Депутаты мажилиса одобрили во втором чтении проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг". Ряд поправок упрощает жизнь автолюбителей, сообщает inbusiness.kz.
Поправка во благо
Прежде всего речь идет об упрощении страховой выплаты при мелких ДТП в случае отсутствия пострадавших. По мнению эксперта и главного редактора журнала "За рулем" в Казахстане Алексея Алексеева, данная поправка – это благо.
"Такая процедура называется "Европротокол" и действует во многих странах. Если обе стороны согласны в оценке столкновения автомобилей, то есть нет спора, кто прав, а кто виноват, можно будет самостоятельно составить схему ДТП и обратиться за выплатой в страховую компанию. Прежде всего это избавит водителей от долгого ожидания полиции, прохождения различных процедур при этом и, возможно, штрафа за совершение ДТП, но этот момент еще будут уточнять, то есть сам механизм системы", – отмечает эксперт.
Не менее интересен подход депутатов к такому вопросу, как дифференцированный подход для страховых полисов. Все зависит от дорожной ситуации в регионе. Например, в Нур-Султане количество страховых случаев по ДТП значительное, а в Павлодаре или Петропавловске количество страховых случаев небольшое. Поэтому для водителей тех регионов, где страховых случаев незначительно, стоимость страхового полиса будет уменьшена. Кроме того, водитель, который дисциплинирован, у которого меньше нарушений, тоже будет иметь возможность получить более дешевый страховой полис. По мнению Алексея Алексеева, дифференцирование водителей по количеству ДТП направлено на повышение дисциплинированности автовладельцев. Чем меньше аварий совершает водитель, тем дешевле для него страховка.
"Нынешние правила действуют похожим образом. При совершении ДТП следующий страховой полис для виновной стороны обходится дороже, чем до этого. Правда, разница не столь велика. Также сейчас действуют уровни страхования, когда более опытный водитель платит за страховку меньше. Но и в этом случае разница не очень заметна между водителем со стажем и начинающим. Это несправедливо. Думаю, что новые поправки сделают разницу в первом и втором случае более значительной", – отметил эксперт.
Страховщики – ЗА
Солидарен с экспертом и председатель правления АО "СК "Номад Иншуранс" Даурен Иманжанов, что при эксплуатации транспортного средства в регионе с повышенной интенсивностью движения возрастает количество ДТП и, соответственно, страховых выплат становится больше, чем в других регионах и городах страны. В связи с этим целесообразно и повышение тарифа (страховой премии) на автострахование в этом регионе.
"Для страховых компаний это классические актуарные расчеты. Они помогают собрать правильный страховой резерв, который необходим для осуществления страховых выплат клиентам. Тариф рассчитан так, чтобы количество собранных премий соответствовало количеству страховых выплат. Также такая мера нужна и для того, чтобы другие регионы не переплачивали. К примеру, в Актобе дорожно-транспортные происшествия происходят реже, чем в Нур-Султане, соответственно, страховую выплату получит не такое большое количество автовладельцев, в связи с этим для этого региона необходим меньший объем страхового резерва", – отметил представитель страховой компании.
К слову, данная норма вступает с 1 января 2023 года, а упрощенная страховая выплата, в связи с тем, что нужно технически подготовиться, с 1 января 2024 года.
По данным агентства finprom.kz, на конец октября 2021 года на дорогах РК было зарегистрировано 3,8 млн легковых автомобилей – на 2,6% (или на 100,7 тыс.) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Из них 94,5% приходится на легковые автомобили физических лиц – 3,6 млн авто, на 96,6 тыс. меньше, чем годом ранее.
Марина Попова