/img/tv1.svg
RU KZ
ЧП и туризм: можно ли считать проблему COVID-19 форс-мажором?

ЧП и туризм: можно ли считать проблему COVID-19 форс-мажором?

Казахстан объявил режим ЧП и закрыл границу. 5,5 тысячи туристов, оплативших туры на март-апрель и ничего не получивших, всерьез озабочены вопросами: кто за все будет отвечать?

13:51 17 Март 2020 9922

ЧП и туризм: можно ли считать проблему COVID-19 форс-мажором?

Автор:

Катерина Клеменкова

Чтобы остановить распространение коронавируса, в Казахстане ввели режим ЧП: границу закрыли, международные рейсы отменили, 4552 туриста, находящихся сейчас за рубежом, срочно возвращают на родину.

Кто считает убытки

По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council, WTTC), до 50 млн рабочих мест в турбизнесе находятся под угрозой из-за пандемии COVID-19. 

Если мировой турбизнес на грани выживания, то в Казахстане после введения режима ЧП турбизнес решился просить материальную помощь. На время запрета на въезд и выезд из страны туротрасль просит ни много ни мало, а именно: освободить от налогов, всяческих взносов, комиссий и процентов, дать беспроцентные и беззалоговые кредиты на год, а лучше на три, выделить деньги из бюджета на прожиточный минимум работникам, отправленным в неоплачиваемые отпуска. Именно с такой просьбой в открытом письме к правительству обратилась вчера Казахстанская туристская ассоциация (КТА), копию письма редакции передали источники в туристическом бизнесе.

Как утверждают в КТА, «в туристической отрасли Казахстана работают более 80 тысяч человек и около 90% из них женщины. Большинство сотрудников являются уязвимыми слоями населения: матери-одиночки, единственные кормильцы семьи, многодетные матери и матери, воспитывающие детей-инвалидов».

Кроме того, в распоряжении редакции оказалось еще одно письмо, отправленное в НПП и акимат Павлодарской области рядом турагенств, где они также говорят об убытках.

С другой стороны, туристы, оплатившие путевки, тоже рассчитывают либо вернуть свои деньги, либо съездить на отдых позже, когда коронавирус отступит (по прогнозам минздрава РК, проблема с коронавирусом закончится через два-три месяца). Туристы, которых сейчас будут экстренно возвращать на родину, тоже, скорее всего, потребуют компенсацию за сорвавшийся отдых. Вот только меры, которые принимает власть для предотвращения распространения вируса, можно рассматривать в качестве форс-мажора. А согласно закону форс-мажор, то есть обстоятельства непреодолимой силы, являются основанием для освобождения от ответственности.

Египет. Карантин. Туристы

Два отеля в Египте в воскресенье вечером закрылись на карантин. Туристов не выпускали за территорию, система питания All Inclusive изменилась на «полноценное горячее питание», как в обычных столовых, а мобильная связь стала работать с большими перебоями. Не все отдыхающие отнеслись к такому с пониманием, и большинство выступили против мер по коронавирусу. Впрочем, в понедельник власти Египта вообще приняли решение с 19 до 31 марта приостановить все авиасообщения и закрыть отели на дезинфекцию. Как сообщает Egypt Today, премьер-министр Мостафа Мадбули на пресс-конференции объяснил, что эта приостановка обойдется Египту до 2,25 млрд лир в сфере туризма и авиации, однако здоровье египтян намного важнее. 

Сколько в двух египетских отелях, закрытых на 14-дневный карантин, находится казахстанских туристов, выяснить не удалось. В переписке официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров сообщил, что отели не предоставили информацию по туристам дипломатическим службам Казахстана.

«Сегодня из Египта заберут 223 туриста», – в разговоре с inbusiness.kz сообщила председатель фонда «Туристик Камкор» Инна Рей.

По ее словам, туристы могут рассчитывать на компенсацию за сорванный отдых, но не сразу.

«Пока мы не занимаемся подсчетом компенсаций. Сегодня главная задача – привезти наших туристов, – говорит Инна Рей. – Потом будем решать вопросы по компенсациям. У нас на сегодняшний день 4552 человека находятся за пределами страны, из них 3882 улетели чартерными рейсами. Плюс порядка 5,5 тысячи путевок были полностью оплачены, но люди не смогут полететь из-за введенного режима чрезвычайного положения. Всем будет компенсация, но не сразу».

Председатель «Туристик Камкор» напомнила, что людям, экстренно вернувшимся из Китая или запланировавшим поездку в эту страну в разгар эпидемии, туроператоры вернули уплаченные деньги.

Форс-мажор, и нет обязательств

Между тем туркомпании, которые еще недавно закидывали предложениями горящих туров, неожиданно перестали отвечать на телефонные звонки. Вариантов два: либо с журналистами не хотят общаться, либо не отвечают абсолютно на все звонки, так как ситуация непонятная, ничего подобного в стране никогда не было, и единых правил и ответов пока не изобрели. 

По номеру телефона колл-центра туроператора Kompas дозвониться получилось, но требующие четких ответов вопросы по компенсациям и перебронированною остались без ответов.

Впрочем, в распоряжении inbusiness.kz имеется рассылка, которую распространяют туроператоры Kompas, PEGAS Touristik и Itour где сообщается, что «принятые на себя обязательства в период с 16.03.2020 г. по 15.04.2020 г. по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не могут быть исполнены».

Это значит, что сложившиеся условия туроператоры считают форс-мажором. Если будет официальное заключение о форс-мажоре, то это освободит туркомпании от каких-либо компенсаций. В законе, в частности, говорится, что «если были приняты все меры, но надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то должник признается невиновным».

Далее в рассылке говорится, что «вылеты, запланированные на даты в период действия чрезвычайного положения, по возможности, будут перенесены на более поздний согласованный срок. Порядок аннуляции, переноса, изменения заявок, штрафных санкций и др. на турпродукты, вылеты по которым предусмотрены после окончания режима чрезвычайного положения, будут рассмотрены в общем порядке».

При переносе тура на более поздний срок если его стоимость увеличится, то разница будет пересчитываться на день оплаты и дополнительно оплачиваться. В случае невозможности переноса тура, забронированного с 16 марта по 15 апреля, или несогласия туриста с переносом на более поздний срок заявка будет аннулироваться туроператором с удержанием понесенных расходов, а остаток стоимости тура по аннулированной заявке выплачивается в течение 30 рабочих дней с даты окончания чрезвычайного положения.

Между тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала эпидемию чрезвычайной ситуацией международного масштаба, а Внешнеторговая палата Казахстана уже выдает заключения о форс-мажоре на безвозмездной основе. Как сообщается на сайте atameken.kz, «казахстанские предприниматели, не имеющие возможности выполнять договорные обязательства в связи с пандемией, могут обратиться в дочернюю компанию НПП «Атамекен», чтобы засвидетельствовать форс-мажор. В сложившейся ситуации решено оказать предпринимателям поддержку и выдавать сертификаты бесплатно». 

Катерина Клеменкова

Почему дешевых туров за границу уже не будет, и как достигнуть качества на родине

Казахстанский туризм: этим летом спасали Алаколь, Каспий и Боровое.

24 Сентябрь 2020 08:10 2719

На фоне пандемии коронавируса и жестких ограничений в стране впервые за много лет в полную силу заработал внутренний туризм. Тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не имея возможности вылететь на излюбленные турецкие и индийские берега, казахстанцы оценили отдых на родных озерах – Алаколе, Боровом и Каспийском море. Как отразился карантин на всей туристической отрасли, мы расскажем на примере одной компании. Айсулу Естемемова в интервью корреспонденту Inbusiness.kz восстановила хронологию выживания туристического бизнеса с введением первых запретов в Казахстане. 

Айсулу, все мы знаем, что туризм одним из первых пострадал в результате пандемии коронавируса. Насколько это было шоковым обстоятельством для Вашего бизнеса? Какие решения Вы приняли тогда, это было полное приостановление? Как поступили с сотрудниками, какая ситуация была с текущими клиентами?

С середины февраля мы активно начали проводить мониторинг всех туристических и новостных порталов касательно COVID-19. Мы понимали, что нашу страну, стороной пандемия не обойдет, и морально были готовы. Наблюдали за графиком передвижения данного вируса. С начала марта приостановили все продажи и оповещали туристов об опасности выезда за границу. Не проплаченные партнерам суммы вернули туристам, проплаченные туры депонировали (перевели) на депозит туристов с сохранением курса доллара и евро. Персонал пришлось отправить в отпуск без содержания.

Подсчитывали ли Вы ущерб от карантинных месяцев для Вашего бизнеса? Мы знаем, что многие предприниматели, спасая свое дело, ушли в онлайн, доставку, переоринтировали бизнес. Были ли у Вас попытки как-то оставаться на плаву, понимаю, абсурдно об этом говорить, но все же – например, платные онлайн-экскурсии по странам, совсем бредово?

Конечно, ущерб был ощутимым. Тем не менее мы не опускали руки. В период жесткого карантина вели переговоры с местными туристическими зонами отдыха – Боровое, Алаколь, Кольсай и так далее и готовили предложения нашим туристам касательно туров по Казахстану, так как каждый день от туристов получали звонки и сообщения с просьбой найти любой тур, пусть даже по республике. Как сняли блокпосты, сразу же организовали отдых внутри Казахстана.

Айсулу, а что было сделано со стороны профильных отраслевых организаций, призванных решать проблемы участников рынка – те же туристские ассоциации, фонд «Туристик Камкор»?

«Туристик Камкор» совместно с туроператорами организовали рейсы по нескольким направлениям и вернули наших соотечественников на родину. Турагенства Казахстана сплоченно начали писать петиции на имя главы государства, в профильное министерство, чтобы максимально выгодно сохранить деньги туристов с пониманием, что ситуация форс-мажорная. Нам всем вместе удалось добиться сохранения оплаченных туров по курсу доллара и евро на момент оплаты.

А как складывались дела до карантина? Куда казахстанцы летали? Насколько активно? Как, в принципе, у нас сегодня обстоят дела с выбором страны, можно ли смело утверждать, что из Казахстана можно улететь в любую точку мира? Без привязки ко все еще действующим карантинным ограничениям, конечно же. 

До карантина казахстанские туристы летали абсолютно по всему миру. Самые популярные направления: Турция, ОАЭ, Египет, Европа, Мальдивы, Шри-Ланка, Таиланд, Бали, ГОА и Греция. На сегодняшний день наши туристы уже летают на отдых в Турцию, Египет, ОАЭ и Мальдивы через ОАЭ. На днях открыли нам авиасообщение Польша и Россия.

То есть рынок начинает медленно восстанавливаться. Как работает сейчас Ваш бизнес?

С этого месяца мы возобновили продажи заграничных туров. Какие-то текущие расходы начали перекрывать. Десятки туристов ежедневно обращаются в нашу компанию за турами. Конечно, горящих туров по 100.000 тенге уже нет и поток заметно снизился, тем не менее, если границы не закроются, предполагаю, что туристический рынок восстановится ближе к лету следующего года.

Что касается внутреннего туризма, насколько это дорогое удовольствие? А главное – что Вы думаете о соотношении цены и качества во внутреннем туризме?

Да. Внутренний туризм в этом году был более чем популярным. Особый спрос был на Алаколь, Актау и Боровое. Качество оставляет желать лучшего однозначно! Думаю, было бы правильно в каждом туристическом регионе открыть школы по подготовке персонала с привлечением лучших рестораторов и рекомендованных экспатов с единой сертификацией, которая будет давать гарантию качества.

Какие прогнозы сегодня? Вдруг случится наплыв клиентов, засидевшихся в длительном заточении, как только откроются все границы?

Мы готовы к труду и обороне всегда, но, несмотря на то, что ситуация в стране приобретает положительный окрас, давать какие-либо прогнозы еще рано. Будем решать задачи по мере их поступления.

Делаете ли Вы ставку на новогодние праздники в этом году? Как часто казахстанцы позволяют себе отдых класса люкс? Или все-таки это стандартные Турция, Египет, ОАЭ?

Вы сами ответили на свой вопрос. Эти три направления действительно топоовые. На Новый год уже готовим предложения. Касательно отдыха класса люкс – это направление для определенной целевой аудитории, которая, так же как и все, имеет место быть.

Что Вам известно о готовности других участников – звеньев туризма, те же авиаперевозчики – как с ними сегодня налажены взаимовыгодные договоренности?  

Другие участники туристического бизнеса, как и мы, настроены позитивно. В нашей сфере унывать нельзя, так как мы дарим радость. Авиаперевозчики и некоторые отельеры в случае закрытия границ готовы возвращать средства туристов. Остальные предупреждают о переносе на следующий год.

Много говорят о второй волне коронавируса. У Вас уже есть антикризисный план? Какие настроения в принципе у участников туристического рынка сейчас?  

Мы разработали антикризисный план, так как готовы ко второй волне. Но удастся осуществить его лишь в том случае, если не возобновят жесткий карантин и разрешат отдых нашим соотечественникам небольшими компаниями в зонах отдыха.

Мадина Ерик

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Почувствуй себя кочевником

Путешествие на колесах безопасно и в пандемию.

15 Сентябрь 2020 16:44 2166

Понятие «караванинг» – путешествие в доме на колесах – только начинает набирать обороты в Казахстане, хотя такой способ передвижения всегда был присущ кочевникам. Данный вид туризма давно обкатан в Европе и Америке. Сегодня он продвигается и у наших соседей по Таможенному союзу. Путешествие в автодоме интересно и выгодно по целому ряду позиций. Прежде всего, отдыхающие не привязаны к конкретному отелю, месту. Это дает возможность многое увидеть за небольшой отрезок времени. Это комфортно и, наконец, экономически выгодно. И еще один момент – в период всеобщей пандемии это безопасно для ваших близких.

Кто-то возразит: а как же наши дороги? Они есть и очень хорошие, возможно, не везде, но тут важно правильно составить маршрут путешествия.

16 сентября стартует караванинг-экспедиция, в ходе которой представители Kazakh Tourism совместно с Казахстанской ассоциацией кемпингового туризма и караванинга проинвентаризируют отрезок маршрута по Шелковому пути с точки зрения развития этого вида туризма. В качестве маршрута выбран отрезок по транспортному коридору Западная Европа — Западный Китай, от границы КНР до границы с Узбекистаном. Более подробно о новом виде путешествия – в наших следующих публикациях.


Подпишитесь на наш канал Telegram!