Что будет с Алматы в случае мощного землетрясения?

28860

В Турции – разрушительное землетрясение. Насколько готов современный Алматы к подобному? Наш собеседник – известный алматинский архитектор. 

Что будет с Алматы в случае мощного землетрясения? Фото: inbusiness.kz

Разрушительное землетрясение магнитудой 7,4 произошло на юго-востоке Турции и в Сирии в понедельник, 6 февраля.

По последним данным, число погибших от землетрясения в Турции увеличилось до 912 человек, ранены на данный момент 5385 человек. Как отметил Реджеп Эрдоган, прогнозировать точное количество жертв сейчас невозможно.

В результате землетрясения обрушились и продолжают рушиться тысячи домов.

По данным Геологической службы США, эпицентр первого толчка магнитудой 7,8 залегал на глубине 18 км примерно в 33 километрах от столицы провинции города Газиантепа (Турция) и в 26 километрах от города Нурдаги одноименной провинции.

Напомним, ранее inbusiness.kz публиковал интервью с архитектором Алмасом Ордабаевым о том, насколько надежны алматинские новостройки? В каком районе мегаполиса жить безопаснее всего? Выдержат ли сильное землетрясение хрущевки и как проверить дома на прочность?

– Алмас Баймуханович, есть популярное мнение, что большая часть зданий Алматы может разрушиться при сильном землетрясении. Как Вы можете оценить сейсмоустойчивость построенных в городе зданий? Ведь старый жилой фонд уже теряет надежность. Эти дома были рассчитаны на 50-70 лет эксплуатации. 

– В 1950 году, когда я начал заниматься проектированием микрорайона Самал, и примерно по 1986 год требования к постройке зданий в нашей сейсмоопасной зоне были ужесточены. Они менялись минимум четыре раза, и всегда в сторону ужесточения. Поэтому вывод тут простой – абсолютно все здания, построенные в Алматы до конца 1950-х годов и не прошедшие специального сейсмоусиления, сейсмоопасны. В случае катастрофического землетрясения, подобного землетрясениям в 1886 и в 1911 годах, нам предстоит тяжелая ситуация.

Причем в Алматы много зданий, построенных до конца 1950-х годов. Разные сейсмологи называли возможные тяжелые последствия в случае сильных подземных толчков. Называли цифры даже до 300 тысяч жертв. Особенно если землетрясение произойдет в 4-5 утра, когда все спят.  

Сейсмоусиление зданий начали делать с 1980-х годов, и с этого времени были усилены только государственные здания, такие как больницы, школы, и некоторые административные здания, такие как Академия наук, консерватория. На эти кирпичные здания и внутри, и снаружи были наложены арматурные сетки, которые были приварены между собой. Ни один жилой дом тогда не был усилен, поскольку все жилье было приватизировано, а частным лицам это было не по карману. В свое время мы предлагали сделать несколько вариантов усиления жилых домов. Поскольку денег у частников, приватизировавших эти дома, не было, мы предлагали трех-четырехэтажные здания наращивать одним или двумя этажами из облегченных конструкций. Появлялась лишняя площадь, при продаже которой можно было получить необходимые средства и погасить высокую стоимость сейсмоусиления здания. В итоге таким образом были сделаны одно или два здания.

Как оказалось, для застройщика было привлекательнее построить на месте старого здания сразу многоэтажный дом или же уплотнить квартал, чем заниматься пристройкой к уже готовому зданию. Отсюда сразу вытекают уплотнение и снос старого жилья. В конце 1950-х годов появились серии жилых домов, которые учитывали, в отличие от старых зданий, сейсмичность нашего жилого района. В районе Киза местные жители подняли шум и не давали снести дома, построенные в 1951-1955 годах, считая их прочными. На самом деле это двух-трехэтажные дома, с плохим фундаментом и деревянным перекрытием. У алматинцев есть такой миф, что эти дома строили японцы, поэтому там толстые стены, и они прочные. Так вот, это неправда. Во-первых, стен толщиной больше, чем 51 см, в Алматы не бывает, таковы теплонормы. Во-вторых, проекты были советские, прорабы и инженеры советские. Единственное, что можно говорить о домах, построенных пленными японцами, которые большей частью были крестьянами, а не строителями, возможно, они не халтурили.

– Какое самое надежное жилье в Алматы в таком случае, если не поднимать историю строительства зданий?

– Самое надежное – это новое жилье, но правильно построенное. Но, насколько оно правильно построено, мы не знаем. А дома, за которые мы можем ручаться, – это вторичное жилье, построенное в 1970-80-е годы. Это пятиэтажки, в том числе панельные. Каркасно-кирпичные пятиэтажки в центре города, например на улице Тулебаева, простоят еще 50 и более лет. У них хорошие фундамент и перекрытия. Хотя в нормах написано, что срок этого жилья 50 лет, но на самом деле лет 80-100. Панельные дома, если первые этажи у них не перепланированы, тоже простоят еще все 70 лет.

Алматы был один из первых городов в Союзе, где строились монолитные дома двух типов. Первые построенные на Самале – они крепкие и простоят еще лет 100 точно.

Сейчас все, что строится, теоретически надежно. Но, как я говорил, последние годы 1980-х и все десятилетие вплоть до нулевых – это время бардака и отсутствия контроля за качеством. Многие ошибаются, обвиняя архитекторов в том, что здание развалилось после землетрясения. А архитекторы не виноваты, так как они не инженеры. Они делают только планировку жилья, а не расчеты. За прочность здания, его стойкость отвечает инженер-конструктор.

– Можно ли защитить здания от землетрясений?

– Нужно делать исследование этих зданий. Есть специальное оборудование, что-то вроде рентгена. Но анализ каждого здания в масштабах всего города обойдется дорого. Обобщая, скажу – если само государство в лице муниципалитета не поймет и не возьмет на себя работу по обследованию этих зданий, их усилению, переселению людей оттуда, то последствия будут тяжелые – десятки тысяч жертв, если не больше.  

Согласно некоторым прогнозам, с периодичностью в 100 лет в Алматы должны происходить сильные землетрясения. А с последнего разрушительного землетрясения прошло уже больше 100 лет. Здесь паниковать не нужно. Надо знать, что такое должно произойти, и делать то, что необходимо: от постоянных тренингов до информирования о простых вещах, о которых не знает обыватель.

Есть такой нюанс, что мебель в квартире должна быть легкой и должна крепиться к стенам, так как, падая, может убить кого-то. Опасно ставить и железные двери. При землетрясении их может заклинить, и вы не сможете их открыть. Поэтому их нужно вставлять в сильные рамы, которые могли бы сопротивляться возможным деформациям стены. Такая дверь, конечно, обойдется в разы дороже. Важно также, где построено здание. Геологические особенности Алматы таковы, что от проспекта Абая на севере и до улицы Жибек Жолы на юге – у этих зданий самые лучшие основания, на которых они построены. Это самая надежная зона Алматы, потому что строения стоят на валунно-галечниковом основании. Севернее Жибек Жолы все хуже и хуже, только дома еще и подпитываются влагой из-за постоянных наводнений. Выше к горам, или южнее проспекта Аль-Фараби, строить жилой дом опасно, так как до надежного основания вы не дойдете. Придется копать десятки метров, что будет очень дорого.

Что касается высотных зданий, если они построены на ненадежном основании, у них глубокое основание, а фундамент не доходит до этого основания, там могут возникнуть проблемы. Чем выше здание, тем сильнее будут колебания. Из высоток надежным является только лишь Есентай.

– В Алматы многие с опасением относятся к строительству метро и вообще подземных комплексов. Каково Ваше мнение об этом?

– Некоторые участки метро строились в годы, которые выпали на царствование в Алматы очень специфических людей. И для того, чтобы дать ответ, насколько это надежно, нужно проводить дорогостоящие анализ и исследование. А сама идея метро вполне нормальна. Более того, опыт человечества говорит о том, что во время критических событий люди спускаются в метро, чтобы спастись в нем.
 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться