Через тернии к… окнам! Как алматинец строил оконный бизнес после двух банкротств

7011

Автоматы и игорный бизнес, караоке-зал и вороватый персонал – вот то, что было в предпринимательском кейсе у Ержана Болатулы до того, как получилось построить успешный бизнес на окнах.

Через тернии к… окнам! Как алматинец строил оконный бизнес после двух банкротств

Упрямство, выдержка и стрессоустойчивость, которым наш герой хорошо обучился благодаря проектам в прошлом, сегодня помогают ему вполне легко переживать любой кризис, даже такой, казалось бы, безвыходный и категоричный, как нынешний, связанный с пандемией. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Ержан рассказал, почему его компания "Оконный эксперт" демонстрирует позитивные показатели, в то время как конкуренты по рынку не справляются и закрывают бизнес, а также о том, какие актуальные проблемы сегодня переживает оконная индустрия.

Ержан, Вы, без преувеличения, оконных дел мастер. 11-летний опыт работы в этом бизнесе позволяет говорить об этом. Начинали Вы как раз во времена строительного бума в Казахстане, вовремя отреагировали или целенаправленно шли к бизнесу на окнах?

Думаю, что "оконных дел мастер" – это не совсем про меня. (Смеется.) Я просто люблю свою работу. Сегодня в сфере светопрозрачных конструкций мы оказываем все виды услуг, начиная с изготовления противомоскитных сеток и заканчивая остеклением любых многоэтажных домов любым видом остекления. А начинал я, как и все, с маленьких станков и шел в сферу остекления за развитием. Сегодня могу похвастать большим профессиональным опытом, ну и жизненным багажом тоже. Все сложилось так, как сложилось, сложно говорить, целенаправленно я шел к этому бизнесу или нет. Проектов, попыток, идей у меня, признаюсь, было немало.

Очень интригует сфера деятельности, где Вы зарабатывали до этого – игорный бизнес. Расскажите об этом опыте, как оказались "у рулетки", почему решили выйти из этого бизнеса?

До игорного бизнеса я имел небольшое дело, в котором получил очень печальный опыт банкротства. (Улыбается.) Тогда я потерял машину, все свои накопления, даже успел залезть в долги. Это был 2006 год, и я был в минусе на 20 тысяч долларов. Для молодого парня это очень болезненная сумма в то время была. Все, что у меня было, – это мои родители, их кров, и было что покушать. Немного посидев дома, я провернул какое-то совсем мелкое дело, заработал. На эти деньги и решил купить свой первый игровой аппарат. Начал поиск нужного мне товара. Но одно дело найти игровую машину, другое – придумать, куда ее поставить, чтобы ее по-настоящему использовали. Спустя месяц я нашел такое место, и, знаете, это была золотая жила. Я за один день заработал на еще один игровой автомат и вот таким образом, можно сказать, оказался в игровом бизнесе. Через полгода у меня было уже восемь  игровых залов. Не верится… Но это было. Те долговые обязательства, которые у меня были, я закрыл всего за один месяц. Для меня это было самым лучшим бонусом. Со временем игровые залы, наверное, наскучили мне, и я стал искать что-то новое. Далеко не ушел – открыл покерный клуб. Средства позволяли, нашел нужное помещение, сделал ремонт, занялся подбором персонала. Но надолго не хватило. Уже совсем скоро понял, что не мое. Да и в принципе игорный бизнес начал сходить "на нет" в Казахстане, а у меня в сознании стало что-то меняться. В общем, в какой-то момент загорелся окнами. Просто сидел дома, глядя на окно, задумался – есть ли у нас услуги ремонта окон, хорошие мастера. Не поленился, полез в Интернет и понял, что здесь я могу хорошо заработать. Было очень сложно, понятия не имел, с какой стороны подойти к оконному делу. Но меня уже было не остановить. (Смеется.) Начал все с чистого листа, и вот так оказался в оконном деле.

Так Вы в бизнесе "стреляный воробей", как говорится. Взлеты и падения Вам знакомы на практике.

Это точно. Забыл рассказать, кстати. Уже занимаясь окнами, я параллельно пробовал себя в общепите, в 2014 году. Была хорошая сумма, взял в аренду 1000 квадратов, 500 из них были гостиничные номера, остальное мы пустили под караоке-бар с тремя ВИП-залами. Успешно работали, туда я порядка 100 тысяч долларов вложил. Но спустя семь месяцев мой персонал меня обокрал – администратор, бармен и официант в сговоре своровали оборудование и продали его. Конечно, их нашли, осудили, взыскали что-то около 38 тысяч долларов ущерба. Посадили. Позже я уже отозвал заявление, их выпустили. Это было второе мое жесткое такое приземление. И вот с тех пор вплотную занимаюсь только окнами, уже больше не экспериментирую. (Улыбается.)

Тогда давайте детальнее об окнах и поговорим. Сколько средств нужно иметь на старте в подобном бизнесе, на что нужно потратиться в первую очередь? Сразу ли дела пошли в гору? Какие были трудности?

В начале своей деятельности мы занимались только сервисным обслуживанием окон, дверей и витражей. Спустя два года я начал потихоньку закупать недорогое оборудование по изготовлению окон. Вот таким был мой старт по части производства. С организационными моментами была куча проблем, главная, пожалуй, это нехватка квалифицированных кадров в данной отрасли. В оконной индустрии кадровый вопрос стоит очень остро по сей день. Я не унывал, шел, как говорится, вперед в надежде, что все получится. Так вот, большой проблемой было набрать людей в новую компанию, малоизвестную, отмечу. Касательно финансовых затрат, они были несущественными, аренда офиса только "кусала", инструменты обошлись не так много, что-то в районе 200 долларов. Вообще, сложностей было очень много на стартовых позициях и с формированием прайс-листа, дефектовочных актов, закупочных листов. С помощью мониторинга рынка, конечно же, все это получилось сделать, но для меня это было в тот момент темным лесом, если честно. Было чувство, что я вернулся в первый класс, заново пришлось учиться работе на компьютере, на новых программах, много всего пришлось понять, попробовать, прежде чем мы начали это применять и предлагать людям.

Что представляет из себя сегодня Ваша компания ? Имеются ли полноценные производственные цеха? Сколько человек в штате?

На сегодняшний день наша компания стоит уже твердо на ногах, мы являемся официальными представителями в Казахстане двух крупных заводов по противомоскитным сеткам и нанофильтрам. Хотелось бы отметить, что мы уже не только производственно-сервисная компания, но и торговая. Продаем оптом противомоскитный материал таким же переработчикам, как мы. В то время, когда люди сокращают свои штатные единицы, мы идем другим путем, даем людям работу во время пандемии. Добрали людей в цех и в офис. Общий штат команды – 11 человек, среди них есть люди, которые отработали уже более девяти лет в этой сфере. Конечно, это немного. Но основной костяк собран. Производственные площади мы пока что арендуем, но все впереди. Надеюсь, в ближайшие три года мы обязательно приобретем собственные производственные площади. Оборудование все свое – профессиональные станки от турецких и немецких производителей.

Давайте поговорим о конкуренции. Понятно, что в Вашем деле она очень высокая. Что позволяет Вам выигрывать в борьбе за клиента?

Мы предлагаем окна от немецких производителей, думаю, всем понятно почему. Немцы – законодатели в оконной индустрии, все ноу-хау всегда приходят от них и за редким исключением из Турции. К сожалению, казахстанские производители пока не пользуются должной репутацией. Ряд местных производителей серьезно подорвали доверие к своему продукту, и в целом это отразилось на общем мнении об окнах казахстанского производства. Тем не менее вопрос о конкуренции очень болезненный для нас, бесспорно. Я бы сказал, что в нашей отрасли конкуренция высокая чересчур. Мы держимся на плаву благодаря тому, что уже зарекомендовали себя специалистами на рынке, а во-вторых, мы выполняем весь спектр услуг, связанных со светопрозрачными конструкциями, а это сервисное обслуживание окон, изготовление недорогих противомоскитных сеток, вплоть до сеток премиум-класса, изготовление ПВХ и алюминиевых окон любых конфигураций и с очень сложными механизмами. Также изготавливаем душевые перегородки, цельностеклянные перегородки и так далее. Борьбу с конкурентами выигрываем по самой простой схеме: никого не обманываем, не нагружаем, это обязательное выполнение своих обязательств перед заказчиками и, конечно же, своевременное гарантийное обслуживание.

Можете озвучить цифры, чтобы можно было судить об эффективности компании? Какой у вас годовой оборот, чистая прибыль? На что вы расходуете средства в своем бизнесе?

Всех цифр я вам озвучить не могу. Мы в плюсе, и все заработанные средства постоянно идут на развитие: обновление инструментов наших ребят, рекламу, развитие соцсетей, корпоративного сайта, на улучшение условий содержания производственных площадей и многое другое. На себя любимого я трачу совсем немного пока. (Смеется.)

В офлайн-беседе Вы отметили, что в период пандемии у вас спрос не упал, а, напротив, растет. Можно ли сделать вывод, что, вынужденно сидя дома, казахстанцы активно занялись ремонтом и на это у них средства есть?

Действительно, во время пандемии работа шла активнее, чем в другие месяцы. Но это также связано с тем, что мы в тот момент реализовывали два тендера и один коммерческий проект. Когда сняли все запреты на передвижение, наша работа закипела по-настоящему. А что касается повальных ремонтов, нет, такого сказать не могу. Добавлю, что сейчас "вскрылась" такая проблема, как недовольство соседей, когда проводится ремонт. Очень много сегодня нелояльных, нетерпеливых людей, которые, чуть какой шум, начинают звонить стражам порядка. Хотя и это можно понять. В домашней изоляции находиться и без того нелегко, а тут еще и сверлят за стенкой.

Ержан, а как Ваша компания переживала предыдущие экономические кризисы? У Вас, наверняка, уже есть закалка и опыт в этом плане?

Если говорить о текущем положении, я не скажу, что дела обстоят так же хорошо, как в 2012-2015 годы, но по сравнению с некоторыми нашими конкурентами мы молодцы. С нашими конкурентами, коллегами по цеху, так сказать, мы постоянно общаемся, с некоторыми даже дружим. И вот печальная статистика – за последнее время семь цехов прекратили свою деятельность, не хватает средств на оплату зарплатного фонда, аренду платить нужно. А это как минимум от одного до двух миллионов тенге. Очень жаль, что так складывается. У всех у нас семьи и определенные обязательства.

Приходилось ли Вам прибегать к помощи государства?

Государственная помощь нынче стала недоступной для малого бизнеса, это мое мнение. Пока пройдешь этот бюрократический ад, все проклянешь и уже сам откажешься от этой затеи. Очень редко получается выбить для себя какие-то преференции, что-то полезное для цеха.

Поговорим о планах. Нет ли намерения выйти за пределы Казахстана? Наверняка, есть у Вас и план антикризисный на случай, если спрос упадет ввиду сложившейся ситуации в стране и в мире?

Наши приоритетные планы сейчас – это развить отдел продаж и сделать из него независимый организм, начать получать от этого прибыль и много положительных эмоций. (Улыбается.) Относительно антикризисного плана, честно говоря, не думал, поскольку слишком много работы, и это ободряет. Клиенты сейчас к нам записываются за месяц вперед.

Спасибо за беседу, Ержан. Успехов!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться