RU KZ
Chocofamily проглотил главного конкурента

Chocofamily проглотил главного конкурента

09:55 18 Май 2017 7825

Chocofamily проглотил главного конкурента

Автор:

Элина Гринштейн

Стратегия компании – уход от конкуренции путем монополизации рынка.

Доля интернет-холдинга Chocofamily на казахстанском рынке электронной коммерции стала еще больше. Этого компании удалось достичь за счет поглощения главного конкурента.

17 мая в рамках прошедшей пресс-конференции руководство Chocofamily рассказало о приобретении 100% акций своего ключевого конкурента на казахстанском рынке онлайн заказа еды – Foodpanda Group. Данная компания входила в состав международного сервиса по онлайн заказу и доставке еды Delivery Hero, который представлен более чем в 40 странах мира. Впрочем, как сообщил Николай Щербак, директор Chocofood.kz (100% компании принадлежат Chocofamily), переговоры с Foodpanda.kz холдинг начал вести еще до того, как их выкупили DeliveryHero.

«Почему мы на эту сделку пошли? Понятно, что, когда на рынке существует конкуренция, рынок от этого выигрывает, но компании внутри проигрывают. Потому что снижаются комиссии, пользователи страдают, потому что у них есть доступ только к части заведений (часть есть на одном проекте, часть – на другом). Но я рад, что эта сделка произошла, потому что эта конкурентная борьба уходит на второй план. По нашим подсчетам, в результате сделки мы стали занимать около 80% рынка», – сказал г-н Щербак по этому поводу.

Директор сервиса также сообщил, что с новым приобретением стратегия развития проекта на год остается прежней. Акцент будет сделан на расширение присутствия Chocofood.kz в регионах Казахстана.

«В городах, в регионах пока мы слабо присутствуем. У нас хорошее присутствие в Алматы и Астане. И сейчас будут выделяться дополнительные средства на развитие в регионах. Там у нас еще остались небольшие конкуренты, их мы собираемся покупать. На рынке еды сделки покупки-продажи проходят часто. Мы общаемся со всеми конкурентами, все знают, какие возможности есть», – добавил Николай Щербак.

Однако касательно экспансии Chocofood.kz есть несколько оговорок. На вопрос abctv.kz относительно того, как на концентрацию такой доли рынка в руках одной компании реагируют антимонопольные органы, основатель Chocofamily Рамиль Мухоряпов сказал:

«Мы изучали этот вопрос, все эти юридические моменты перед сделкой. Получается так, что наш рынок заказа еды является составным большого ресторанного рынка. Где работает Chocofood? Он работает на рынке доставки, это только часть ресторанного рынка. Мы говорим о том, что у нас 80% именно как агрегатор доставки еды. Но еще же сами рестораны напрямую доставляют еду. Поэтому с точки зрения законодательства здесь нет еще такого уровня концентрации, чтобы обращаться за разрешением Антимонопольного комитета».

Что же касается других дочерних предприятий холдинга, по словам г-на Мухоряпова, для них ситуация будет складываться аналогичным образом.

«Нас радует, что из года в год наша доля на всем рынке электронной коммерции растет. По нашим оценкам и прогнозам, мы и дальше планируем эту долю увеличивать. Это будет происходить как за счет некоего органического роста, так и плюс к этому мы ожидаем дальнейшие сделки по объединению и поглощению наших коллег по рынку. Мы хотим укрупняться, это тоже будет способствовать росту нашей доли на рынке», – добавил г-н Мухоряпов.

Правда, основатель холдинга не смог назвать значимого «коллегу по рынку». По его словам, конкурентов у холдинга, по сути, нет. Вернее, есть около 15 компаний, но для Chocofamily они слишком мелкие.

Практически полностью захватив казахстанский рынок электронной коммерции в своем секторе, холдинг не исключает возможности в будущем начать развивать свое присутствие и в других странах. Но пока точной стратегии в этом направлении у руководства нет. Ясно одно – новый рынок будет выбираться исходя из уже присутствующих на нем конкурентов.

«Мы не хотим вообще ни с кем конкурировать. Поэтому, когда мы будем выбирать, куда и к каким сервисам мы пойдем, постараемся выбрать такую географическую локацию, где будет минимальное количество конкуренции. Если где-то она уже есть, мы туда не пойдем. Зачем, если можно войти в другие страны, другие направления, где этой конкуренции нет? У любой компании ограниченный объем ресурсов. И она эти ресурсы может вложить либо в то, чтобы с конкурентами драться, либо в то, чтобы делать классный продукт. Поэтому я считаю, что излишняя конкуренция убивает и сами компании», – добавил он.

Такой подход, по мнению Тимура Турлова, руководителя и акционера инвестиционной группы «Фридом Финанс» и нового акционера Chocofamily (с долей в 16,76%), является для холдинга слишком уж осторожным. По его словам, тот факт, что Chocofamily, несмотря на абсолютно экспансивную стратегию развития и большие темпы роста, все еще остается прибыльной компанией, является сюрпризом и достаточно необычной ситуацией.

«Если бы Chocofamily находились сейчас в Соединенных Штатах, в Кремниевой долине, то, безусловно, они точно были бы глубоко убыточной компанией, которая имела бы на сегодняшний день уже гораздо бóльшую долю рынка и гораздо больший оборот. В Соединенных Штатах компания не была бы прибыльной и не боролась бы за свою прибыльность. Она боролась бы исключительно за темпы своего роста. Но особенности нашего местного рынка заставляют менеджмент быть гораздо более осторожными и заставляют, по сути, расти не столько на привлекаемые деньги, сколько на те деньги, которые компания зарабатывает каждый год», – считает г-н Турлов.

Развивая эту тему, новый акционер заявил, что холдинг Chocofamily остается прибыльным здесь и сейчас во многом потому, что имеет ограниченный доступ к финансированию и довольно консервативную политику менеджмента.

«Менеджмент боится быть убыточным, менеджмент боится тратить много и поэтому ограничивает себя в росте. В Америке они не ограничивали бы себя в росте, они были бы сейчас уже потенциально более крупной компанией, хотя имели бы гораздо больше привлеченных денег за спиной, потенциально больше долга. Сейчас они подошли к такому моменту, когда время действительно начинает быть главной угрозой для компании. Они уже доказали себе и инвесторам, что могут расти, что их стартап превратился в компанию с большим оборотом, они способны эффективно управлять этим бизнесом, способны побеждать глобальных конкурентов. Это очень сильный фактор, и сейчас это время надо использовать, потому что они становятся уязвимы перед более слабыми, но более агрессивными командами, которые способны пять-десять миллионов долларов в захват рынка. На мой взгляд, Chocofamily слишком консервативны для текущего этапа. И им нужно не бояться тратить деньги, эти инвестиции окупятся очень большим ростом», – резюмировал Тимур Турлов.

Элина Гринштейн