/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 306,25 Пшеница 465,40
Погода:
-7Нур-Султан
+2Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 306,25 Пшеница 465,40
Четвертый уровень бюджета и местное самоуправление: как зарабатывать селам?

Четвертый уровень бюджета и местное самоуправление: как зарабатывать селам?

В Павлодаре предложили несколько вариантов заработка для сел в свете отмены налогов для бизнеса.    

02 Декабрь 2019 11:40 2234

Четвертый уровень бюджета и местное самоуправление: как зарабатывать селам?

К примеру, областной акимат направил в Министерство нацэкономики несколько предложений о передаче на сельский уровень отдельных видов налогов и платежей. Один из них – плата за пользование земельными участками и поступления от их продажи и права аренды. По словам Алии Арыновой, заместителя акима области по экономике, такая мера позволит увеличить долю собственных доходов в среднем до 20%, или более чем на 600 млн тенге в совокупности для всех округов Павлодарской области.

Еще один потенциальный источник поступлений в сельский бюджет – это административные штрафы. Однако за десять месяцев 2019 года в сельские бюджеты поступило только 149 тыс. тенге. И те лишь в трех сельских округах, что в сумме составляет всего 0,03% к общему объему собственных доходов. По мнению руководства Павлодарской области, либо акимы на местах недостаточно используют эту меру, либо ведут предупредительную работу.

Также в округах необходимо оптимизировать как штаты сельских акиматов, так и пустующие помещения. А. Арынова подчеркнула, что сейчас на четвертом уровне реализуется более 100 функций в различных сферах деятельности. Вместе с тем лимит штатной численности на один округ составляет пять-семь человек, которые не справляются с такой нагрузкой. Поэтому, чтобы уменьшить на них нагрузку, А. Арынова предлагает увеличить норматив до семи-девяти человек. Из-за высокой нагрузки и низкой заработной платы возникает дефицит кадров в сельских акиматах.

Из 126 сельских аппаратов в Павлодарской области только в трех в штате предусмотрен юрист и в 71 округе – бухгалтер. Однако, в отличие от бухгалтеров, ставка юриста в каждый сельский округ не нужна. Потому возможен вариант, что по одному юристу добавят на уровне районов. В то же время необходимо пересмотреть количество необходимых кочегаров и сторожей. В некоторых сельских учреждениях числится до 12 сторожей, тогда как в других местах устанавливают камеры видеонаблюдения.

«Ни одного предложения не поступило от акимов по эффективному использованию школьных помещений. На одном этаже учатся дети, еще два зимой отапливаются просто так и не используются. Открывайте там коворкинг-центры, устраивайте языковые курсы для детей. Либо стройте дома и приглашайте к себе многодетные семьи из трудоизбыточных регионов, чтобы таким образом укомплектовать школы. Четвертый уровень бюджета – это уже совершенно иной уровень самоуправления. Акимы сельских округов должны проникнуться этим и «переформатироваться». Многие до сих пор считают так, что детский сад относится только к отделу образования, а поликлиника – к отделу здравоохранения. А мое – вот, здание акимата. Нет, вы должны первыми отвечать каждый за развитие своего села. Любое здание или объект должны использовать на благо села», – заявил аким Павлодарской области Булат Бакауов.

Всего в Павлодарской области 126 сельских округов. В 2020 году собственный заработок райцентров составит порядка 11 млн тенге. В 61 сельском округе доходы не достигнут 500 тыс. тенге, а в трех сельских округах доход за год будет ниже 100 тыс. тенге. Таким образом, основным источником финансирования по-прежнему останутся субвенции и целевые трансферты из вышестоящих бюджетов. Напомним, в 2020 году доля собственного заработка в селах Павлодарской области относительно общего бюджета уменьшится до 1%. Это связано в том числе с тем, что в следующем году будет изменено налоговое законодательство. Так, срок налога на транспорт с физических лиц перенесут, и сельские округа получат его только в 2021 году. В связи с этим потери сельских бюджетов региона составят более 400 млн тенге.

Еще одна причина кроется в освобождении субъектов микро- и малого бизнеса от уплаты некоторых видов налога до 2023 года. По данному направлению потери бюджетов четвертого уровня прогнозируются примерно на отметке в 150 млн тенге.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: