23 июня оппозиционный политик Булат Абилов объявил о создании так называемого фонда по возврату активов Казахстана (Asset Recovery Fund of Kazakhstan). Его появление произошло вслед за указом президента Касым-Жомарта Токаева от 5 июня о создании комиссии по возврату незаконно выведенных из страны средств во главе с генеральным прокурором. Inbusiness.kz собрал известные факты о новоиспеченном фонде и попросил экспертов прокомментировать в целом эту инициативу.
Беглый банкир на благородном коне
Первое, что ярко бросается в глаза, так это руководство нового фонда. Им, судя по официальным сообщениям, стал Оразалы Ержанов. Вбив его имя в поисковик, любой обнаружит весьма интересный пресс-портрет: бывший глава обанкротившегося АО "Наурыз банк Казахстан", объявленный в розыск за хищения средств, после чего спустя 5 лет был пойман и экстрадирован из России и впоследствии осужден на 5 лет лишения свободы.
Согласно справке Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД), ликвидационный процесс длился со 2 декабря 2005-го по 28 марта 2019 года. Вкладчики КФГД в рамках страховой защиты вправе были получить возмещение от фонда до 28 марта 2020 года. По данным фонда, всем обратившимся 3639 вкладчикам банка было выплачено 679,5 млн тенге. При этом в материалах дела фигурирует, что объем похищенных средств из банка составил более 3,5 млрд тенге за период с 2001 по 2004 год.
Понятно, что выплата КФГД состоялась в рамках системы гарантирования вкладов за счет взносов всех остальных участников банковской системы. Однако, сколько потерь понесли крупные вкладчики, а также корпоративные клиенты лопнувшего банка, в свете общественно-политических инициатив г-на Ержанова представляет существенный интерес. Особенно в свете деятельности фонда, чья главная задача – сбор информации с целью возврата незаконно приватизированных активов.
Фонд рога и копыта?
Согласно все тем же сообщениям деловых СМИ Казахстана, подписи под заявлением об учреждении фонда поставили политик Булат Абилов, финансист Оразалы Ержанов, журналист Асылбек Абдулов, журналист Сергей Дуванов и правозащитник Евгений Жовтис.
Однако спустя неделю можно констатировать, что, объявив о создании фонда, официально регистрировать его они либо еще не успели, или вовсе не решились.
Поиск одноименного фонда на разных языках в базах данных Министерства юстиции РК не дал никаких результатов. Не исключено, что цель пресс-конференции была оставить медийный след, нежели реальная работа. Пока можно лишь констатировать, что активностью хотя бы в части регистрации и формализации своей работы инициаторы фонда не блещут. В любом случае оценивать работу сложно в условиях дефицита информации.
Однако просматривается одна аналогия. Поскольку главной медийной персоной фонда стал оппозиционный политик и бизнесмен Булат Абилов, невольно приходит на ум его предыдущая инициатива о создании политической партии, объявленной в середине мая. С тех пор никаких сообщений о ходе ее создания и дальнейших планах никакой информации не поступало.
Если из 100% вернут 40% – это уже хорошо
По словам финансиста Расула Рысмамбетова, создание подобного фонда – это не первый опыт в Казахстане. Ранее такую же инициативу выдвинули экс-премьер Казахстана Акежан Кажегельдин и бывший глава партии "Руханият" Серикжан Мамбеталин.
"Сейчас это второй такой фонд в Казахстане. Если фонд имеет четкую стратегию, не собирается зарабатывать или существовать на возвращенные активы, а сразу перечислять в бюджет, то почему бы и нет? Больше фондов, больше пользы, может быть. Главное, чтобы не было внутренних распрей", – говорит он в телефонном интервью корреспонденту.
"Люди, которые выступали за создание фонда, хорошо знают предмет вывода средств, жили в старом Казахстане, знают многие вещи. Будет очень хорошо, если расскажут, как и что выводили. Можно начать с больших вещей", – продолжил он, отметив, что подобные фонды должны работать в партнерстве с государственными органами.
"Фонды должны какие-то действия согласовывать с госструктурами. Какие есть риски? Для начала (организаторы) соберут информацию, а что-то они уже знают и случайно ненароком могут предупредить тех, у кого находятся активы, ведь эти активы не просто в воздухе зависли. Они на чьем-то имени, на чьих-то счетах. Вряд ли эти люди готовы с удовольствием отдать эти деньги. Поэтому нужны координированные действия с правоохранительными структурами", – говорит эксперт.
По оценкам официальных лиц, из Казахстана незаконно выведено около 100 млрд долларов.
"100 миллиардов сказано ради красоты слова. Среди них есть "чистые" деньги, которые вывели, опасаясь, что их отберут. Это раз. Есть иностранцы, честно вложившие средства в Казахстан. И, если к ним придут и скажут "возвращай", они будут сильно удивлены, потому что это прибыль с инвестиций. Это два. А третье – конечно, все (незаконные активы за рубежом) забрать не получится. Это утопия. Если из 100% вернут 40% – это уже хорошо", – считает Расул Рысмамбетов.
"Булат Абилов хочет получить лишний медийный повод"
Политолог Марат Шибутов в комментарии Inbusiness.kz отметил, что он скептически относится к этой идее по нескольким причинам. Первая – у нас очень любят проводить пресс-конференции, для того чтобы рассказать о начале какого-то дела, но не любят делать пресс-конференции о результатах работы. Как правило, потому что, кроме намерений, никаких результатов и работы нет, подчеркивает политолог.
По его мнению, для того чтобы заявлять о создании такого фонда, надо сначала иметь точный анализ по незаконно выведенным средствам. Причем это не просто какая-то статистика Нацбанка или АФМ в целом, а конкретные данные, что такая-то корпорация или человек вывели деньги и это незаконно.
"Может, для романтиков это шок и откровение, но каждый случай незаконно выведенных средств надо рассматривать в суде, и не нашем, а в суде страны, куда деньги ушли. И тут нужны железобетонные доказательства и хорошие юристы. Ничего такого я на пресс-конференции не увидел и сомневаюсь, что дальше увижу. На мой взгляд, это обычный партийный и личный пиар – Булат Абилов хочет получить лишний медийный повод. Он же понимает, что наша аудитория обладает памятью меньше, чем золотая рыбка, и поэтому никто не будет через месяц/полгода спрашивать: "А что вы сделали?" Все просто запомнят, что Абилов боролся за возврат активов. Технология простая и как раз по нашей аудитории. Так что я считаю, что это все закончится ничем", – резюмировал Марат Шибутов.
Саян Абаев