Что изменится в системе защиты прав потребителей?

2612

​В новом законе хотят избавиться от разночтений и отрегулировать сферу интернет-коммерции.

Что изменится в системе защиты прав потребителей?

Для усовершенствования системы рассмотрения жалоб, правового регулирования электронной торговли в законопроект о защите прав потребителей внесут несколько важных изменений. Сейчас новые предложения и изменения в законопроект рассматривают в комитете по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции РК, передает inbusiness.kz.

"25 июня 2020 года в Казахстане приняли поправки в Закон РК "О защите прав потребителей", которые способствовали построению целостной системы защиты прав потребителей с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса, – сообщил руководитель департамента по защите прав потребителей ВКО Қанат Женісбекұлы. – В то время внедрили трехступенчатый алгоритм рассмотрения и разрешения жалоб потребителей. Так, на первом уровне жалобу потребителя продавец рассматривает самостоятельно или прибегнув к услугам субъектов досудебного урегулирования споров. На втором уровне жалобы рассматривают уполномоченные органы – департаменты по защите прав потребителей в регионах страны. На третьем уровне спор между потребителем и продавцом разрешает суд".

Было три ступени, станет две

Между тем, по данным Қаната Женісбекұлы, пункт 1 статьи 42-5 закона предусматривает право потребителей обратиться в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, но никак не обязанность. В то же время пункт 2 статьи 42-1 закона определяет "комплекс последовательных мероприятий" защиты прав потребителей, включающих в себя обязательное поэтапное обращение потребителей к продавцу, субъектам досудебного урегулирования споров, государственным органам и, наконец, к суду.

"Для устранения разночтений норм закона, с учетом конституционного права гражданина на беспрепятственную судебную защиту, а также для реализации концепции "слышащего государства" предлагается усовершенствовать действующий трехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб потребителей в двухступенчатый. При этом сохранится возможность досудебного урегулирования споров исключительно между сторонами потребительского спора с учетом соблюдения конституционных прав гражданина на судебную защиту. Теперь потребителя, чьи права нарушены, не будут обязывать обращаться в государственный орган перед подачей иска в судебный орган", – объяснил Қанат Женісбекұлы.

Нужен список интернет-коммерсантов

Популярность электронной торговли возрастает с каждым годом, говорит спикер. Однако в действующем Законе РК "О защите прав потребителей" есть всего лишь одна статья – 33-1, касающаяся электронной коммерции, которая не может охватить все тонкости регулирования деятельности электронных торговых площадок, так называемых маркетплейсов. Именно поэтому недобросовестные предприниматели, развернувшие на них свою деятельность, все больше нарушают права потребителей. Они осведомлены о пробелах действующего законодательства и пользуются отсутствием в нем регулирующих механизмов, убежден Қанат Женісбекұлы. Чаще всего потребители попадают в неприятные ситуации, покупая товары на неизвестных сайтах без обратной связи, где не указаны номера телефонов, адреса электронной почты, юридические адреса продавцов. В таких случаях возникает проблема с обменом товара, даже если он пришел, с возвратом денег.

"С целью реализации действующей нормы по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе) и предупреждения нарушений прав потребителей в сегменте электронной торговли предлагается ввести список субъектов предпринимательства электронной торговли в Единой информационной системе защиты прав потребителей Е-tutynushy", – объяснил глава департамента.

Потребителям предоставят целый список субъектов электронной торговли посредством Е-tutynushy, и это будет гарантировать им соблюдение, восстановление их потребительских прав в сегменте электронной торговли.

При регистрации в добровольном порядке предприниматели будут указывать о себе сведения, что они ведут торговлю через социальные сети, электронные торговые площадки. Қанат Женісбекұлы уверен, что это положительно скажется и на бизнесе: предприниматели смогут безвозмездно рекламировать свою деятельность аудитории пользователей платформы Е-tutynushy, увеличат за счет ее пользователей клиентскую базу.

"В свою очередь, после введения данной нормы будут проведены мероприятия по информационному просвещению, по обнародованию возможности получить информацию о продавцах электронной коммерции в информационной системе Е-tutynushy", – заверил он.

Законопроект предусматривает наделение электронных торговых площадок обязательством включать в договор с предпринимателем условия соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.

Также законопроектом предлагается приравнять страницы электронных торговых площадок к объектам торговли. Это даст возможность привлекать к административной ответственности предпринимателей электронной торговой площадки за допущенные правонарушения в сфере защиты прав потребителей.

Ольга Ушакова

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться