Что мешает развитию в Казахстане индустрии БПЛА

8027

Министерство обороны Казахстана активно включается в гонку технологий, презентовав подведомственный центр DefTech и новый департамент БПЛА внутри ведомства.

Что мешает развитию в Казахстане индустрии БПЛА Фото: inbusiness.kz

На сегодня вопрос реализации многих проектов в сфере производства и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) упирается в проблему отсутствия лабораторий по сертификации аппаратных комплексов. Об этом сегодня в рамках панельной сессии "Defense Tech - развитие БПЛА и малой авиации в Казахстане" на форуме Digital Bridge-2023 рассказал председатель наблюдательного совета ТОО "KazAeroSpace" Баглан Казиев, передает корреспондент inbusiness.kz

В ходе своего выступления он поделился опытом производства беспилотников и проблемах, с которыми они столкнулись. По его мнению, в Казахстане нет других компаний, покупающих столько беспилотников и теряющих столько же, разбивая их практически каждую неделю. Это свидетельствует о большой потребности в беспилотниках в нашей стране. Беспилотные аппараты применяются практически везде, начиная с первых полетов на Луну и Венеру, первых спутников и так далее, поэтому их применение становится все более распространенным.

"Когда наша компания попыталась заняться производством беспилотников, мы столкнулись с множеством проблем. Самое простое - это производство. Несложно придумать беспилотник и даже собрать команду. Однако основной сложностью является эксплуатация беспилотников. В Казахстане законодательно не урегулированы вопросы производства, ввоза, эксплуатации и сертификации беспилотников, а также обучения пилотов. Эта сфера практически не развита в нашей стране", - отметил Баглан Казиев.

По его данным, основные проблемы связаны с сертификацией беспилотников. Сначала необходимо получить сертификат качества, разработать методики, открыть лаборатории, чтобы любой разработчик или производитель мог пройти данную процедуру и убедиться, что его беспилотник соответствует стандартам и не представляет угрозы для людей и техники. 

"К сожалению, у нас нет таких лабораторий, поэтому нет возможности получить разрешение на полеты. Без этого мы не можем заключать контракты и выполнять заказы. Как следствие, данная отрасль не развивается в нашей стране. Мы потратили 5 лет на разработку и производство беспилотников, достигнув отличных результатов и создав несколько прототипов таких аппаратов. Мы достигли уровня наших конкурентов, но, к сожалению, сертификация была невозможна. В связи с этим, наша деятельность приостановлена. Однако я верю, что, когда появится лаборатория, мы возобновим свою работу и продолжим развиваться в этой сфере", - подчеркнул Баглан Казиев.

Он отметил, что компания занимается разработкой и производством беспилотников, потому что их стоимость в несколько раз дешевле, чем то, что предлагают иностранные производители. Купить беспилотники очень дорого, поэтому производство их внутри страны становится более выгодным вариантом. 

"Беспилотники играют важную роль в национальной безопасности, поэтому развитие этой темы - наш приоритет. Однако у нас есть проблемы с эксплуатацией беспилотников, которые мы ввозим с рынка. Внутренние санкции ограничивают наши возможности импорта и использования этих технологий. Мы должны продолжать развивать тему беспилотников, потому что они необходимы для различных отраслей: сельского хозяйства, градостроительства, нефтегазового сектора и т.д. Отсутствие возможности использовать беспилотники препятствует развитию этих отраслей. Чтобы решить эту проблему, мы разработали свой авиационный подвес, который можно прикреплять к любому самолету и выполнять задачи, свойственные как малым, так и крупным беспилотникам", - резюмировал спикер.

Тем не менее, военное ведомство Казахстана в результате реорганизации создало новый Департамент БПЛА, а при дочерней подвественной Министерству обороны структуре "Казахстан ГИС-Центр" создан Центр Defense Tech, который будет искать и стимулировать появление отечественных решений в данной индустрии, заявил заместитель министра обороны Дархан Ахмедиев. 

"Цель создания центра DefTech – поиск инновационных отечественных решений, которые могут быть применены у нас в ведомстве. Мы знаем что много стартапов в этой сфере существует. Есть стартапы двойного назначения. Не все они могут могут реализовать свои продукты Министерству обороны либо не до конца знают наши потребности. Центр будет заниматься поиском решений, их поддержкой. У нас хорошо развита экосистема поддержки в IT сфере. Есть Astana Hub. Пользуясь имеющейся инфраструктурой и решениями получить меры господдержки. Третья цель – помощь в открытии дверей в наше министерство", - заявил г-н Ахмедиев. 

Новый центр поможет стартапам получить не только фитбек, но и доработать и модифицировать продукт, заниматься поставками готового продукта для нужд оборонного ведомства Казахстана, продолжил высокопоставленный чиновник. Отдельно он добавил, что департамент БПЛА в структуре Министерства обороны Казахстана, который сейчас занимается утверждением классификаторов. Мы разрабатываем классификаторы БПЛА на тактическом, оперативном и стратегическом уровне. 

Напомним, ранее сообщалось, что в Казахстане будет организовано производство турецких БПЛА ANKA. Соответствующие договоренности в виде Меморандума о военно-техническом сотрудничестве между АО "НК "Kazakhstan Engineering" и "Turkish Aerospace" были подписаны 10 мая 2022 года в столице Турции – Анкаре. По соглашению сторон, в Казахстане на базе дочерней компании  НК Kazakhstan Engineering будет организована линия сборки и технического обслуживания ударных беспилотных летательных аппаратов ANKA, сообщал тогда inbusiness.kz со ссылкой на министерство индустрии и инфраструктурного развития РК. 

Присутствовавший на панельной сессии менеджер по развитию программ БПЛА Turkish Aerospace UAV ANKA Эрол Огуз подтвердил реализацию проекта в Казахстане в Таразе. По его словам, турецкая военная промышленность поэтапно пришла к созданию собственных боевых дронов ANKA, работающих на высотах от 9 до 12 тыс км. И текущие решения результат десятилетнего усилия турецких экспертов и военных по созданию своих решений как в части робототехники, так и авионики и моторных продуктов. В ближайшее время турецкая госкомпания планирует презентовать собственный истребитель, добавил г-н Огуз. 

Свои решения в ходе панельной сессии представил г-н Лян Ма – соучредитель и технический директор китайской MRSi Holding Group, имеющей в своем арсенале решения не только по беспилотной, но и пилотируемой авиации.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться