/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
ЧП и туризм: можно ли считать проблему COVID-19 форс-мажором?

ЧП и туризм: можно ли считать проблему COVID-19 форс-мажором?

Казахстан объявил режим ЧП и закрыл границу. 5,5 тысячи туристов, оплативших туры на март-апрель и ничего не получивших, всерьез озабочены вопросами: кто за все будет отвечать?

17 Март 2020 13:51 6299

ЧП и туризм: можно ли считать проблему COVID-19 форс-мажором?

Автор:

Катерина Клеменкова

Чтобы остановить распространение коронавируса, в Казахстане ввели режим ЧП: границу закрыли, международные рейсы отменили, 4552 туриста, находящихся сейчас за рубежом, срочно возвращают на родину.

Кто считает убытки

По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council, WTTC), до 50 млн рабочих мест в турбизнесе находятся под угрозой из-за пандемии COVID-19. 

Если мировой турбизнес на грани выживания, то в Казахстане после введения режима ЧП турбизнес решился просить материальную помощь. На время запрета на въезд и выезд из страны туротрасль просит ни много ни мало, а именно: освободить от налогов, всяческих взносов, комиссий и процентов, дать беспроцентные и беззалоговые кредиты на год, а лучше на три, выделить деньги из бюджета на прожиточный минимум работникам, отправленным в неоплачиваемые отпуска. Именно с такой просьбой в открытом письме к правительству обратилась вчера Казахстанская туристская ассоциация (КТА), копию письма редакции передали источники в туристическом бизнесе.

Как утверждают в КТА, «в туристической отрасли Казахстана работают более 80 тысяч человек и около 90% из них женщины. Большинство сотрудников являются уязвимыми слоями населения: матери-одиночки, единственные кормильцы семьи, многодетные матери и матери, воспитывающие детей-инвалидов».

Кроме того, в распоряжении редакции оказалось еще одно письмо, отправленное в НПП и акимат Павлодарской области рядом турагенств, где они также говорят об убытках.

С другой стороны, туристы, оплатившие путевки, тоже рассчитывают либо вернуть свои деньги, либо съездить на отдых позже, когда коронавирус отступит (по прогнозам минздрава РК, проблема с коронавирусом закончится через два-три месяца). Туристы, которых сейчас будут экстренно возвращать на родину, тоже, скорее всего, потребуют компенсацию за сорвавшийся отдых. Вот только меры, которые принимает власть для предотвращения распространения вируса, можно рассматривать в качестве форс-мажора. А согласно закону форс-мажор, то есть обстоятельства непреодолимой силы, являются основанием для освобождения от ответственности.

Египет. Карантин. Туристы

Два отеля в Египте в воскресенье вечером закрылись на карантин. Туристов не выпускали за территорию, система питания All Inclusive изменилась на «полноценное горячее питание», как в обычных столовых, а мобильная связь стала работать с большими перебоями. Не все отдыхающие отнеслись к такому с пониманием, и большинство выступили против мер по коронавирусу. Впрочем, в понедельник власти Египта вообще приняли решение с 19 до 31 марта приостановить все авиасообщения и закрыть отели на дезинфекцию. Как сообщает Egypt Today, премьер-министр Мостафа Мадбули на пресс-конференции объяснил, что эта приостановка обойдется Египту до 2,25 млрд лир в сфере туризма и авиации, однако здоровье египтян намного важнее. 

Сколько в двух египетских отелях, закрытых на 14-дневный карантин, находится казахстанских туристов, выяснить не удалось. В переписке официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров сообщил, что отели не предоставили информацию по туристам дипломатическим службам Казахстана.

«Сегодня из Египта заберут 223 туриста», – в разговоре с inbusiness.kz сообщила председатель фонда «Туристик Камкор» Инна Рей.

По ее словам, туристы могут рассчитывать на компенсацию за сорванный отдых, но не сразу.

«Пока мы не занимаемся подсчетом компенсаций. Сегодня главная задача – привезти наших туристов, – говорит Инна Рей. – Потом будем решать вопросы по компенсациям. У нас на сегодняшний день 4552 человека находятся за пределами страны, из них 3882 улетели чартерными рейсами. Плюс порядка 5,5 тысячи путевок были полностью оплачены, но люди не смогут полететь из-за введенного режима чрезвычайного положения. Всем будет компенсация, но не сразу».

Председатель «Туристик Камкор» напомнила, что людям, экстренно вернувшимся из Китая или запланировавшим поездку в эту страну в разгар эпидемии, туроператоры вернули уплаченные деньги.

Форс-мажор, и нет обязательств

Между тем туркомпании, которые еще недавно закидывали предложениями горящих туров, неожиданно перестали отвечать на телефонные звонки. Вариантов два: либо с журналистами не хотят общаться, либо не отвечают абсолютно на все звонки, так как ситуация непонятная, ничего подобного в стране никогда не было, и единых правил и ответов пока не изобрели. 

По номеру телефона колл-центра туроператора Kompas дозвониться получилось, но требующие четких ответов вопросы по компенсациям и перебронированною остались без ответов.

Впрочем, в распоряжении inbusiness.kz имеется рассылка, которую распространяют туроператоры Kompas, PEGAS Touristik и Itour где сообщается, что «принятые на себя обязательства в период с 16.03.2020 г. по 15.04.2020 г. по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не могут быть исполнены».

Это значит, что сложившиеся условия туроператоры считают форс-мажором. Если будет официальное заключение о форс-мажоре, то это освободит туркомпании от каких-либо компенсаций. В законе, в частности, говорится, что «если были приняты все меры, но надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то должник признается невиновным».

Далее в рассылке говорится, что «вылеты, запланированные на даты в период действия чрезвычайного положения, по возможности, будут перенесены на более поздний согласованный срок. Порядок аннуляции, переноса, изменения заявок, штрафных санкций и др. на турпродукты, вылеты по которым предусмотрены после окончания режима чрезвычайного положения, будут рассмотрены в общем порядке».

При переносе тура на более поздний срок если его стоимость увеличится, то разница будет пересчитываться на день оплаты и дополнительно оплачиваться. В случае невозможности переноса тура, забронированного с 16 марта по 15 апреля, или несогласия туриста с переносом на более поздний срок заявка будет аннулироваться туроператором с удержанием понесенных расходов, а остаток стоимости тура по аннулированной заявке выплачивается в течение 30 рабочих дней с даты окончания чрезвычайного положения.

Между тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала эпидемию чрезвычайной ситуацией международного масштаба, а Внешнеторговая палата Казахстана уже выдает заключения о форс-мажоре на безвозмездной основе. Как сообщается на сайте atameken.kz, «казахстанские предприниматели, не имеющие возможности выполнять договорные обязательства в связи с пандемией, могут обратиться в дочернюю компанию НПП «Атамекен», чтобы засвидетельствовать форс-мажор. В сложившейся ситуации решено оказать предпринимателям поддержку и выдавать сертификаты бесплатно». 

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Трижды наказанными оказались туристы из РК

Они прибывают из Москвы не в свои города, и неизвестно, где будут жить в Нур-Султане.

22 Март 2020 15:52 11121

Трижды наказанными оказались туристы из РК

Равнодушное отношение казахстанской дипмиссии в Москве к соотечественникам неприятно поразило казахстанцев. Замерзших и голодных туристов из РК обеспечили пледами и горячей едой россияне, передает корреспондент inbusiness.kz.

Трижды наказанными оказались туристы, выехавшие на отдых в страны дальнего зарубежья. Отдых был испорчен нерадостными известиями о распространении пандемии, неожиданным объявлением ЧП в Казахстане и России и невозможностью вернуться в родные города.

Ранее мы уже рассказывали нашим читателям о туристах, застрявших во Вьетнаме. К концу отдыха сотрудники турагентств посоветовали им приобрести билеты за свой счет, но лишь у малой части отдыхающих была такая возможность. После долгого ожидания решения непростого вопроса восемь казахстанцев вылетели в аэропорт Внуково в Москве.

Со слов туриста из Уральска Гульжан Нигметовой, в Москву они прилетели вечером 21 марта. Голодные, замерзшие (багаж для них был недоступен) после девяти часов перелета, они прибыли в аэропорт и оказались в ситуации с полной неизвестностью. От администрации аэропорта казахстанцам выдали пледы и еду. В такой ситуации, со слов уральцев, во Внуково оказались всего 26 казахстанцев.

Сразу по прилету в Москву туристы попытались дозвониться в посольство Казахстана. На это ушло время, дозвониться помогли родственники Гульжан Нигметовой – из Уральска. На все вопросы дипслужбе в Москве туристам в ответ пришло лишь одно СМС-сообщение:

«Уважаемые граждане! Меня зовут Олжас Амантай, я вице-консул посольства Республики Казахстан. Тем, кто еще, возможно, не в курсе, хочу пояснить обстоятельства сложившейся ситуации: в качестве меры по нераспространению коронавирусной инфекции COVID-19 правительством России были введены временные ограничения пересечения границы. На данный момент пункты погранконтроля в аэропортах России могут пересекать только:

  • дипломаты;
  • иностранцы с видом на жительство в РФ;
  • въезжающие на лечение/операцию и другие категории лиц.

Запрет также касается и транзита через аэропорт, отличный от аэропорта прилета. В связи с этим, к сожалению, вы и еще большое количество граждан РК оказались в такой ситуации»

Больше никакого участия от сотрудников посольства РК в Москве туристы, с их слов, не увидели. Им оставалось только наблюдать, какую заботу о соотечественниках рядом с казахстанцами проявляет белорусская дипмиссия.

«Представитель Беларуси приехал с пакетами с едой и питьем, питание они подвозили каждые два-три часа. Представитель посольства Белоруси был со своими соотечественниками до конца – пока они не улетели. Самолет из Беларуси за туристами вылетел уже примерно через час после их прибытия в Москву. Мы во Внуково прилетели одновременно с гражданами Беларуси, казахстанское посольство было заранее извещено о нашем прибытии, но нас никто не встретил. Наше пребывание никак не организовали», – рассказали туристы родственникам.

Шоковое состояние казахстанцев усугубило известие о том, что они вылетят не по разным городам, территориально ближе к своим, а только в Нур-Султан. В столице их поместят на карантин. А где и на какие средства они будут жить после карантина в закрытом городе, у туристов нет никакого представления. Предыдущую группу туристов из Внуково отправляли в три казахстанских города.

Виктория Вольская, Уральск

Как вернуть средства за неиспользованные турпутевки

Сколько туристов вернулось из-за границы.

21 Март 2020 17:08 2521

Как вернуть средства за неиспользованные турпутевки

Смотрите на сайте inbusiness.kz трансляцию пресс-конференции с участием председателя комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта РК Дастана Рыспекова. Он проинформирует казахстанцев по вопросу возврата наших туристов из-за границы, а также средств за неиспользованные туристические путевки.

По данным председателя комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта Дастана Рыспекова, по состоянию на 18 марта за пределами Казахстана находились 5914 туристов, выехавших по турпутевке. Из них чартерными рейсами вывезено 2818 человек, регулярными – 1695 человек.

В ближайшее время – сегодня и завтра – планируется организовать еще пять чартерных рейсов, четыре уже сегодня вечером и ночью прилетят с общим количеством туристов 733 человека.

319 человек в течение ближайших трех-четырех дней вернутся транзитом через Россию. 

По его словам, были некоторые проблемы с их прибытием, поскольку в РФ были приняты ограничительные меры касательно транзита иностранцев.

 «Но на сегодня под руководством страны данный вопрос решен, и уже большая часть этих граждан вернулась в Казахстан», – говорит председатель комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта Дастан Рыспеков.

Он также призвал казахстанцев сохранять спокойствие, отметив, что вернуть деньги за неиспользованные турпутевки в быстрые сроки сможет не каждый.

«У туроператоров и у турагентов одномоментно сейчас много обращений, и они сразу не смогут вернуть эти деньги. У наших туроператоров тоже есть обязательства перед своими партнерами за границей, ими были совершены предоплаты за авиарейсы и гостиницы. На сегодня требуется определенное время для урегулирования данных спорных вопросов со своими партнерами из-за границы», – сказал он

Деньги будут возвращены за вычетом фактически понесенных затрат согласно статье 17 Закона «О туристской деятельности» «за вычетом фактически понесенных расходов».

В том случае, если турфирмы отказываются возвращать деньги, следует закрепить их отказ письменно и подать на них в суд.

Отвечая на вопрос о том, какую помощь окажет государство турбизнесу, он сообщил, что сейчас рассматривается пакет мер господдержки туристической отрасли.

«Это касается предоставления налоговых льгот, банковских кредитов и прочих мер господдержки. На данный момент все эти меры внесены руководству и будут озвучены в ближайшее время», – добавил он.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: