Штрафы будут накладываться на конкретное должностное лицо – правда, размер штрафа в сравнении с уровнем коррупции в сфере земельных отношений пока скромный. Тем не менее уже есть подвижки со стороны государства по наведению порядка в этом направлении. По крайней мере, фермерам больше не придется просить наделы у акиматовских чиновников. Суть нововведения, точнее, поправок, внесенных в Административный кодекс РК, обсуждали в программе "Время говорить" на Atameken Business.
Inbusiness.kz приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
– Что у нас изменилось в управлении земельными ресурсами? И станет ли меньше коррупции с учетом того, что теперь чиновникам назначили штрафы?
Омирбек Кушекбаев, заместитель председателя правления Ассоциации фермеров Казахстана:
– До этого в кодексе земельном были предусмотрены обязанности акиматов, но не было ответственности. Теперь в связи с принятием этого законопроекта, который утвердил сенат, он еще должен быть подписан президентом, там уже определена административная ответственность местных исполнительных органов. Это по составлению договоров аренды, по своевременному проведению конкурсов.
Данил Москаленко:
– 100 тысяч тенге. Ответственное лицо.
Омирбек Кушекбаев, заместитель председателя правления Ассоциации фермеров Казахстана:
– На первый раз. Да, на должностное лицо – ответственность. Но в любом случае исключить коррупцию, наверное, можно, исключив человеческий фактор. Это, допустим, если перевести все эти процедуры в электронный формат. Но для этого надо провести большую работу по оцифровке. Но к этому надо стремиться, если мы хотим полностью исключить коррупционный фактор.
Ернур Абжан, заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП РК "Атамекен":
– Мы идем сейчас поэтапно. В прошлом году внесли изменения в Земельный кодекс, теперь эта норма распространяется на земли сельхозназначения. То есть если фермер смотрит, что рядом есть свободный земельный участок, он до этого не мог получить его. Он подает заявку, ему говорят: "Получать нужно через конкурс. Все". Отказ. Он мог этот участок никогда не получить, приходилось идти и просить у акимата. Теперь акимат будет обязан вынести этот земельный участок на торги либо на конкурсы, на которые указал фермер, в течение 90 дней. В случае нарушения сроков либо невыставления – штраф. В первом случае – 30 МРП, если в течение года повторяется, то 60 МРП, то есть до 200 тысяч тенге.
Данил Москаленко:
– Конкретное должностное лицо, то есть чиновник, который не помог предпринимателю получить земельный участок для предпринимательской деятельности, он будет наказан.
Ернур Абжан, заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП РК "Атамекен":
– Да. Все правильно. Есть еще и другие поправки, это одна из основных.
Данил Москаленко:
– 5 млн га в прошлом году заявлялось (возвращение в государственную собственность. – Прим. ред.). В экономический оборот они пошли? Или опять где-то зависли? Или это передел собственности?
Ернур Абжан, заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП РК "Атамекен":
– Пастбищные угодья, которые используются для нужд населения, то есть для выпаса их личного подворья, не должны предоставляться в землепользование или раздельную собственность. Норма не работала, потому что не были определены конкретные границы, где эти пастбища будут. Теперь вот эти пастбища – они определены в рамках планов развития пастбищ определенного района или села. Соответственно, эти земельные участки не должны были предоставляться, вот эти самые земельные участки в настоящее время изымаются. Эти земельные участки будут в запасе. Они будут у акимата для выпаса личного подворья населения. То есть они дальше в оборот не будут вовлекаться.
Данил Москаленко:
– Там еще один такой законодательный момент, если я не ошибаюсь, у нас контрольные функции по земле переходят с уровня акиматов на уровень министерства. Суть этой реформы в чем?
Ернур Абжан, заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП РК "Атамекен":
– Там, смотрите, такая "фишка" вышла, что начиная с 2022 года земельные инспекции были возвращены от акиматов в ведение комитета по управлению земельными ресурсами. То есть компетенция по проверке есть, а наложение штрафов за определенные нарушения – они вот только-только вносятся. И еще один момент: чтобы подать иск об изъятии неиспользованного земельного участка, нужно сперва штрафовать, то есть в течение года у земельных инспекторов не было возможности подавать иски в суд.
Другие фрагменты дискуссии можно послушать по ссылке: