Чтобы остановить распространение коронавируса, в Казахстане ввели режим ЧП: границу закрыли, международные рейсы отменили, 4552 туриста, находящихся сейчас за рубежом, срочно возвращают на родину.
Кто считает убытки
По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council, WTTC), до 50 млн рабочих мест в турбизнесе находятся под угрозой из-за пандемии COVID-19.
Если мировой турбизнес на грани выживания, то в Казахстане после введения режима ЧП турбизнес решился просить материальную помощь. На время запрета на въезд и выезд из страны туротрасль просит ни много ни мало, а именно: освободить от налогов, всяческих взносов, комиссий и процентов, дать беспроцентные и беззалоговые кредиты на год, а лучше на три, выделить деньги из бюджета на прожиточный минимум работникам, отправленным в неоплачиваемые отпуска. Именно с такой просьбой в открытом письме к правительству обратилась вчера Казахстанская туристская ассоциация (КТА), копию письма редакции передали источники в туристическом бизнесе.
Как утверждают в КТА, "в туристической отрасли Казахстана работают более 80 тысяч человек и около 90% из них женщины. Большинство сотрудников являются уязвимыми слоями населения: матери-одиночки, единственные кормильцы семьи, многодетные матери и матери, воспитывающие детей-инвалидов".
Кроме того, в распоряжении редакции оказалось еще одно письмо, отправленное в НПП и акимат Павлодарской области рядом турагенств, где они также говорят об убытках.
С другой стороны, туристы, оплатившие путевки, тоже рассчитывают либо вернуть свои деньги, либо съездить на отдых позже, когда коронавирус отступит (по прогнозам минздрава РК, проблема с коронавирусом закончится через два-три месяца). Туристы, которых сейчас будут экстренно возвращать на родину, тоже, скорее всего, потребуют компенсацию за сорвавшийся отдых. Вот только меры, которые принимает власть для предотвращения распространения вируса, можно рассматривать в качестве форс-мажора. А согласно закону форс-мажор, то есть обстоятельства непреодолимой силы, являются основанием для освобождения от ответственности.
Египет. Карантин. Туристы
Два отеля в Египте в воскресенье вечером закрылись на карантин. Туристов не выпускали за территорию, система питания All Inclusive изменилась на "полноценное горячее питание", как в обычных столовых, а мобильная связь стала работать с большими перебоями. Не все отдыхающие отнеслись к такому с пониманием, и большинство выступили против мер по коронавирусу. Впрочем, в понедельник власти Египта вообще приняли решение с 19 до 31 марта приостановить все авиасообщения и закрыть отели на дезинфекцию. Как сообщает Egypt Today, премьер-министр Мостафа Мадбули на пресс-конференции объяснил, что эта приостановка обойдется Египту до 2,25 млрд лир в сфере туризма и авиации, однако здоровье египтян намного важнее.
Сколько в двух египетских отелях, закрытых на 14-дневный карантин, находится казахстанских туристов, выяснить не удалось. В переписке официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров сообщил, что отели не предоставили информацию по туристам дипломатическим службам Казахстана.
"Сегодня из Египта заберут 223 туриста", – в разговоре с inbusiness.kz сообщила председатель фонда "Туристик Камкор" Инна Рей.
По ее словам, туристы могут рассчитывать на компенсацию за сорванный отдых, но не сразу.
"Пока мы не занимаемся подсчетом компенсаций. Сегодня главная задача – привезти наших туристов, – говорит Инна Рей. – Потом будем решать вопросы по компенсациям. У нас на сегодняшний день 4552 человека находятся за пределами страны, из них 3882 улетели чартерными рейсами. Плюс порядка 5,5 тысячи путевок были полностью оплачены, но люди не смогут полететь из-за введенного режима чрезвычайного положения. Всем будет компенсация, но не сразу".
Председатель "Туристик Камкор" напомнила, что людям, экстренно вернувшимся из Китая или запланировавшим поездку в эту страну в разгар эпидемии, туроператоры вернули уплаченные деньги.
Форс-мажор, и нет обязательств
Между тем туркомпании, которые еще недавно закидывали предложениями горящих туров, неожиданно перестали отвечать на телефонные звонки. Вариантов два: либо с журналистами не хотят общаться, либо не отвечают абсолютно на все звонки, так как ситуация непонятная, ничего подобного в стране никогда не было, и единых правил и ответов пока не изобрели.
По номеру телефона колл-центра туроператора Kompas дозвониться получилось, но требующие четких ответов вопросы по компенсациям и перебронированною остались без ответов.
Впрочем, в распоряжении inbusiness.kz имеется рассылка, которую распространяют туроператоры Kompas, PEGAS Touristik и Itour где сообщается, что "принятые на себя обязательства в период с 16.03.2020 г. по 15.04.2020 г. по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не могут быть исполнены".
Это значит, что сложившиеся условия туроператоры считают форс-мажором. Если будет официальное заключение о форс-мажоре, то это освободит туркомпании от каких-либо компенсаций. В законе, в частности, говорится, что "если были приняты все меры, но надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то должник признается невиновным".
Далее в рассылке говорится, что "вылеты, запланированные на даты в период действия чрезвычайного положения, по возможности, будут перенесены на более поздний согласованный срок. Порядок аннуляции, переноса, изменения заявок, штрафных санкций и др. на турпродукты, вылеты по которым предусмотрены после окончания режима чрезвычайного положения, будут рассмотрены в общем порядке".
При переносе тура на более поздний срок если его стоимость увеличится, то разница будет пересчитываться на день оплаты и дополнительно оплачиваться. В случае невозможности переноса тура, забронированного с 16 марта по 15 апреля, или несогласия туриста с переносом на более поздний срок заявка будет аннулироваться туроператором с удержанием понесенных расходов, а остаток стоимости тура по аннулированной заявке выплачивается в течение 30 рабочих дней с даты окончания чрезвычайного положения.
Между тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала эпидемию чрезвычайной ситуацией международного масштаба, а Внешнеторговая палата Казахстана уже выдает заключения о форс-мажоре на безвозмездной основе. Как сообщается на сайте atameken.kz, "казахстанские предприниматели, не имеющие возможности выполнять договорные обязательства в связи с пандемией, могут обратиться в дочернюю компанию НПП "Атамекен", чтобы засвидетельствовать форс-мажор. В сложившейся ситуации решено оказать предпринимателям поддержку и выдавать сертификаты бесплатно".
Катерина Клеменкова