Что даст регулирование предпринимательской деятельности "с чистого листа"?

2550

6,4 тыс. требований НПА к бизнесу не соответствуют базовым условиям новой регуляторной политики.

Что даст регулирование предпринимательской деятельности "с чистого листа"? Фото: НПП "Атамекен"

Предварительными результатами проведения регуляторной политики в сфере предпринимательства поделились члены рабочей группы в составе представителей госорганов и НПП РК "Атамекен" в среду, 30 ноября, передает корреспондент inbusiness.kz.

Напомним, что 30 декабря 2021 года главой государства подписан закон по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.

Основной новеллой является определение условий, при которых могут быть введены регуляторные требования. Теперь любые требования могут вводиться только исключительно в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, жизни и здоровья людей, окружающей среды, обороны и национальной безопасности Республики Казахстан.

Кроме того, введен принцип 1 in 2 out, отмена двух действующих требований при введении одного нового. Например, в рамках данного принципа МИИР КДСЖКХ для введения нормы по предоставлению в информационную систему централизованного сбора информации согласно требованиям, указанным в сфере жилищных отношений и ЖКХ (информационный инструмент), предложено отменить два требования:

  • снижение количества требуемых голосов для получения согласия до 51% от общего числа собственников квартир, нежилых помещений;
  • снижение в 1,5 раза размера ежемесячных расходов для собственников нежилых помещений по оплате услуг по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.

Также вводится реестр обязательных требований в сфере предпринимательства и проводится автоматизация системы госконтроля.

"В реестре предпринимательства будут определены сроки проведения анализа регуляторных актов для его обязательного пересмотра. В случае если регулирующий орган не проведет данный анализ в сроки (в течение шести месяцев – по законам и в течение трех месяцев – по иным актам), то такие акты будут исключены из реестра. Особенностью реестра является освобождение предпринимателей от административной ответственности за нарушение требований, исключенных из реестра и не отмененных в срок", – отметил Эрик Джамбулов, директор департамента политики и развития предпринимательства министерства национальной экономики РК.

Эрик Джамбулов

Что даст регулирование предпринимательской деятельности "с чистого листа"? Отмечено, что стояла задача оптимизировать действия самих госорганов, не распыляться и не регулировать все подряд. Акцент должен быть сделан на безопасности жизни и здоровья граждан, остальное в рамках рыночной экономики и конкуренции субъекты предпринимательства  отрегулируют сами.

"Прежде чем что-то внедрить по ужесточению контроля и регулирования, госорган должен обосновать цифрами и другими доказательствами, действительно ли новое требование обеспечит безопасность граждан и понятно ли оно для бизнеса. Более того, если госорган хочет ввести новшества в требования, значит, предыдущее регулирование было неэффективным. Тогда уберите какие-то требования, возможно, они не нужны. Взять, к примеру скандал с электронными накладными, которые вынуждены были вести маленькие магазины. Мы отменили все проверки субъектов предпринимательства, оставив профилактический контроль. Мы даем возможность бизнесу самостоятельно исправить имеющиеся недостатки", – подчеркнула Гульнар Курманбаева, президент ОЮЛ "Ассоциация "Гражданский альянс".

Гульнур Курбанбаева

Она добавила, что будет уделяться внимание системе расследования. Например, отравление в ресторане, где до сих пор в случае такого факта был виновен сам владелец. Потенциально виновными могут быть шесть субъектов: сам ресторан, транспортная компания, оптовая торговая сеть, розничная торговая сеть, ветеринар.  А клеймо на ресторане, ему теперь только закрыться.  

Эксперт затронула вопрос излишней бюрократии.  По ее мнению, госорганы считают нормальным собирать отчетность, причем ею не пользуются, не анализируют.  Тогда как надо автоматизировать отчетность, но с учетом того, что в стране 1,5 млн субъектов предпринимательства, это нереально. Если не могут автоматизировать, то надо отменять отчетность, считает она.

"На сегодняшний день госорганы не имеют автоматизированную систему, за исключением налоговых органов, и с 2023 года госорганы будут контролировать только 5% своих подконтрольных субъектов, остальные 95% останутся без контроля. Я считаю, что это плохо для населения, так как вне поля наказания остаются чиновники. Что сегодня происходит? Кого-то когда-то проверили и без конца его проверяют, потому что он есть в базе, а других нет. А есть предприниматель и недобросовестный в том числе, который тридцать лет еще ни разу никем не контролировался.  Надо расширить информацию для своих субъектов и анализировать все", – говорит г-жа Курбанбаева.

Реестр заработает уже с 1 января 2023 года. Таким образом, он позволит на систематической основе пересматривать регуляторные акты и применять метод "регуляторной гильотины" в отношении требований, негативно влияющих на бизнес-среду.

Это открытость и прозрачность государственных органов, по актам проверяют бизнес. Если акта нет в реестре, то при нарушении требования предпринимателя к административной ответственности привлечь не смогут. А госорган накажут, потому что он проглядел и у него данного акта нет.  Таким образом, реестр вводится для того, чтобы у госоргана была дисциплина, он должен все учесть.

Отмечено, что на сегодняшний день для обеспечения введения в действие реестра проводится работа по разработке правил проведения и использования анализа регулятивного воздействия (АРВ), который принят в апреле этого года. По формированию реестра определен план-график.

В соответствии с ним предусмотрены меры организационного характера, сроки и этапы исполнения, а также ответственные госорганы. В частности, проведение анализа регуляторных актов по 44 сферам предпринимательской деятельности. Также созданы отраслевые рабочие группы в разрезе сфер деятельности, сформированы исчерпывающие перечни регуляторных актов по курируемым отраслям и определены ответственные политические служащие в регулирующих госорганах.

В настоящее время рассмотрено более 1300 НПА, где выявлено 60 405 требований, из которых 6435 (10,7%) требований не соответствуют базовым условиям новой регуляторной политики.

Это касается сферы транспорта, торговли, общественного питания, услуг проживания, операций с недвижимым имуществом, горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, компьютерного программирования, защиты прав потребителей, информации и связи, складирования, деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, ремонта автомобилей и мотоциклов, регулирования миграции, строительства, деятельности трубопроводного транспорта, авторских и смежных прав, рыбного хозяйства, добычи нефти и урана, деятельности по сбору и реализации отходов черных и цветных металлов, управления и эксплуатации недвижимым имуществом, образования, науки (высшее образование), лесного хозяйства, а также аренды, проката и лизинга.

При анализе и ревизии всех актов с участием бизнеса представители рабочей группы пришли к выводу, что достаточно много документов архаичны и неприменимы в наши дни или же были по нескольку раз продублированы. Каждый госорган проделывает ревизию, собирает и вносит в реестр обязательных требований.

Так, в рамках реализации реформы "с чистого листа" с участием бизнес-сообщества рассмотрены нормативно-правовые акты в сфере рыбного хозяйства. В анализе по пересмотру принимали участие природопользователи и отраслевые ассоциации. Было проанализировано 46 нормативно-правовых актов и выявлено 235 требований, из которых 59 (25,1%) не соответствуют базовым условиям. Например, норму по ежегодному проведению оценки состояния животного мира субъекты бизнеса предложили пересмотреть на проведение оценки один раз в три-пять лет. Так как для учета биологического разнообразия оптимальный срок – раз в три года, а ежегодно проводить оценку – это дополнительные затраты времени и материальных ресурсов.

Норма пункта 5 статьи 39 Закона "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" по запрету рыболовства на расстоянии ближе чем 500 метров у плотин, шлюзов и мостов при осуществлении промыслового рыболовства также была поддержана к изменению. Эксперты отметили, что имеется много малых плотин, где идет промысел рыбы, а физические параметры зеркала воды менее 500 метров. Поэтому каждый водоем надо рассматривать отдельно и нельзя применять одну норму для всех.

В сфере транспорта пересмотрены 335 НПА и установлены 13,5 тыс. требований. И только порядка 5,5 тыс. требований останутся, так как соответствуют международным стандартам.  Остальные требуют отмены и пересмотра.

На данном этапе госорганы в соответствии с закреплением проводят процедуру внесения изменений в соответствующие НПА.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться