После того как казахстанцам разрешили использовать часть своих пенсионных накоплений, востребованность сайта ЕНПФ (Единый накопительный пенсионный фонд) значительно возросла. Корреспондент Inbusiness.kz узнал у заместителя председателя правления АО "Единый накопительный пенсионный фонд" Сауле Егеубаевой о том, какие опции в связи с этим появились на сайте и сколько было потрачено средств на улучшение работы интерфейса.
– Сауле Аскаровна, скажите, насколько выросла посещаемость сайта с момента разрешения использования пенсионных накоплений?
– С момента подписания президентом Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста" посещаемость сайта ЕНПФ выросла в разы.
Только за период с 5 по 10 января 2021 года вкладчики получили 1 082 655 выписок о состоянии своих пенсионных накоплений, включая данные о сумме, доступной для целевого использования на улучшение жилищных условий и (или) оплату лечения. Общее количество вкладчиков, получивших за указанный период информацию о сумме пенсионных накоплений и сумме, доступной для целевого использования, составило 465 052 человека.
При этом более 95% выписок получены гражданами с использованием удаленных электронных услуг ЕНПФ и около 5% – в отделениях ЕНПФ при личном обращении (но и в этом случае выписка формировалась в результате обращения в информационные системы фонда). При этом надо отметить, что пользователи одномоментно обращались за одной услугой, что значительно увеличивало нагрузку.
– Не так давно сервер сайта не справился с потоком заходов и какое-то время был недоступен. На какую посещаемость рассчитаны сервера сайта?
– В обычном режиме сайт фонда рассчитан на предоставление до 50 000 различных электронных услуг и необходимой информации для вкладчиков, мобильное приложение ENPF – от 150 тысяч до 200 тысяч услуг в день.
Электронные услуги – это сервисы, обращающиеся не только во внутренние, но и во внешние системы с целью предоставления разных видов выписок, справок, дубликатов договоров и т. д.
Однако в связи с высокой востребованностью и большим количеством одновременных запросов вкладчиков по проверке своих накоплений специалистами фонда были проведены всесторонние работы по оптимизации сервисов, увеличению вычислительных мощностей, упрощению и облегчению выдаваемой информации. Это значительно увеличило возможность обработки большого количества одновременных запросов. В результате этого на сегодняшний момент системы фонда могут выдавать до 600 услуг ежеминутно, в день свыше 700 тысяч. Например, в период с 7 по 10 января в мобильном приложении и на сайте ЕНПФ было запрошено до 300 000 тысяч выписок в день, из которых все выполнены.
При этом нагрузки на системы фонда не достигли максимальных значений.
– Какие новые опции на сайте были введены?
– Для удобства и поддержки населения на сайте фонда разработан новый сервис для получения информации о пороге достаточности пенсионных накоплений cabinet.enpf.kz/porog. Воспользоваться услугой можно при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или SMS на номер мобильного телефона, зарегистрированного в базе мобильных граждан mGov.
Для авторизации с помощью ЭЦП необходимо перейти по ссылке cabinet.enpf.kz/porog, дать согласие на сбор и обработку персональных данных, выбрать сертификат подписи и посредством ЭЦП авторизоваться в услуге. Для авторизации с помощью одноразового пароля нужно сделать всего несколько шагов:
- ввести свой ИИН и номер мобильного телефона;
- дать свое согласие на сбор и обработку персональных данных;
- нажать кнопку "Отправить код";
- полученный шестизначный код ввести с мобильного телефона.
Данный дополнительный сервис удобен для вкладчиков и позволит быстро узнать порог достаточности без ЭЦП и посещения отделений ЕНПФ. Сервис полностью соответствует требованиям уполномоченных государственных органов.
Также на сайте и в мобильном приложении фонда в личном кабинете в опцию "Получение выписки" добавлена функция по получению выписки с индивидуального пенсионного счета с указанием порога достаточности для снятия части пенсионных накоплений.
– С Вашей точки зрения, что еще необходимо доработать на сайте? Сколько средств фонд потратил на IT-решения? На что конкретно были потрачены деньги?
– Департаментом информационных технологий и департаментом безопасности АО "ЕНПФ" ведется постоянная работа по оптимизации как серверной, так и фронтальной части систем с учетом возможных высоких нагрузок. Также продолжается работа по улучшению удобства интерфейса, внедрение новых видов авторизации и др.
Сайт фонда и мобильное приложение обновляются специалистами подразделения информационных технологий ЕНПФ, соответственно, затраты не требовались.
– В какие акции инвестировали накопления вкладчиков? Какова доля вложений в акции от общего портфеля фонда?
– По состоянию на 1 декабря 2020 года в акции и депозитарные расписки казахстанских и иностранных эмитентов было инвестировано 308,4 млрд тенге пенсионных накоплений, что составляет долю 2,4% от общего инвестиционного портфеля ЕНПФ.
Например в ценные бумаги субъектов квазигосударственного сектора – АО "НАК "Казатомпром" (82,9 млрд тенге), АО KEGOC (31,8 млрд тенге), АО "Казахтелеком" (9,6 млрд тенге). Ценные бумаги банков второго уровня РК – АО "Народный сберегательный банк Казахстана" (97,9 млрд тенге), АО "Банк ЦентрКредит" (1 млрд тенге), АО "Нурбанк" (0,9 млрд тенге). Ценные бумаги субъектов корпоративного сектора, таких как АО "Кселл" (38,6 млрд тенге), АО "БАЯН СУЛУ" (1,7 млрд тенге), АО KazTransCom (0,5 млрд тенге).
Также фонд инвестирует в акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов.
Деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами ЕНПФ является открытой. Информация о структуре портфеля пенсионных активов ЕНПФ в разрезе каждого финансового инструмента, инвестиционной деятельности, доходности пенсионных активов и других показателях ежемесячно публикуется на официальном сайте ЕНПФ.
– Скажите, сколько заработал фонд за счет вложения в акции за три года (или пять лет)?
– Дивиденды, полученные по акциям и депозитарным распискам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 год, составили 55,1 млрд тенге. При этом общий доход, зачисленный на счета вкладчиков, за этот период составил порядка 2,8 трлн тенге.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!