"Что мы ожидаем от этого проекта: увеличение оборачиваемости транспортных средств до 30-40%, увеличение спроса на общественный транспорт до 20%, снижение нагрузки на дорожную сеть до 30%, сокращение нарушений правил дорожного движения до 80% и увеличение загруженности парковочного пространства до 50%", - сказал на общественных слушаниях в акимате Астаны глава ТОО "Астана LRT" Талгат Ардан.
По его словам, введение платных парковочных мест на самых перегруженных на текущий момент участках столицы потребует инвестиций в размере 9-12 млн евро. Он не назвал период реализации всего проекта в целом, но озвучил начало реализации пилотного проекта на 910 машиномест вдоль Водно-зеленого бульвара (от ул. Орынбор до ул. Кабанбай батыра) – III квартал 2016 года.
В акимате города считают, что это будет одним из ряда решений, которые будут реализованы для снижения нагрузки на улично-дорожную сеть. В настоящее время уровень автомобилизации населения в Астане составляет 340 машин на 1000 жителей.
Планируется создание системы управления транспортными парковками, в которую войдут уличные, придомовые, привокзальные, перехватывающие (на въезде в город) парковки, площади, штрафстоянки. "Будет вестись постоянный мониторинг заполняемости этих паркингов, информирование водителей, пассажиров и пешеходов о наличии этих зон, а также будет включена автоматическая фиксация нарушений ПДД. Для пользования платными парковками будет введено оборудование по взиманию платы за парковку, а также предполагается оплата посредством мобильных приложений", - рассказал Талгат Ардан.
Предполагается, что плата будет взиматься только в дневное время. Для жителей близлежащих жилых домов услуги парковок будут бесплатными.
Кроме парковок в пределах города планируется организовать перехватывающие парковки при въезде в Астану. Для водителей и пассажиров, оставивших автомашину на таких парковках, для их доставки в город запустят шатл-басы. Проезд на них будет бесплатным.
По словам главы "Астана LRT", это необходимо сделать для сокращения транспортного потока, поскольку сейчас в столицу ежедневно въезжают порядка 75 тысяч автомашин со стороны Караганды, Костаная, Павлодара, Косшы, Коргалжын и Кокшетау.
"Основная нагрузка приходится с семи до десяти утра. Причем со стороны Косшы в этот период у нас почти 34%, что составляет 4500 транспортных средств. В качестве справки: уровень загруженности в утренние часы пик по Кабанбай батыра, Туран, Богенбай батыра, Тлендиева уже достиг порогового критического значения 85%. То есть на сегодняшний день эти улицы уже не имеют возможности дальнейшего развития, входной и исходной поток заполнил эти улицы и маневра уже нет. В связи с этим предлагается механизм, который имеет международное подтверждение: внедрение платного въезда. Условно говоря с семи до десяти утра въезд в город - 200 тенге. Альтернатива - можно въехать до семи утра или после десяти утра. Для мотивации – общественный транспорт будет возить без оплаты", - говорит г-н Ардан.
Для организации перехватывающих парковок акимат уже определил земельные участки и на текущем этапе разрабатывается технико-экономическое обоснование.
Как говорит Талгат Ардан, парковки будут платными со свободным въездом, но в течение 24 часов водитель должен оплатить услугу. Иначе ему грозит штраф за нарушение Административного кодекса в размере пяти месячных расчетных показателей (1 МРП в 2016 году составляет 2 121 тенге).
Саян Абаев