Промежуточные финансовые и операционные результаты мобильного оператора "Кселл" за третий квартал и девять месяцев 2016 года, опубликованные в пятницу, оказались, по мнению аналитиков, ожидаемо слабыми.
За третий квартал текущего года чистый объем продаж компании снизился на 13,6%, составив 36,931 млн тенге, в то время как за период июль-сентябрь 2015 года чистая выручка компании составила 42,756 млн тенге. При этом доход от услуг снизился на 11,6%, упав с 39,612 млн тенге в третьем квартале 2015 года до 35,032 млн тенге в третьем квартале 2016 года.
"Самое значительное снижение в части доходов за третий квартал 2016 года наблюдается в сегменте доходов от голосовой связи, которые снизились на 18% квартал к кварталу и составили 21,756 млн тенге. Услуги от передачи данных, напротив, показали позитивную динамику, увеличившись на 7,0% квартал к кварталу до 10,749 млн тенге. Трафик передачи данных возрос до значительных 30636657 Гб (или на 89,6% квартал к кварталу)", - отмечает аналитик департамента исследований АО "HALYK FINANCE" Диас Кабылтаев. Необходимо также добавить, что рост трафика, согласно отчету компании, был частично нивелирован предложением пакетных услуг с более низкими тарифами за Мб, что, в свою очередь, привело к снижению среднего дохода на один Мб (ARMB) до 0,3 тенге (в третьем квартале 2015 года этот показатель составлял 0,6 тенге).
Кроме того, у Кселл на 20,7% сократился доход от дополнительных услуг, который составил в третьем квартале 2,397 млн тенге. В компании это объяснили, в основном, снижением доходов от услуг SMS и MMS.
Вместе с тем, по словам ведущего аналитика инвестиционной компании "BCC Invest" Наины Романовой, "прослеживается стабилизация и прекращение падения выручки по отношению ко второму кварталу 2016 года". Напомним, за второй квартал чистая выручка мобильного оператора составила 36,413 млн тенге.
Однако за девять месяцев 2016 года чистая выручка снизилась на 15,5% до 108,814 млн тенге против 128,820 млн тенге по итогам девяти месяцев пошлого года. Доход от услуг упал на 14,1% до 102,558 млн тенге (с 119, 447 млн тенге в год к году).
Прибыль компании до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации (показатель EBITDA), без учета единовременных расходов, также снизился. В третьем квартале снижение составило 25,2% (с 19, 028 млн тенге в 2015 году до 14,238 млн тенге в 2016 году), по итогам девяти месяцев – 32,8% (с 64,725 млн тенге до 43,503 млн тенге). Рентабельность по EBITDA снизилась в третьем квартале с 44,5% до 38,6%, за девять месяцев – с 50,2% до 40,0%.
Снизилась у компании и операционная прибыль, без учета единовременных расходов – на 37,3% по итогам третьего квартала (с 12,849 млн тенге до 8,056 млн тенге) и на 45,2% по итогам девяти месяцев (с 46,304 млн тенге до 25,384 млн тенге).
Значительно сократилась чистая прибыль мобильного оператора, причитающаяся собственникам материнской компании. В третьем квартале она снизилась аж на 71,0% в сравнении с итогами аналогичного периода прошлого года, составив 4,378 млн тенге (в третьем квартале 2015 года – 15,112 млн тенге). За период с января по сентябрь падение оказалось также значительным – чистая прибыль снизилась на 60,6% (с 39,666 млн тенге до 15,633 млн тенге). Вместе с тем, по мнению Наины Романовой, вероятно, что падение чистой прибыли компании в скором времени остановится. "На сегодняшний день на рынке отмечается тенденция роста тарифов на услуги мобильных операторов, а также сокращение доступного трафика в рамках пакетных предложений, что положительно отразится на финансовых и операционных результатах мобильных операторов", - предсказывает аналитик.
Кстати говоря, положительно повлиять на деятельность "Кселл" в будущем может и увеличение численности абонентской базы. "Несмотря на отмену, так называемого, "мобильного рабства" в начале текущего года, компании не только удалось замедлить активный отток абонентов в течение первого полугодия 2016 года, но и частично компенсировать потери абонентской базы (приток на 157 тыс. пользователей квартал к кварталу в 3 квартале 2016 года). На конец третьего квартала 2016 года абонентская база составила 9,905 тыс. пользователей против 9,748 тыс. во втором квартале 2016 года. По нашему мнению, увеличение абоненткой базы является, безусловно, положительным фактором для компании и является результатом адаптации компании к новым реалиям рынка путем расширения и применения более гибких тарифных планов", - отметил Диас Кабылтаев.
Остается добавить, что, по мнению аналитиков, финансовые результаты компании "Кселл", хоть и оказались слабыми, но, в целом, сформировались в рамках ожиданий. В АО "HALYK FINANCE" отметили, что результаты компании подтверждают ожидаемое аналитиками достижение дна в ценовой войне мобильных операторов.
Элина Гринштейн