Государственные и местные исполнительные органы власти лидеры по числу нарушений антимонопольного законодательства.
В 2015 году, по данным министерства национальной экономики, комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК расследовано 49 случаев антиконкурентных действий со стороны государственных органов власти и местных исполнительных органов, еще 2 расследования проведено в сфере государственной монополии. Всего же комитетом завершено 233 расследования, из них 201 с выявленными нарушениями, в том числе по одному расследованию принято решение о направлении результатов в комитет государственных доходов. В целом же остальные завершенные расследования по видам нарушений антимонопольного законодательства выглядят следующим образом: антиконкурентные соглашения – 5 случаев, антиконкурентные согласованные действия – 48, злоупотребление доминирующим положением – 48, и недобросовестная конкуренция – 48. Что касается отраслевой структуры выявленных нарушений то в области транспорта и связи проведено 20 расследований, ТЭК – 48, АПК- 33, иные рынки – 51 расследование. Всего за 2015 год наложено штрафов на сумму 1,602 млрд. тенге из них взыскано 1,086 млрд. тенге. Кроме того, во исполнение предписания антимонопольного органа АО "Кселл" за 11 месяцев 2015 года произвел возврат абонентам на сумму более 2,1 млрд. тенге (всего подлежит возврату свыше 2,5 млрд. тенге).
Стоит отметить, что особо крупные штрафы наложены на АО "ВЖДО" ("Военизированная железнодорожная охрана") - 422 млн. тенге (оплачено), АО "Кселл" - 252 млн.тенге, (оплачено), на Усть- Каменогоскую ГЭС и Шульбинскую ГЭС компании AES, АО "Бухтарминская цементная компания" - 287 млн. тенге (оплачено), ТОО "Кар-Тел" - 497 млн. тенге (срок оплаты штрафа истек 14.01.16 г).
Что касается мер антимонопольного реагирования связанных с повышением отпускных цен на ГСМ, продовольственные и лекарственные товары. То комитетом было проведено 76 расследований. В том числе в ходе 21 расследования по фактам повышения цен на ГСМ обнаружены нарушения, по 2 расследованиям в в Восточно – Казахстанской и Атырауской областях продолжается проверка. Что касается лекарственных средств в ходе одного расследование в Алматы зафиксированы нарушения, 1 расследование в городе Астана прекращено, а 2 расследования в Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях продолжаются. По продовольственным товарам в ходе 27 расследований выявлены нарушения, 16 расследований прекращено, 6 расследований остаются пока в производстве (г. Астана, ЗападноКазахстанская, Актюбинская и Кустанайская области). Предполагаемая общая сумма штрафа, с конфискацией необоснованно полученной прибыли по всем фактам нарушений превышает 240,5 млн. тенге.
Необходимо отметить, что в целом, по словам министра национальной экономики Ерболата Досаева, "ситуация с ценами на основные социально значимые продовольственные товары находятся на постоянном контроле Правительства".
По данным МНЭ, основной скачок цен наблюдался в ноябре-декабре 2015 года, что связано с объективным удорожание импортной продукции, а также предновогодним увеличением потребительского спроса.
В результате, по итогам 2015 года инфляция составила 13,6 %, в том числе на продовольственные товары – на 10,9%, непродовольственные – на 22,6%, платные услуги – на 8,1%.
В случае дефицита товаров на рынке или в период межсезонья проводятся товарные интервенции через стабилизационные фонды.
На регулярной основе проводятся сельскохозяйственные ярмарки, так, по данным МНЭ, в 2015 году проведено 3 890 ярмарок на сумму 9,8 млрд. тенге по ценам ниже рыночных на 10-15%.
Также в республике действуют 31 коммунальных рынков с общей площадью 83,7 тысяч кв. метров. Количество торговых мест составляет 2 828, из них 705 мест переданы местным товаропроизводителям, реализующим социально значимые продовольственные товары.
Кроме того, как отмечает МНЭ, создаются фирменные магазины и отделы, в которых реализуется фермерская продукция. Так, например, в Восточно-Казахстанской области, в частности в г. Усть-Каменогорск, функционирует фермерский гастроном "FreshMarket" со складскими помещениями, где созданы все необходимые условия для предоставления покупателям свежих и качественных товаров местных товаропроизводителей. Местными исполнительными органами заключены 9 703 меморандума с субъектами торговли и товаропроизводителями о недопущения резкого роста цен. Между тем, по данным министерства сельского хозяйства, что касается цен на молочную продукцию, "то здесь сильных колебаний в сторону повышения нет, что подтверждают официальные данные Комитета по статистике МНЭ РК, а также данные АО "Казагромаркетинг". В среднем цены на молочные продукты за декабрь-январь повысились в пределах инфляционного коридора – 0,7%, в том числе по отдельным видам продуктов: молоко – на 0,6%, кефир – на 0,4%, творог – на 1,0%, сыры - на 1,2%".
Что касается цен на плодовоовощную продукцию, то их повышение является традиционным из-за сезонности этой продукции. Традиционно в зимний и весенний период цены повышаются ввиду снижения производства (в силу климатических условий Казахстана), в летне-осенний период цены снижаются практически в несколько раз, считают эксперты МСХ. Кроме того они отмечают, что "в условиях функционирования Казахстана в рамках ЕАЭС, при которых отсутствуют таможенные границы, любые ценовые колебания в странах-участницах сказываются на отечественных рынках, т.е. присутствует эффект сообщающихся сосудов. Как известно, в Российской Федерации действуют ограничения ввоза продовольственной продукции из ряда стран европейского союза, а также с Турецкой республики, в том числе молочной и плодоовощной. В результате наблюдается значительный рост цен на российском рынке. Данный факт неизбежно отражается на ценах в Казахстане. Во-первых, из-за присутствия на нашем рынке российской продукции, во-вторых, ввиду экспортоориентированности отечественных производителей на рынки с высокой ценой". Кроме того, по мнению МСХ, "нельзя не учитывать связь цен со стоимостью тенге по отношению к иностранным валютам, что сказалось на импортных составляющих готовой продукции".
Александр Константинов