Черная дыра "миграционки", или Невероятные приключения иностранцев в Казахстане

14778

Зачем миграционной полиции справки об отсутствии у грудных младенцев венерических заболеваний и наркомании и почему карагандинский migration policeman не говорит по-английски?

Черная дыра "миграционки", или Невероятные приключения иностранцев в Казахстане Фото: zakon.kz

Как уже сообщал inbusiness.kz, мажилис одобрил документ, в котором прописаны права трудовых мигрантов из Казахстана и Узбекистана.

По словам министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, мигранты будут получать в двух странах равный доступ к отпуску, получению медицинской помощи, а также будет решен ряд вопросов по защите их прав.

Защита прав не граждан Республики Казахстан, работающих в нашей стране или просто по ней путешествующих, – это очень большая проблема. Для примера приведем три истории, в которых участвовали подданный Российской Федерации гражданин С., проживающий и работающий в Караганде, и два туриста из Аргентины.

История первая. Веселый миграционщик

В ней незаконные действия инспектора специального отдельного взвода по борьбе с незаконной миграцией (СОВБНМ) ДП Карагандинской области Молжигитова М. К. закрутили очень интересную карусель, в которой система отказывается выдавать "неправильный винтик".

В настоящее время управление собственной безопасности Карагандинского департамента полиции повторно (в первый раз оно его незаконно прекратило) расследует дело ЕРДР № 193569031000292.

Суть дела такова. 2 мая 2019 года инспектором СОВБНМ  Молжигитовым М. К. на гражданина С. был составлен административный протокол. В тот же день заместителем начальника Кировского ОП УП г. Караганды в отношении С. вынесено постановление о наложении взыскания по ч. 4 ст. 492 КРКоАП в размере 25 250 тенге.

Не согласившись с данным постановлением, так как такого нарушения "Постоянное проживание в Республике Казахстан иностранца или лица без гражданства без регистрации по постоянному месту жительства" он не совершал, С. обратился в административный суд с просьбой это постановление отменить.

В суде, что интересно, полиция оригинала постановления о наказании не предоставила. А вот свидетели заявили, что не давали таких показаний, какие были указаны в объяснительных.

Скриншот из постановления суда

В итоге адмсуд отменил постановление о наложении взыскания с гражданина С., а в отношении инспектора специального отдельного взвода по борьбе с незаконной миграцией ДП Карагандинской области Молжигитова М. К. вынес частное определение, где указал, что карагандинский полицейский не знает (!) норм казахстанского законодательства.

Частное определение суда

Полиция, к слову, апелляционную жалобу не подавала, признав тем самым неправомерность действий своего инспектора.

9 августа 2019 года в управление собственной безопасности ДП Карагандинской области от гражданина С. поступило заявление по факту "фальсификации доказательств по делам об административных правонарушениях, совершенной должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях" (ч. 2 ст. 416 УК РК).

Через два месяца, 10 октября 2019 года, следователь ОР УСБ ДП Карагандинской области Сулейменов Д. Б. прекратил производство досудебного расследования в отношении Молжигитова М. К. "за отсутствием состава уголовного правонарушения". Интересно, что за два месяца следствия гражданина С. и его представителя следователь вызывал только один раз.

"Как только нам стало известно о прекращении уголовного дела, нами незамедлительно была подана жалоба надзирающему прокурору. Согласно полученному ответу, постановление следователя Сулейменова Д. П. было отменено. В настоящее время о судьбе расследования нам опять ничего не известно, к следователю за это время ни разу не вызывали", – сообщил inbusiness.kz Камиль Каримов – представитель С.

Между тем гражданин С. уже не в первый раз сталкивается с нашей миграционной полицией, успев насладиться всеми прелестями этого общения.

История вторая. Докажите, что грудной младенец не наркоман

Здесь, как и в последующей истории, повествование пойдет от первого лица, и С. расскажет все сам:

"С апреля 2019 года я пытался получить разрешение на постоянное  проживание для своего сына, которому на тот момент исполнилось четыре месяца. Сначала нужно было представить один набор документов, включая пять медицинских справок. Две из них ну очень интересные: об отсутствии у четырехмесячного ребенка венерических заболеваний, а также наркотической и алкогольной зависимостей! Это даже не Салтыков-Щедрин, и не Ильф и Петров – это миграционная полиция Караганды.

После сбора всего пакета документов оказалось, что часть из них не нужна, а в других якобы ошибки. Шесть раз мне приходилось их переделывать, включая те, которые делались у нотариуса. Однако каждый раз возникали новые, взаимоисключающие и противоречащие друг другу требования.

Когда же мне удалось удовлетворить требования миграционного полицейского, она отказалась мне выдавать справку о принятии документов, мотивируя это тем, что я поставил в документах дату следующего дня, о чем, к слову, она меня попросила сама пять минут назад. Создалось впечатление, что она просто издевалась над посетителями, упиваясь своей властью.

Но однако же благодаря именно ей я и познакомился с двумя иностранными туристами-бедолагами".

История третья. Argentino turisto – obliko demoralizato

"Это произошло в конце первой декады августа 2019 года, когда я в очередной раз приехал в миграционную полицию на Крылова, 10, с очередным набором документов. Большая очередь, люди ругаются…

На этом фоне два молодых человека, явно "не нашей наружности", категорически не вписывались в пейзаж: они тихо сидели на скамейке, никого не трогали, ни на кого не орали.

Решив свои вопросы, на выходе я опять обратил на них внимание: парни выглядели такими потерянными и с огромной зеленой тоской в глазах.

Я спросил у них по-русски: "Могу я вам чем-то помочь?" Они посмотрели на меня таким же невидящим взглядом. Я переспросил по-английски. Они буквально заорали: "Ура, хоть кто-то здесь говорит по-английски!"

"Что случилось"? – спрашиваю. "Мы туристы из Аргентины, нам надо поставить регистрацию". –

"И в чем проблема?" – "Мы уже в третьем офисе, нас футболят из одного в другой, ничего не объясняя. Уже второй день в Караганде, теряем время из своего путешествия, тупо ходим по миграционной полиции".

Я вызвался им помочь и подошел к женщине – миграционному офицеру, которая подтвердила, что да, им нужна регистрация, иначе им грозит штраф. Но здесь им ее не сделают, так как надо регистрироваться по месту их проживания.

Выяснилось, что у парней на руках квитанция из какого-то хостела на Юго-Востоке (район Караганды), поэтому им нужно ехать в миграционный ЦОН, что на проспекте Шахтёров.

Я попросил ее туда позвонить и получить подтверждение, что там аргентинцам действительно поставят регистрацию.

Сели ко мне в машину и поехали на Юго-Восток. Там, посмотрев их документы и билеты в Алматы, нам пояснили, что поставить пресловутую регистрацию можно, но поскольку они сегодня, согласно билетам, уезжают в южную столицу, то пусть лучше регистрируются там.

Туристы согласились, сказав: "Алматы же, наверное, туристический город, там с английским языком получше, и нам, наверное, легче будет".

Однако аргентинцы ошибались.

Когда они приехали в "туристический город", я им выслал геолокации отделов миграционной полиции. Из одного их отфутболили во второй, а там, по их словам, им сказали, что, поскольку они нарушители, у них отберут паспорта. Они сразу все поняли и ретировались из миграционки.

Вот наша переписка в WhatsApp с одним из них по имени Федерико уже после их выхода из отдела:

 

 

С: "Как дела?"

Ф: "Не совсем хорошо. Они хотели забрать паспорт. Но мы ушли".

С: "Понял, уезжаете прямо сейчас в Кыргызстан?"

Ф: "Я не знаю, чувак. Мой друг решил уезжать. Совсем плохо".

С: "Могу чем помочь?"

Ф: "Ты знаешь, как активировать карту Теле2?"

С: "Нет, но позвоню им сейчас и расскажу тебе".

 

 

 

 

 

Ф: "Честно говоря, я не знаю, что делать. Я думаю, что куплю билет, чувак. Это было чересчур. И, конечно, я не поеду в Кыргызстан и Узбекистан".

С: "Федерико, я вкратце рассказал вашу историю моему другу. Он известный русский/казахстанский журналист. Он спросил у меня вашего разрешения написать статью. Это поможет вам и другим туристам избежать таких ужасных ситуаций. И я согласен с тобой, что не надо ехать в Кыргызстан и другие страны".

Ф: "Меня зовут Федерико Мартин, а другого парня – Рафаэль Снатьяго. Подождите до ночи завтра, сейчас все хорошо".

С: "Конечно, Федерико, отдыхайте. Спокойной ночи тебе и Рафаэлю".

 

В конечном итоге аргентинцам пришлось прервать свое путешествие по нашей гостеприимной стране. Первым на следующий день улетел Рафаэль, которому на пограничном контроле вообще ничего не сказали по поводу регистрации.

У Федерико же спросили: "А где второй штамп? Сейчас Вам будет штраф 500 долларов, но на первый раз прощаем, улетайте".

Ну и они сказали мне, что в Казахстан больше никогда не поедут и никому сюда приезжать не посоветуют.

Аргентинские туристы побывали в трех районных и областном управлении миграционной полиции Карагандинской области. И никто им не смог ни по-испански, ни по-английски объяснить, что и как нужно сделать.

А в Алматы их еще и напугали изъятием паспортов. По сути, Казахстан для них стал черной дырой, то есть путешествием с непредсказуемым концом".

Вот такие интересные истории рассказывают люди, которые столкнулись с беспределом миграционщиков. Самое страшное, что этих миграционных полицейских имидж страны, которую они представляют в глазах иностранных граждан, не волнует от слова "вообще".

Олег И. Гусев

P. S. Предваряя возможное возмущение министерства внутренних дел Республики Казахстан и отрицание указанных выше событий, сообщаем, что гражданин С. проживает в Караганде и в любое время готов встретиться с руководством как департамента полиции Карагандинской области, так и МВД, чтобы вживую рассказать полицейским чинам о злоключениях иностранцев в Казахстане.

 
Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться