательском кейсе у Ержана Болатулы до того, как получилось построить успешный бизнес на окнах.

08:00 16 Август 2020 4099

Через тернии к… окнам! Как алматинец строил оконный бизнес после двух банкротств

Автор:

Мадина Ерик

Упрямство, выдержка и стрессоустойчивость, которым наш герой хорошо обучился благодаря проектам в прошлом, сегодня помогают ему вполне легко переживать любой кризис, даже такой, казалось бы, безвыходный и категоричный, как нынешний, связанный с пандемией. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Ержан рассказал, почему его компания «Оконный эксперт» демонстрирует позитивные показатели, в то время как конкуренты по рынку не справляются и закрывают бизнес, а также о том, какие актуальные проблемы сегодня переживает оконная индустрия.

Ержан, Вы, без преувеличения, оконных дел мастер. 11-летний опыт работы в этом бизнесе позволяет говорить об этом. Начинали Вы как раз во времена строительного бума в Казахстане, вовремя отреагировали или целенаправленно шли к бизнесу на окнах?

Думаю, что «оконных дел мастер» – это не совсем про меня. (Смеется.) Я просто люблю свою работу. Сегодня в сфере светопрозрачных конструкций мы оказываем все виды услуг, начиная с изготовления противомоскитных сеток и заканчивая остеклением любых многоэтажных домов любым видом остекления. А начинал я, как и все, с маленьких станков и шел в сферу остекления за развитием. Сегодня могу похвастать большим профессиональным опытом, ну и жизненным багажом тоже. Все сложилось так, как сложилось, сложно говорить, целенаправленно я шел к этому бизнесу или нет. Проектов, попыток, идей у меня, признаюсь, было немало.

Очень интригует сфера деятельности, где Вы зарабатывали до этого – игорный бизнес. Расскажите об этом опыте, как оказались «у рулетки», почему решили выйти из этого бизнеса?

До игорного бизнеса я имел небольшое дело, в котором получил очень печальный опыт банкротства. (Улыбается.) Тогда я потерял машину, все свои накопления, даже успел залезть в долги. Это был 2006 год, и я был в минусе на 20 тысяч долларов. Для молодого парня это очень болезненная сумма в то время была. Все, что у меня было, – это мои родители, их кров, и было что покушать. Немного посидев дома, я провернул какое-то совсем мелкое дело, заработал. На эти деньги и решил купить свой первый игровой аппарат. Начал поиск нужного мне товара. Но одно дело найти игровую машину, другое – придумать, куда ее поставить, чтобы ее по-настоящему использовали. Спустя месяц я нашел такое место, и, знаете, это была золотая жила. Я за один день заработал на еще один игровой автомат и вот таким образом, можно сказать, оказался в игровом бизнесе. Через полгода у меня было уже восемь  игровых залов. Не верится… Но это было. Те долговые обязательства, которые у меня были, я закрыл всего за один месяц. Для меня это было самым лучшим бонусом. Со временем игровые залы, наверное, наскучили мне, и я стал искать что-то новое. Далеко не ушел – открыл покерный клуб. Средства позволяли, нашел нужное помещение, сделал ремонт, занялся подбором персонала. Но надолго не хватило. Уже совсем скоро понял, что не мое. Да и в принципе игорный бизнес начал сходить «на нет» в Казахстане, а у меня в сознании стало что-то меняться. В общем, в какой-то момент загорелся окнами. Просто сидел дома, глядя на окно, задумался – есть ли у нас услуги ремонта окон, хорошие мастера. Не поленился, полез в Интернет и понял, что здесь я могу хорошо заработать. Было очень сложно, понятия не имел, с какой стороны подойти к оконному делу. Но меня уже было не остановить. (Смеется.) Начал все с чистого листа, и вот так оказался в оконном деле.

Так Вы в бизнесе «стреляный воробей», как говорится. Взлеты и падения Вам знакомы на практике.

Это точно. Забыл рассказать, кстати. Уже занимаясь окнами, я параллельно пробовал себя в общепите, в 2014 году. Была хорошая сумма, взял в аренду 1000 квадратов, 500 из них были гостиничные номера, остальное мы пустили под караоке-бар с тремя ВИП-залами. Успешно работали, туда я порядка 100 тысяч долларов вложил. Но спустя семь месяцев мой персонал меня обокрал – администратор, бармен и официант в сговоре своровали оборудование и продали его. Конечно, их нашли, осудили, взыскали что-то около 38 тысяч долларов ущерба. Посадили. Позже я уже отозвал заявление, их выпустили. Это было второе мое жесткое такое приземление. И вот с тех пор вплотную занимаюсь только окнами, уже больше не экспериментирую. (Улыбается.)

Тогда давайте детальнее об окнах и поговорим. Сколько средств нужно иметь на старте в подобном бизнесе, на что нужно потратиться в первую очередь? Сразу ли дела пошли в гору? Какие были трудности?

В начале своей деятельности мы занимались только сервисным обслуживанием окон, дверей и витражей. Спустя два года я начал потихоньку закупать недорогое оборудование по изготовлению окон. Вот таким был мой старт по части производства. С организационными моментами была куча проблем, главная, пожалуй, это нехватка квалифицированных кадров в данной отрасли. В оконной индустрии кадровый вопрос стоит очень остро по сей день. Я не унывал, шел, как говорится, вперед в надежде, что все получится. Так вот, большой проблемой было набрать людей в новую компанию, малоизвестную, отмечу. Касательно финансовых затрат, они были несущественными, аренда офиса только «кусала», инструменты обошлись не так много, что-то в районе 200 долларов. Вообще, сложностей было очень много на стартовых позициях и с формированием прайс-листа, дефектовочных актов, закупочных листов. С помощью мониторинга рынка, конечно же, все это получилось сделать, но для меня это было в тот момент темным лесом, если честно. Было чувство, что я вернулся в первый класс, заново пришлось учиться работе на компьютере, на новых программах, много всего пришлось понять, попробовать, прежде чем мы начали это применять и предлагать людям.

Что представляет из себя сегодня Ваша компания ? Имеются ли полноценные производственные цеха? Сколько человек в штате?

На сегодняшний день наша компания стоит уже твердо на ногах, мы являемся официальными представителями в Казахстане двух крупных заводов по противомоскитным сеткам и нанофильтрам. Хотелось бы отметить, что мы уже не только производственно-сервисная компания, но и торговая. Продаем оптом противомоскитный материал таким же переработчикам, как мы. В то время, когда люди сокращают свои штатные единицы, мы идем другим путем, даем людям работу во время пандемии. Добрали людей в цех и в офис. Общий штат команды – 11 человек, среди них есть люди, которые отработали уже более девяти лет в этой сфере. Конечно, это немного. Но основной костяк собран. Производственные площади мы пока что арендуем, но все впереди. Надеюсь, в ближайшие три года мы обязательно приобретем собственные производственные площади. Оборудование все свое – профессиональные станки от турецких и немецких производителей.

Давайте поговорим о конкуренции. Понятно, что в Вашем деле она очень высокая. Что позволяет Вам выигрывать в борьбе за клиента?

Мы предлагаем окна от немецких производителей, думаю, всем понятно почему. Немцы – законодатели в оконной индустрии, все ноу-хау всегда приходят от них и за редким исключением из Турции. К сожалению, казахстанские производители пока не пользуются должной репутацией. Ряд местных производителей серьезно подорвали доверие к своему продукту, и в целом это отразилось на общем мнении об окнах казахстанского производства. Тем не менее вопрос о конкуренции очень болезненный для нас, бесспорно. Я бы сказал, что в нашей отрасли конкуренция высокая чересчур. Мы держимся на плаву благодаря тому, что уже зарекомендовали себя специалистами на рынке, а во-вторых, мы выполняем весь спектр услуг, связанных со светопрозрачными конструкциями, а это сервисное обслуживание окон, изготовление недорогих противомоскитных сеток, вплоть до сеток премиум-класса, изготовление ПВХ и алюминиевых окон любых конфигураций и с очень сложными механизмами. Также изготавливаем душевые перегородки, цельностеклянные перегородки и так далее. Борьбу с конкурентами выигрываем по самой простой схеме: никого не обманываем, не нагружаем, это обязательное выполнение своих обязательств перед заказчиками и, конечно же, своевременное гарантийное обслуживание.

Можете озвучить цифры, чтобы можно было судить об эффективности компании? Какой у вас годовой оборот, чистая прибыль? На что вы расходуете средства в своем бизнесе?

Всех цифр я вам озвучить не могу. Мы в плюсе, и все заработанные средства постоянно идут на развитие: обновление инструментов наших ребят, рекламу, развитие соцсетей, корпоративного сайта, на улучшение условий содержания производственных площадей и многое другое. На себя любимого я трачу совсем немного пока. (Смеется.)

В офлайн-беседе Вы отметили, что в период пандемии у вас спрос не упал, а, напротив, растет. Можно ли сделать вывод, что, вынужденно сидя дома, казахстанцы активно занялись ремонтом и на это у них средства есть?

Действительно, во время пандемии работа шла активнее, чем в другие месяцы. Но это также связано с тем, что мы в тот момент реализовывали два тендера и один коммерческий проект. Когда сняли все запреты на передвижение, наша работа закипела по-настоящему. А что касается повальных ремонтов, нет, такого сказать не могу. Добавлю, что сейчас «вскрылась» такая проблема, как недовольство соседей, когда проводится ремонт. Очень много сегодня нелояльных, нетерпеливых людей, которые, чуть какой шум, начинают звонить стражам порядка. Хотя и это можно понять. В домашней изоляции находиться и без того нелегко, а тут еще и сверлят за стенкой.

Ержан, а как Ваша компания переживала предыдущие экономические кризисы? У Вас, наверняка, уже есть закалка и опыт в этом плане?

Если говорить о текущем положении, я не скажу, что дела обстоят так же хорошо, как в 2012-2015 годы, но по сравнению с некоторыми нашими конкурентами мы молодцы. С нашими конкурентами, коллегами по цеху, так сказать, мы постоянно общаемся, с некоторыми даже дружим. И вот печальная статистика – за последнее время семь цехов прекратили свою деятельность, не хватает средств на оплату зарплатного фонда, аренду платить нужно. А это как минимум от одного до двух миллионов тенге. Очень жаль, что так складывается. У всех у нас семьи и определенные обязательства.

Приходилось ли Вам прибегать к помощи государства?

Государственная помощь нынче стала недоступной для малого бизнеса, это мое мнение. Пока пройдешь этот бюрократический ад, все проклянешь и уже сам откажешься от этой затеи. Очень редко получается выбить для себя какие-то преференции, что-то полезное для цеха.

Поговорим о планах. Нет ли намерения выйти за пределы Казахстана? Наверняка, есть у Вас и план антикризисный на случай, если спрос упадет ввиду сложившейся ситуации в стране и в мире?

Наши приоритетные планы сейчас – это развить отдел продаж и сделать из него независимый организм, начать получать от этого прибыль и много положительных эмоций. (Улыбается.) Относительно антикризисного плана, честно говоря, не думал, поскольку слишком много работы, и это ободряет. Клиенты сейчас к нам записываются за месяц вперед.

Спасибо за беседу, Ержан. Успехов!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

МСБ продлят освобождение от налогов с ФОТ до 1 января 2021 года

Опубликовано соответствующее постановление правительства.

24 Сентябрь 2020 17:25 3056

Субъектам малого и среднего предпринимательства продлят освобождение от налогов с фонда оплаты труда до 1 января следующего года. Соответствующее постановление правительства опубликовано на площадке нормативно-правовых актов.

В постановлении указывается установить: поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование; поправочный коэффициент «12/19» к ставке социального налога, за исключением лиц, занимающихся частной практикой.

Данное положение применяется в отношении лиц, занимающихся частной практикой, а также субъектов микро, малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по перечню видов деятельности, и их работников по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя. Постановление вводится в действие с 1 октября 2020 года.

Однако в проекте приказа отсутствует перечень отраслей.

Напомним, с 1 апреля по 1 октября этого года 29 видов деятельности в Казахстане были освобождены от отчислений в фонд оплаты труда и взносов в ЕНПФ. Подробный перечень отраслей представлен по ссылке . В частности, данная норма коснулась наиболее пострадавших отраслей в период карантина и ЧП.

Как ранее рассказал председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов, бизнесмены ставили много вопросов по теме исчерпывающего перечня отраслей, которые можно считать пострадавшими, на которые распространяются налоговые послабления, особенно по фонду оплаты труда.

По ситуации в настоящее время глава НПП рассказал о результатах опроса 10% казахстанского МСБ (порядка 70 тыс. субъектов бизнеса) в наиболее пострадавших отраслях экономики.

«Так, опрос показал следующие результаты. Более 30% опрошенных к началу сентября были вынуждены пойти на оптимизацию персонала, 16% из опрошенных уже провели сокращения – 80 тысяч работников уже сокращены, 90 тысяч сотрудников отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. Эти цифры мы не наблюдаем в официальной статистике, стоит задача – как нивелировать эти последствия. Более 30% опрошенных находятся в преддверии закрытия бизнеса – общепит, частные школы и сады, туризм. Если экстраполировать полученные данные на остальной бизнес, то можно понять, с каким масштабом сокращений и закрытия бизнеса мы столкнемся в ближайшее время», – резюмировал Аблай Мырзахметов.

Редакция inbusiness.kz обратилась в министерство труда с запросом уточнить перечень отраслей, которым продлено освобождение от налогов с ФОТ.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Какие выводы делают бизнесмены после пандемии и карантина, и как в Нур-Султане спасался цветочный бизнес

19 Сентябрь 2020 09:00 2407

Нурлан Баукенов больше трех лет занимается цветочным бизнесом в Нур-Султане. Его компанию хорошо знают столичные красавицы и местные романтики. А в период жестких ограничений во время карантина клиентская база пополнилась обычными казахстанцами, которым вдруг захотелось сделать приятное родным, приободрить их в домашнем заточении или поздравить с днем рождения, находясь при этом в другой стране с закрытыми границами. Вот так выживал цветочный бизнес. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Нурлан рассказал, какой главный опыт он извлек из работы в режиме пандемии и почему не готов отказаться от роз, орхидей и пионов в пользу менее рискованного бизнеса.   

Нурлан, порадуйте нас, расскажите, что все карантинные месяцы казахстанцы вдруг стали внимательными к своим домочадцам, активно закупали у Вас цветы и Ваш бизнес сегодня «цветет и пахнет» во всех смыслах?

Да, рассказать есть что. В первые дни карантинных ограничений и мы, и наши заказчики пребывали в небольшом замешательстве. Никто не знал, какие новые сюрпризы подготовит нам завтрашний день. Люди массово скупали крупы, консервы, маски, антисептики и туалетную бумагу. Поэтому мысли о цветах или о каких-либо других подарках немного отошли на второй план. Но Вы правы, с течением времени мы стали замечать, что с каждым днем ситуация стабилизируется. Стали преобладать заказы просто так, без повода, чтобы подбодрить и поднять настроение своим близким. Также, конечно, с гордостью можем заявить, что стали неким связующим звеном для людей, которые из-за закрытых границ не смогли поздравить своих родных людей с памятными датами вживую. Тогда они обращались к нам посредством мессенджеров, заказывали букеты, писали тексты для открыток и курьер уезжал радовать получателя неожиданным презентом. К сожалению, не могу сказать, что сейчас все «цветет и пахнет». Все-таки пандемия ударила практически по всем направлениям бизнеса, и мы не исключение. Если посмотреть на статистику, то с каждым годом мы отмечали постепенный рост продаж. В нынешней же ситуации мы наблюдаем замедление темпов роста. Но мы не опускаем руки и верим, что скоро все вернется на круги своя.

Вернемся к первым ограничениям в марте. Как Вы поступили со своим цветочным бизнесом тогда, когда стало впервые понятно, что грядет непростое время и актуальным останется только разве что аптечный бизнес и продуктовый. Какие решения тогда приняли?

Самая важная мысль, которая была у меня в голове, – это сохранить все то, что создавалось нашей командой упорным трудом на протяжении нескольких лет. Мы посоветовались с сотрудниками, взвесили все «за» и «против», и приняли решение работать до тех пор, пока это будет возможным. Также, конечно, я чувствовал большую ответственность перед своими коллегами. Мы вместе работаем уже более трех лет, и оставить нас всех в подвешенном состоянии было бы крайне безответственным. Я очень благодарен нашему небольшому коллективу, что мы просто взяли себя в руки и продолжили делать то, что умеем, несмотря ни на что.

Вы работали на доставку. Но тогда здесь вопрос – было ли что продавать? Насколько я знаю, у Вас поставки цветов идут из Голландии в основном. И кстати, да, почему Вы не продаете цветы, выращенные в Казахстане?

Да, как только правительство начало вводить карантинные меры, мы стали работать исключительно в режиме доставки. С поставками из Голландии и других стран, выращивающих цветы, действительно были большие проблемы. Но некоторые наши партнеры-поставщики смогли обеспечивать нас ограниченным количеством растений. Также не стоит забывать о стабилизированных растениях и сухоцветах, которые не портятся и тоже очень нравятся покупателям. Что по поводу местных производителей. К сожалению, большей частью цветы, выращенные в нашей стране – это розы классических сортов и расцветок. Но мы работаем в несколько ином направлении.

Простые розы можно купить везде, а мы больше ориентируемся на букеты, составленные из экзотических сортов цветов, которые не продают в каждом цветочном киоске. Еще одним немаловажным фактором является то, что пока что наши плантации цветов, к сожалению, не могут конкурировать по цене и качеству с зарубежными производителями. Мы бы были рады поддерживать наших производителей, но на данный момент это направление в Казахстане только-только набирает обороты. Радует, что появляются небольшие фермы, выращивающие что-то помимо роз. Мы с большим любопытством наблюдаем за ними и потихонечку начинаем сотрудничать.

Кто был Вашим покупателем чаще всего? Какие цветы приобретали, были ли в ходу дорогие, роскошные букеты, к которым мы привыкли в Instagram, или все-таки чувствовалось социальное напряжение, финансовые затруднения казахстанцев даже в выборе цветов?

Карантин карантином, но жизнь ведь все-таки продолжалась. У людей также были дни рождения, юбилеи и другие памятные даты. Также, повторюсь, в карантин цветочные магазины стали связующим звеном между вынужденно разлученными людьми в разных городах и странах. Дети отправляли цветы мамам, внуки бабушкам и так далее. Конечно, многие заказчики хотели подарить что-то роскошное, но из-за перебоев с поставками мы не всегда могли удовлетворить запросы всех покупателей. Но они прекрасно видели всю сложившуюся ситуацию и с пониманием к этому относились. Люди, так же, как и в «докарантинное» время, покупали как недорогие букеты, так и букеты подороже. Но мы не планировали снижать планку своих работ, и когда понимали, что ничего красивого и необычного из оставшихся в наличии цветов мы предложить не можем, закрывались и не принимали заказы до следующих поставок.

Подобьем кассу – как в финансовом выражении карантин повлиял на Ваш бизнес? Есть ведь и позитивные моменты, когда не нужно тратиться на аренду – много случаев, когда арендодатели входили в положение – и владельцы хорошо экономили, активизируясь в онлайн-магазинах. Другими словами, в цифрах – сегодня Вы в плюсе или в минусе?

Конечно, наши арендодатели пошли нам навстречу и сделали хорошую скидку на аренду, за что им большое спасибо. Но и я, в свою очередь, понимал, что это тоже заработок владельца помещения, и как только ситуация начала стабилизироваться, снова начал оплачивать сумму по договору. В финансовом положении, естественно, пострадали практически все сферы. Кто-то больше, кто-то меньше. Но те, кто изначально был заточен под онлайн-торговлю, почувствовали изменения в своей работе немного меньше. По поводу вопроса в плюсе мы или нет, отвечу так: мы в плюсе, но карантин замедлил темпы нашего развития.

Не секрет, что цветочный бизнес очень зависим от праздничных дат. В Вашем случае упущены мартовские праздники, майские школьные звонки и выпускные, 1 сентября. Получается, Ваш бизнес всем этим может быть парализован очень долгое время. Вы можете успешно работать только при возврате к полноценной жизни…

8 марта – день, являющийся самым главным в работе каждого цветочного магазина, к счастью, мы не упустили. А что касается других праздников, то мы изначально сильно не акцентировали на них внимания. Считаю, что работать только из-за праздников и сильно на них концентрироваться не совсем правильно. Лучше работать над тем, чтобы ежедневно были стабильные продажи, чем «выстреливать» несколько раз в году.

Нурлан, не возникало желания заняться менее рискованным бизнесом? Таким, чтобы мог выжить в любых, самых экстремальных условиях? Согласитесь, цветы – и в спокойное время весьма сложный бизнес.

Я работаю с 9 класса, и за все свои 29 полных лет занимался разными сферами бизнеса. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень нравится. Да, продажа живых цветов – достаточно рискованная сфера деятельности, но все приходит с опытом. Бизнес – это всегда определенные риски, как ни крути. Иногда, конечно же, возникают мысли о другом виде деятельности. Но это не значит, что нужно закрывать одно и начинать что-то другое. При желании, можно успешно управлять несколькими направлениями одновременно.

Вы большой оптимист. Чему из позитивного научил Вас опыт работы в карантин? Какие выводы Вы для себя сделали? С каким багажом готовы к работе в условиях второй волны коронавируса, о которой сегодня много говорят?

Самый главный вывод, который я для себя сделал в очередной раз: «Будущее за онлайн услугами, обучением и торговлей». За время карантина мы выявили свои сильные и слабые стороны. Но сейчас вопрос в другом: с каким опытом и багажом знаний придет к возможной второй волне наше правительство. Удастся ли им продумать свои постановления так, чтобы дать функционировать как можно бОльшим сферам деятельности и тем самым сохранить рабочие места своих граждан.

Подсчитывали ли Вы, сколько должно пройти времени – мы говорим о формате прежней жизни – чтобы Ваш бизнес нормально функционировал, и можно было бы строить планы на его масштабирование?

Нет, такие подсчеты я не производил. Но считаю, что как только снимут все ограничения, во всех сферах ситуация начнет выравниваться. Потому что все сферы деятельности связаны между собой. Сотрудник офиса идет тратить заработок в магазины одежды, салоны красоты, кафе и рестораны, сотрудники этих заведений едут в путешествия, идут покупать технику, смотреть кино, дарят цветы и так далее по цепочке. И пока что-то функционирует, а что-то нет, этот баланс нарушен, а это отражается на нас всех.

Вы правильно отметили ответственность государства. Как считаете, Нурлан, достаточную ли поддержку предусмотрело правительство для отечественного МСБ в период ЧП и карантина? Вы обращались за предложенной помощью – я говорю о единовременных выплатах, мораториях по налогам и прочее?

Я не подавал заявок на выплаты и не обращался в банки за бизнес-кредитом, поэтому мне сложно о чем-либо рассуждать. Конечно, большим облегчением стало освобождение от налоговых выплат макро и малого бизнеса с 1 января 2020 года. В сложившейся ситуации это оказалось как никогда кстати. Но хотелось бы обратить внимание правительства на еще одну большую проблему, с которой мы столкнулись во время карантина – постановления санитарных врачей. К примеру, работать в режиме доставки, согласно документу, было можно, но при попытке оформить пропуск на передвижение по городу, в ответе Оперативного штаба, который пришел только через 19 дней, мы получили отказ. Обращались с этим вопросом в Палату предпринимателей, там отвечали, что согласно этому же постановлению, работать нам можно и нам должны были выдать разрешение. Хотелось бы, чтобы правила и алгоритмы работы были продуманы более детально, и пункты не противоречили сами себе.

Успехов Вам, Нурлан. Спасибо за беседу.

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!